Примерное время чтения: 11 минут
301

Дать детям корни и крылья. Как школьникам привить любовь к природе

Сюжет Проект «СПАСИБОНАСТАВНИК»
Учитель биологии Валентина Буравлёва.
Учитель биологии Валентина Буравлёва. / Татьяна Титова / АиФ

Любовь к природе, любовь к городу и родному краю неразделимы, считает учитель биологии школы № 132 Перми, руководитель Центра эколого-биологических исследований и природоохранной работы детско-юношеского центра (ДЮЦ) «Рифей» Валентина Буравлёва. Она уверена, чтобы привить эту любовь, надо знакомить детей с природой на максимально близком расстоянии. Как это сделать?

Талант наставника – увидеть ребёнка

Валентина Буравлёва родом из небольшого северного посёлка Сим, который находится в Соликамском районе Пермского края. Училась она в местной школе, а после 10 класса поступила на биологический факультет в Пермский государственный университет. После окончания вуза Валентина Буравлёва вернулась на малую родину. Невидимые нити тянули её домой. В Симской школе она работала 15 лет. Но в двухтысячные годы учитель приняла решение переехать в Пермь. С тех пор она преподаёт биологию в школе № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля.

Педагогический стаж Валентины Буравлёвой – 39 лет.
Педагогический стаж Валентины Буравлёвой – 39 лет. Фото: Из личного архива/ Валентина Буравлёва

В краевой столице учителю удалось выстроить целую сетевую структуру взаимодействия школы с ДЮЦ «Рифей», местными вузами и учёными. Валентина Буравлёва стала развиваться не только в педагогической деятельности, но и в наставнической.

«Чем отличается наставник от простого педагога? Конечно, это, прежде всего, ещё и друг, с которым ребёнок разделяет радости и трудности, – считает Валентина Буравлёва. – Мне нравится фраза: «Мы должны дать детям корни и крылья». В этом, на мой взгляд, и есть роль наставника».

Педагог-наставник – это друг для ребёнка.

По мнению учителя, талант педагога-наставника заключается в умении «увидеть ребёнка». С этой задачей Валентине Буравлёвой помогает справляться ещё одно её увлечение – туризм.

«Походная жизнь даёт большие возможности, чтобы ребёнка увидеть. Серенький воробушек, сидящий за партой, порой раскрывается совершенно с неожиданной стороны при неформальном общении, например, сидя у костра. Появляется возможность найти ту жемчужинку, которая есть в каждой раковине, рассмотреть её и раскрыть», – прокомментировала учитель.

Валентина Буравлева увлекается туризмом.
Валентина Буравлева много лет увлекается туризмом. Фото: Из личного архива/ Валентина Буравлёва

За 39 лет педагогического стажа Валентина Буравлёва разглядела не одну такую жемчужину. Многие её ученики окончили университеты, стали кандидатами биологических наук, продолжив заниматься вопросами, которые начали изучать ещё в школе.

«Всё, что у меня есть, я стараюсь дать детям, – рассказала Валентина Буравлёва. – Древнеримский философ Сенека сказал: «Уча других, мы учимся сами». Я с этим согласна. Каждый мой ребёнок – это частичка меня самой, то есть я вырастаю и становлюсь лучше вместе с ними. Я подчеркну, что не стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик, который находится под моим крылом, в будущем стал профессиональным биологом. Это вообще не важно. Но я точно знаю, что мои ребята через всю жизнь пронесут любовь к природе, и все свои решения, в том числе профессиональные, будут соизмерять с тем, чтоб не навредить ей. Вот это самое главное».

Приблизить природу

Чтобы привить любовь к природе, надо показывать её детям на близком расстоянии, считает Валентина Буравлёва. Особенно актуально это для городских школьников – они зачастую изучают биологию и экологию по книжкам и гаджетам. Поэтому учитель старается выводить свои занятия за пределы стен учебного заведения.

Учитель считает, что занятия по биологии и экологии надо выводить за пределы школы.
Учитель считает, что занятия по биологии и экологии надо выводить за пределы школьных стен. Фото: Из личного архива/ Валентина Буравлёва

Например, Валентина Буравлёва организовывала экспедиции «Уральский Север» на свою малую родину. В Соликамском районе команда из школьников, студентов и учёных сделала не одно открытие, в том числе впервые нашла редкий вид папоротника в регионе, новые места обитания растений, занесенных в Красную книгу Пермского края.

«Открытия, которые мы делаем, – это важная мотивация. У ребят возникает гордость: это уже не просто школьные проекты, а настоящая научная работа, о которой знают, и которую уважают в высшей школе», – сказала учитель.

Открытия, которые в результате исследовательской работы делают ребята, – это важная дня них мотивация.

Но экспедиции – далеко не единственный способ приблизить школьников к природе. Под руководством Валентины Буравлёвой в Черняевском лесу Перми появились две экологические тропы «Дорога домой» и «Тропинка открытий». Учитель с ребятами в тесном сотрудничестве с Черняевским лесничеством разработали аншлаги, создали экологический класс, игровую и декоративную площадки на особо охраняемой природной территории.

Несмотря на то, что от школы № 132 до Черняевского леса рукой подать (идти минут 10), учитель хотела, чтобы дети соприкасались с природой сразу со школьного крыльца. Это желание поспособствовало тому, что на крыше школы появилась пасека, а на пришкольном участке обустроили интерактивное образовательное пространство – городок «Экоград Terra Verde».  

На пришкольной территории городок «Экоград Terra Verde»
Городок «Экоград Terra Verde» – уникальное эколого-краеведческое пространство. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

А ещё с ребятами Валентина Буравлёва создала несколько экофильмов про природу Пермского края. Один из них – «Гайва. Пермская амазонка» – стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Воплотить масштабные проекты в жизнь учителю удалось благодаря конкурсу «Пермь – мастерская будущего», который 17 лет подряд проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».

«Отдельная грань моей педагогической и наставнической деятельности связана с этим конкурсом. Я перелистываю назад страницы его истории и понимаю, какой огромный объём работы был сделан при поддержке предприятия. Финансовая составляющая и признание заслуг (победы и завершающие мероприятия конкурса) – это, конечно, очень ценно. И я с благодарностью к этому отношусь», – сказала Валентина Буравлёва.

Воплотить масштабные проекты в жизнь учителю удалось благодаря конкурсу «Пермь – мастерская будущего»
Многие свои задумки учителю удалось воплотить благодаря конкурсу «Пермь – мастерская будущего». Фото: Из личного архива/ Валентина Буравлёва

«Мама-медведица»

Помощник генерального директора по связям с общественностью «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк считает, что Валентина Буравлёва не просто талантливый учитель, но и яркий пример экоактивиста, который своей энергией, идеями и стремлением к изучению природы заряжает детей на исследовательские проекты, приучает заботиться о нашей планете и преображать мир вокруг.

Подтверждением того являются ученики педагога. Например, выпускница школы № 132 Мария Федосеева сейчас учится на направлении «география» в Южном федеральном университете. А её любовь к географии началась с любви к родному краю, которую в том числе привила учительница.

«Я училась в школе № 132 только в старших классах. С Валентиной Петровной я впервые в жизни сходила в поход. Так в мою жизнь пришёл туризм, теперь я ищу и стараюсь не упускать возможности путешествовать по Пермскому краю, – поделилась Мария Федосеева. – Валентина Петровна стала для меня не просто учителем, а другом, наставником. Всеми моими жизненными переживаниями я готова поделиться с ней. Она многому меня научила и продолжает учить до сих пор. Я вообще считаю, то учителя бывшими не бывают».

Мария Федосеева также рассказала, что Валентина Буравлёва как руководитель школьного экоотряда «Медведи» называет себя мамой-медведицей. И это, по мнению девушки, полностью её характеризует. 

Валентина Буравлёва как руководитель школьного экоотряда «Медведи» называет себя мамой-медведицей
Валентина Буравлёва называет себя мамой-медведицей. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Она действительно для каждого из нас такая мама-медведица, которая заботится и всегда готова подсказать. Но в то же время она бывает строгой – указывает на ошибки, никогда не будет излишне восхвалять – всегда скажет чётко и по делу. Если заслужил, тебя похвалят. Если ты не прав, то тебе об этом скажут. А когда общаешься с ней, то возникает чувство, что она тебя обнимает своим разговором», – подытожила выпускница школы № 132.

Кстати
За заслуги и добросовестный труд в сфере образования Валентина Буравлёва получила массу благодарностей и наград, в числе самых значимых – звания «Почетный работник сферы образования» и «Лучший учитель России» (его преподаватель завоёвывала трижды).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах