Примерное время чтения: 9 минут
319

Дети уже не те? Педагог-психолог – о воспитании и конкурсе «Учитель года»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Прикамье 27/09/2023
У ребёнка в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.
У ребёнка в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. / Александр Фирсов / АиФ

Образование вперёд двигают специалисты, которые не стоят на месте, а идут в ногу со временем. Так считает педагог-психолог детского сада «Почемучка» города Перми Ксения Кирякова. Много лет она работает в системе дошкольного образования, помогая родителям и детям найти общий язык.

Ксения Кирякова рассказала, как меняются требования к воспитателям и учителям, почему не надо запрещать мальчикам играть в куклы, а также поделилась советом, как не выгореть на работе.

Современный подход

Татьяна Титова, «АиФ-Прикамье»: Вы 14 лет в педагогике. Как за это время изменилась работа дошкольных работников и учителей?

Ксения Кирякова: Раньше не было проф­стандарта педагога, в котором были бы отражены требования к специалистам. Теперь он есть, и это очень важно. В нём перечислены основные компетенции, которые должны быть у современного педагога. Сегодня одной из ключевых является ИКТ-компетентность (знание информационных технологий и умение ими пользоваться. – Авт.). Мы понимаем, что большой процент людей уже не может представить жизнь без гаджетов, интернета, соцсетей. Раньше педагоги размещали информацию для родителей на стендах в коридоре. А сейчас их мало кто читает. Мы выкладываем статьи на сайте, ведём группы «ВКонтакте», публикуем видеозаписи и посты. То есть формат донесения информации кардинально меняется.

Изменился и подход к детям. Раньше педагог был транслятором знаний, неким субъектом, а ребёнок был объектом – губкой, которая эти знания впитывала. Сегодня же выстраиваются субъект-субъектные отношения: учитель даёт знания, а ребёнок их принимает и задаёт вопросы. Он не просто молчаливый слушатель, а активный участник этой деятельности.

Профстандарты педагога начали вводить с 2016 года.
Профстандарты педагога начали вводить с 2016 года. Фото: Из личного архивa/ Ксения Кирякова

Если говорить про школу, то в настоящий момент большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности. Считаю, что это правильно. У школьника появляется мотивация учиться, ведь он начинает понимать, как и где сможет применить свои знания и умения в будущем. То есть школа готовит ребёнка к жизни. Ещё активно разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты педагога. Современный педагог не стоит на месте, он всё время развивается. Конечно, так было и раньше, но сейчас всё происходит в новом формате.

– А важны ли для развития конкурсы профмастерства?

– У каждого из нас есть свой интересный профессиональный опыт. Конкурсное движение даёт возможность обменяться этим опытом и предоставляет шанс поработать с экспертами. Например, во время конкурса «Учитель года» был формат общения с жюри «без галстуков». Они говорили о том, что участники могли бы улучшить в своих работах, проектах. Это точки роста, которые действительно помогают совершенствоваться, узнавать новое или начинать что-то делать иначе. Для меня это было значимо.

Конкурсы профмастерства позволяют обмениваться опытом.
Конкурсы профмастерства позволяют специалистам обмениваться опытом. Фото: Из личного архивa/ Ксения Кирякова

Другие дети

– Думаю, многие слышали такую фразу – «сейчас дети другие пошли». Действительно ли это так?

– Да, дети сейчас другие. Вспомните «Отцы и дети» Тургенева. Каждое поколение – оно всегда другое. В моём детстве мы с ребятами играли в казаков-разбойников, показывали концерты на веранде для бабушек, проводили всё свободное время в общении с другими ребятами. Сейчас у детей это общение перешло в интернет.

– Гаджеты – это зло?

– Гаджеты – это бич современного общества. Они могут негативно влиять на психику ребёнка. Например, когда малыш сидит в коляске, ему важно наблюдать за окружающим миром, знакомиться с ним. Ребёнок до двух-трёх лет познаёт мир через общение с реальными предметами. В этот момент не стоит давать ему телефон, в котором просто меняется картинка. Он верит в то, что видит, и может начать терять связь с реальностью. У многих детей сейчас проблемы с речью. А почему? Просто потому, что с ними никто не говорит. Мамы и папы сидят в телефонах, дают планшеты детям, чтобы они их не беспокоили. Поэтому пассивная речь плохо формируется. А она важна для того, чтобы ребёнок заговорил.

Гаджеты могут негативно влиять на психику ребёнка. Фото: pixabay.com

Но у любой медали – две стороны. И даже в планшетах есть хорошие вещи, в том числе игры, которые могут помочь выучить цвета, развить память или логику. Это здорово. Но общение с планшетом не должно стать преобладающей деятельностью.

Так, у ребёнка в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Это не игра в планшете. Ребёнок играет в маму, папу, повара, продавца, полицейского или пожарного. Можно сказать, что таким образом он проживает свою будущую жизнь. Некоторые папы, допустим, против того, чтобы мальчики играли в куклы. Но исследования говорят, что зря. Потому что мальчик во время игры берёт на себя роль папы, и когда он вырастает, то навык взаимодействия с ребёнком у него уже есть. Понятно, что он отличается от реального. Однако ребёнок понимает, что малыша нужно покатать в коляске, укачать, покормить. Если же ребёнок всё детство просидит в планшете, то во взрослом возрасте он просто не будет знать, как выполнять многие простые задачи.

– Очень важная категория – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как меняется подход к ним в образовательных учреждениях?

– Раньше дети с ОВЗ обучались на дому либо в специальных учреждениях. Сейчас же идёт развитие инклюзивного образования. Это хорошо. Во-первых, потому что дети, которые находятся в группе с ребёнком с ОВЗ, начинают понимать, что вокруг есть разные люди. И это нормально. Когда они выходят в жизнь и сталкиваются с людьми с ОВЗ, то они не отгораживаются от них. Во-вторых, детям с ОВЗ важно научиться общаться с обычными ребятами. Ведь когда они выходят за стены учебных заведений их окружают обычные люди. Это взаимодействие идёт на пользу и тем, и другим.

Оставаться в ресурсе

– Вы живёте под девизом «Всё что ни делается – к лучшему». Как вы его объясняете?

– Стараюсь позитивно смотреть на жизнь. Считаю, что в любой, даже самой плохой ситуации есть что-то хорошее. И важно это хорошее найти. Ведь ситуации не бывают ни плохими, ни хорошими. Такими мы их делаем сами. К одним и тем же обстоятельствам один человек может отнестись позитивно, а другой негативно. Простой пример: у пессимиста – стакан наполовину пуст, а у оптимиста – наполовину полон.

Кроме этого, очень многие не дают себе право ошибаться. Если что-то случается, то они начинают погружаться в чувство вины, зацикливаются на негативных мыслях. Но важно посмотреть, чему эта ситуация научила. Иногда нужно принять в себе человека, который может совершить ошибку. Ошибаться – это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Учителям важно научиться восстанавливать ресурс.
Ксения Кирякова старается искать в любой ситуации позитивную сторону. Фото: Из личного архивa/ Ксения Кирякова

– 27 сентября отмечают День педагога и воспитателя. Что хотите сказать людям, которые решили связать жизнь с этой сферой?

– Первое, что могу пожелать, – оптимизма, потому что в нашей профессии важно оставаться в приподнятом настроении. Второе – взаимопонимания с детьми и родителями. И, конечно, успехов в профессиональной деятельности.

Часто педагоги много времени уделяют работе, забывая о себе. Даже если вы любите свою работу, организм всё равно устаёт, потому что это физически и эмоционально затратная профессия. Надо восстанавливать свой ресурс, чтобы не выгореть. Если вы будете находить время для себя, получать удовольствие от того, что вы делаете, то жизнь будет прекрасна.

Досье
Ксения Кирякова. Родилась в Перми. В 2009 г. окончила Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «дошкольная педагогика и психология». В 2011 г. получила специальность «педагогика и психология», в 2019 г. – степень кандидата педагогических наук. Работала воспитателем, старшим воспитателем, методистом в разных детских садах города. Победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2023» в номинации «Педагог дошкольного образовательного учреждения».
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах