Образование вперёд двигают специалисты, которые не стоят на месте, а идут в ногу со временем. Так считает педагог-психолог детского сада «Почемучка» города Перми Ксения Кирякова. Много лет она работает в системе дошкольного образования, помогая родителям и детям найти общий язык.
Ксения Кирякова рассказала, как меняются требования к воспитателям и учителям, почему не надо запрещать мальчикам играть в куклы, а также поделилась советом, как не выгореть на работе.
Современный подход
Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: Вы 14 лет в педагогике. Как за это время изменилась работа дошкольных работников и учителей?
Ксения Кирякова: Раньше не было профстандарта педагога, в котором были бы отражены требования к специалистам. Теперь он есть, и это очень важно. В нём перечислены основные компетенции, которые должны быть у современного педагога. Сегодня одной из ключевых является ИКТ-компетентность (знание информационных технологий и умение ими пользоваться. – Авт.). Мы понимаем, что большой процент людей уже не может представить жизнь без гаджетов, интернета, соцсетей. Раньше педагоги размещали информацию для родителей на стендах в коридоре. А сейчас их мало кто читает. Мы выкладываем статьи на сайте, ведём группы «ВКонтакте», публикуем видеозаписи и посты. То есть формат донесения информации кардинально меняется.
Изменился и подход к детям. Раньше педагог был транслятором знаний, неким субъектом, а ребёнок был объектом – губкой, которая эти знания впитывала. Сегодня же выстраиваются субъект-субъектные отношения: учитель даёт знания, а ребёнок их принимает и задаёт вопросы. Он не просто молчаливый слушатель, а активный участник этой деятельности.
Если говорить про школу, то в настоящий момент большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности. Считаю, что это правильно. У школьника появляется мотивация учиться, ведь он начинает понимать, как и где сможет применить свои знания и умения в будущем. То есть школа готовит ребёнка к жизни. Ещё активно разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты педагога. Современный педагог не стоит на месте, он всё время развивается. Конечно, так было и раньше, но сейчас всё происходит в новом формате.
– А важны ли для развития конкурсы профмастерства?
– У каждого из нас есть свой интересный профессиональный опыт. Конкурсное движение даёт возможность обменяться этим опытом и предоставляет шанс поработать с экспертами. Например, во время конкурса «Учитель года» был формат общения с жюри «без галстуков». Они говорили о том, что участники могли бы улучшить в своих работах, проектах. Это точки роста, которые действительно помогают совершенствоваться, узнавать новое или начинать что-то делать иначе. Для меня это было значимо.
Другие дети
– Думаю, многие слышали такую фразу – «сейчас дети другие пошли». Действительно ли это так?
– Да, дети сейчас другие. Вспомните «Отцы и дети» Тургенева. Каждое поколение – оно всегда другое. В моём детстве мы с ребятами играли в казаков-разбойников, показывали концерты на веранде для бабушек, проводили всё свободное время в общении с другими ребятами. Сейчас у детей это общение перешло в интернет.
– Гаджеты – это зло?
– Гаджеты – это бич современного общества. Они могут негативно влиять на психику ребёнка. Например, когда малыш сидит в коляске, ему важно наблюдать за окружающим миром, знакомиться с ним. Ребёнок до двух-трёх лет познаёт мир через общение с реальными предметами. В этот момент не стоит давать ему телефон, в котором просто меняется картинка. Он верит в то, что видит, и может начать терять связь с реальностью. У многих детей сейчас проблемы с речью. А почему? Просто потому, что с ними никто не говорит. Мамы и папы сидят в телефонах, дают планшеты детям, чтобы они их не беспокоили. Поэтому пассивная речь плохо формируется. А она важна для того, чтобы ребёнок заговорил.
Но у любой медали – две стороны. И даже в планшетах есть хорошие вещи, в том числе игры, которые могут помочь выучить цвета, развить память или логику. Это здорово. Но общение с планшетом не должно стать преобладающей деятельностью.
Так, у ребёнка в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Это не игра в планшете. Ребёнок играет в маму, папу, повара, продавца, полицейского или пожарного. Можно сказать, что таким образом он проживает свою будущую жизнь. Некоторые папы, допустим, против того, чтобы мальчики играли в куклы. Но исследования говорят, что зря. Потому что мальчик во время игры берёт на себя роль папы, и когда он вырастает, то навык взаимодействия с ребёнком у него уже есть. Понятно, что он отличается от реального. Однако ребёнок понимает, что малыша нужно покатать в коляске, укачать, покормить. Если же ребёнок всё детство просидит в планшете, то во взрослом возрасте он просто не будет знать, как выполнять многие простые задачи.
– Очень важная категория – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как меняется подход к ним в образовательных учреждениях?
– Раньше дети с ОВЗ обучались на дому либо в специальных учреждениях. Сейчас же идёт развитие инклюзивного образования. Это хорошо. Во-первых, потому что дети, которые находятся в группе с ребёнком с ОВЗ, начинают понимать, что вокруг есть разные люди. И это нормально. Когда они выходят в жизнь и сталкиваются с людьми с ОВЗ, то они не отгораживаются от них. Во-вторых, детям с ОВЗ важно научиться общаться с обычными ребятами. Ведь когда они выходят за стены учебных заведений их окружают обычные люди. Это взаимодействие идёт на пользу и тем, и другим.
Оставаться в ресурсе
– Вы живёте под девизом «Всё что ни делается – к лучшему». Как вы его объясняете?
– Стараюсь позитивно смотреть на жизнь. Считаю, что в любой, даже самой плохой ситуации есть что-то хорошее. И важно это хорошее найти. Ведь ситуации не бывают ни плохими, ни хорошими. Такими мы их делаем сами. К одним и тем же обстоятельствам один человек может отнестись позитивно, а другой негативно. Простой пример: у пессимиста – стакан наполовину пуст, а у оптимиста – наполовину полон.
Кроме этого, очень многие не дают себе право ошибаться. Если что-то случается, то они начинают погружаться в чувство вины, зацикливаются на негативных мыслях. Но важно посмотреть, чему эта ситуация научила. Иногда нужно принять в себе человека, который может совершить ошибку. Ошибаться – это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
– 27 сентября отмечают День педагога и воспитателя. Что хотите сказать людям, которые решили связать жизнь с этой сферой?
– Первое, что могу пожелать, – оптимизма, потому что в нашей профессии важно оставаться в приподнятом настроении. Второе – взаимопонимания с детьми и родителями. И, конечно, успехов в профессиональной деятельности.
Часто педагоги много времени уделяют работе, забывая о себе. Даже если вы любите свою работу, организм всё равно устаёт, потому что это физически и эмоционально затратная профессия. Надо восстанавливать свой ресурс, чтобы не выгореть. Если вы будете находить время для себя, получать удовольствие от того, что вы делаете, то жизнь будет прекрасна.