Примерное время чтения: 16 минут
2367

Экологический просвет. Как школьники помогают природе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Прикамье 22/12/2021 Сюжет Пермь - мастерская будущего - 2021
Мастер-классы по изготовлению семенных бомбочек имели успех.
Мастер-классы по изготовлению семенных бомбочек имели успех. / Ольга Семёнова / АиФ

«Зелёный» тренд укрепляется в нашем крае с каждым годом. Пока некоторые только начинают делать ставку на экологичность, другие уже сильно продвинулись в таких направлениях, как ответственное потребление и защита окружающей среды.

Яркий пример этому – участники конкурса «Пермь – мастерская будущего». В этом году школьному конкурсу экологических проектов исполнилось 15 лет. За это время сотни мальчишек и девчонок сделали что-то хорошее для города – от очистки его природных островков от мусора до серьёзных исследовательских проектов.

Конкурс, который все эти годы проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», становится всё популярнее. Многие школьники, кстати, после участия в нём стали экологами. А те, кто выбрал другую профессию, тоже продолжают заботиться об окружающей среде – сортируют мусор, ходят на субботники, защищают зелёные насаждения…

Время бежит, меняются многие вещи. Но из года в год появляются новые юные экологи, которые вновь удивляют город своими проектами. В этом году наметился новый виток развития конкурса. Итогом большинства работ ребят стали видеоролики и фильмы. Как ни крути, мультимедийность – ещё один тренд, который, как показали школьники, отлично дружит с модой на экологичность. Что же получилось у ребят на этот раз?

Бомбические цветы

Ученики школы № 93 «Фотоника» решили, что в нашем городе слишком мало газонов и почти нет дикоросов. Поэтому придумали высадить на пустырях полевые цветы и травы.

Идея родилась в прошлом году у школьницы Софии Обориной, когда она приехала на дачу во время ограничительных мер из-за пандемии. Любуясь окрестными полями, девочка подумала: отчего бы и в городе не поселиться такой красоте?

Но как это сделать? София вместе со своей мамой и с одноклассниками нашли способ. Они приняли участие в конкурсе с проектом «Сидбомбинг, или Партизанское садоводство» и стали одними из победителей.

Суть затеи оригинальна и при этом проста. Ребята делают семенные бомбочки – шарики из смеси порошковой глины, биогумуса, семян и воды. Разбрасывать их можно где угодно – на пустырях, неряшливых газонах, во дворах домов. Закапывать не нужно – со временем семена прорастут. Летом ребята провели мастер-классы по изготовлению семенных бомбочек. К ним присоединились сверстники и взрослые.

«Детям нравится идея партизанского садоводства. Они ведь любят пошалить, а тут им предлагают кинуть бомбочки на пустырь. Получается полезное хулиганство. Дочка лепит их без остановки, рассказывает о сидбомбинге всем своим друзьям», – говорит мама Софии и руководитель проекта Евгения Оборина.

Не хуже Амазонки

Ещё одна команда из школы № 132 победила с проектом «Пермская Амазонка. Рисуем портрет». Ребята сосредоточились на изучении Гайвы – уникальной и чистой реки Перми.

Ученики школы № 132 изучают реку Гайву и её берега.
Ученики школы № 132 изучают реку Гайву и её берега. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Школьники влюбились в этот водоём после экологического сплава. Увидев петляющее устье и её удивительных обитателей, они не могли не заняться их изучением. Проект назвали «Пермская Амазонка», потому что с высоты птичьего полёта река напоминает реку Южной Америки.

«Мы с ребятами занимаемся изучением растений, произрастающих на берегу реки, и животных, которые обитают в водоёме. К примеру, исследовали бентос (это совокупность организмов на дне). Гайва – уникальная река. Весной она образует пойменные озёра. После того как она возвращается в привычное русло, они остаются. В этих озёрах кишит жизнь, и это очень интересно для зоологов», – рассказывает руководитель, педагог и куратор проекта Валентина Буравлёва.

Ребята собрали очень много материала. Впереди – скрупулёзная и большая работа по его анализу и структурированию. Ещё один итог работы – два фильма. Один из них посвящён самой реке, её природному многообразию. Фильм красивый и серьёзный. Второй посвящён работе ребят и их руководителя в этом году. Этот фильм трогательный и весёлый.

Несмотря на разницу в возрасте, участники команды хорошо сработались. В проекте задействованы ученики всех школьных звеньев – от начальных классов до выпускных. Грамотно распределив роли, они проделали большую работу и получили массу впечатлений. Благодаря конкурсу у школы появился новый катамаран. На нём ребята сплавлялись по Гайве и изучали её растительный и животный мир. Некоторые впервые отправились в такое путешествие и говорят, что запомнят его на всю жизнь.

Витя Щёкин учится только в четвёртом классе, а уже умеет брать пробы и немало знает о донных животных. Этот год стал для мальчика годом открытий и удивительных впечатлений.

Никита Кондаков – старше­классник. Он тоже рад участию в проекте.

«Конкурс «Пермь – мастерская будущего» даёт отличный толчок для развития наших проектов. Это очень полезная инициатива, благодаря которой наш город становится лучше с каждым годом. Надеюсь, что мастерская будет жить и дальше», – говорит Никита.

Распахни «Окно»

Пока ребята из школы № 132 любуются птицами, ученики школы «ЭнергоПолис» не могут оторвать глаз от малых рек Перми. Конечно, они встречают там и пернатых, и других обитателей долин – мальков, насекомых и даже раков.

Ребята из киностудии «Окно» создали настольную игру и пазлы.
Ребята из киностудии «Окно» создали настольную игру и пазлы. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

В прошлом году ребята основали школьную киностудию «Окно», влюбились в Мулянку и сняли о ней фильм. В этом году они решили расширить границы знаний и отправились в путешествие по нескольким рекам. Конечно, взяв с собой видеокамеру. В итоге они создали фильм «Малые реки Перми», в котором делятся своими наблюдениями и фактами из истории. В дополнение к киноленте ребята разработали настольную игру «Реки и растения Пермского края» и пазл по мотивам своих путешествий. В качестве иллюстраций выбрали фотографии, созданные во время «знакомства» с реками. Большинство снимков сделала школьница Анастасия Садилова. По словам руководителя проекта Светланы Карскановой, у девочки есть большой талант к фото- и видеосъёмкам. В фильме ей удалось передать движение воды. Ещё один участник проекта – школьник Сергей Медведев – освоил специальную программу, в которой создал карточки для настольной игры и детали пазла.

Ребята в восторге от малых рек и их берегов. Они любовались растениями и цветами, изучали содержимое водоёмов и совершенствовали навыки съёмки видео. Но были и не очень радостные моменты. Школьников расстроило состояние некоторых малых рек.

«На Данилихе мы увидели очень много мусора. При этом на таких грязных берегах расцветает природа – там растут колокольчики и незабудки, очень красиво», – говорит школьница Гелла Бадяева.

В этом году киностудия пополнилась новыми участниками – к основной команде присоединились ученики начальных классов. Они с энтузиазмом включились в проект и тоже сделали для себя много открытий. Одно из сильных впечатлений – попытка снять на камеру то, что происходит в воде под кромкой льда. Для этого школьники попросили рыбаков уступить им ненадолго одну из лунок. К сожалению, качество съёмок оставляет желать лучшего – в мутной воде почти ничего не удалось разглядеть. Но ребята не отчаиваются и надеются, что у них ещё будет шанс заглянуть на глубину  водоёмов.

Возраст не помеха

Прививать экологическую культуру стоит с малых лет. В школе № 76 в этом уверены. Возраст – не помеха для экологического просвещения. Четвероклассники на собственном примере доказывают, что даже маленькие дети могут научить чему-то ребят помладше.

Четвероклассники рассказали дошколятам, как подарить вторую жизнь мусору.
Четвероклассники рассказали дошколятам, как подарить вторую жизнь мусору. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Вместе со своей учительницей Ириной Мохначёвой юные экологи создали проект «Экоша – XXI». Его суть в том, чтобы рассказать малышам из детского сада, как сортировать мусор и как не причинять окружающей среде  вред. Подают информацию в игровой форме. Ребята вместе с руководителем придумали «Весёлый поезд» с экологическими станциями, по которым и стали путешествовать дошколята.

О чём только ни рассказали юные экологи малышам! К примеру, о том, какие бывают виды мусора и как правильно его утилизировать, как дать вторую жизнь вещам, на что заменить пластиковые и полиэтиленовые вещи… Вместо маленьких пакетов ребята предлагают использовать тканевые мешочки, которые они раскрашивали с дошколятами. Пластиковую бутылку из-под питьевой воды лучше заменить многоразовой. Кстати, повторно использовать обычную – вредно для нашего организма. Ребята даже придумали, как использовать пластик в играх. Например, из той же бутылки можно сделать бильбоке (игрушка с прикреплённым к ней на верёвочке шариком, который надо поймать). А из крышек можно создать украшения – брелоки и медали.

Теперь школьники и их семьи со знанием дела сортируют мусор, а дошколята берут с них пример. Ребята верят, что постепенно можно минимизировать количество отходов, а остатки – перерабатывать. Они будут продолжать заботиться об окружающей среде, а учительница поддержит их во всём. Главное, что благодаря помощи лукойловцев есть реальные возможности для добрых дел.

Синица в руке

Наблюдение за птицами (бёрдинг) уже несколько лет популяризируется в Перми. Во многом это заслуга ребят из школы № 132. Тему эту прорабатывать начали они, а сейчас раскрывают с разных сторон. В этом году ученики сняли познавательный фильм о пернатых Черняевского леса.

Бёрдинг стал увлечением для сотен пермяков.
Бёрдинг стал увлечением для сотен пермяков. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Чтобы подать материал профессионально, ребята прослушали лекции и прошли мастер-классы от пермского гуру съёмок документальных фильмов о природе Виктора Семёнова. В итоге ребята сняли фильм под названием «Птичьи этажи Черняевского леса». Героем видеоролика стал школьник Илья Шурупов. Он умело работает в кадре и рассказывает об особенностях пернатых городского леса. Из фильма можно узнать, какие птицы обитают в лесу, чем они питаются и как вьют гнёзда. По словам школьника, один из главных посылов фильма заключается в том, что люди должны оберегать пернатых и заботиться о них. Вскоре киноролик начнут показывать в образовательном учреждении.

«Ролик обучающий. Он рассчитан на детскую аудиторию. То, что в кадре есть ребёнок, который доступным языком подаёт информацию сверстникам, – очень здорово. В планах – создание мини-блогов про птиц. Думаем размещать их в нашей группе в соцсетях, чтобы как можно больше юных и взрослых пермяков узнали о пернатых, о бёрдинге и присоединились к нашему движению», – говорит руководитель проекта Екатерина Харитонова.

Ребята, участвующие в проекте, уверены, что бёрдинг – отличное времяпрепровождение. По словам школьника Фёдора Харитонова, оно дарит умиротворение.

«Наблюдение за птицами может помочь тем, кто грустит и даже находится в состоянии депрессии. После прогулки, во время которой наблюдаешь за пернатыми, настроение улучшается», – говорит подросток.

В планах команды – не оставлять развитие бёрдинга в Перми и заняться облагораживанием «Птичьей тропы» в Черняевском лесу. Ребята хотят обновить там информационные стенды и создать методички для учителей – чтобы те могли рассказывать ребятам о пернатых.

Участие в конкурсе «Пермь – мастерская будущего» – важная веха в жизни школы № 132. Из года в год проекты ребят – одни из лучших. Школьники уже не представляют своей жизни без конкурса, который помогает заботиться о природе родного города.

Мастери в стиле Eco

Команда школы № 93 «Фотоника» выиграла с проектом «Изобретай Eco». Ребята ещё в прошлом году создали этот фестиваль-конкурс экологического творчества и изобретательства.

Юные изобретатели придумали уникальный очиститель воздуха.
Юные изобретатели придумали уникальный очиститель воздуха. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Сейчас они продолжают развивать своё детище, которое пользуется огромной популярностью среди иных кулибиных. Талантливые ребята представляют на фестивале-конкурсе изобретения экологической направленности. К примеру, второклассница Даша Мохова создала игру, которая поможет научить сортировать виды отходов.

Команда школы № 93 «Фотоника» представила проект уникального очистителя и увлажнителя воздуха. Его фишка в том, что в качестве фильтра выступает мох.

«Защита лёгких сегодня очень актуальна. В общественных местах мы ходим в масках, а дома или на работе люди сталкиваются с сухим воздухом из-за отопительного сезона. От этого сохнут волосы, снижается иммунитет, ускоряется старение кожи. Наш прибор помогает увлажнить и очистить воздух», – рассказывает Сергей Мазунин.

Ещё две участницы конкурса – Дарья Шейнина и Виктория Позверг. Они вместе создали антивандальные панели «Библокс». Изобретать не так просто, как может показаться со стороны. Поэтому здесь очень важна поддержка. А кто может верить в тебя больше, чем мама и папа? Родители активно болеют за своих детей и всегда готовы помочь им. Но самое главное – это просто подбодрить в нужный момент.

Координатор проекта Ирина Шейнина, мама Даши, говорит, что дети даже дали родителям кодовое обозначение – «Чип и Дейл нашей команды, они спешат на помощь». Ещё год назад Ирина вспоминала, как экологическая повестка ворвалась в жизнь их семьи.

«Дочка попала в экологический лагерь, организованный лукойловцами. Я не успела заметить, как наша семья постепенно переключилась на эковолну: мы  стали сортировать мусор, собирать макулатуру, пользоваться сумками для покупок вместо пакетов», – рассказывала она.

Сейчас Ирина и её дочь не могут представить свою жизнь без новых проектов и участия в конкурсе «Пермь – мастерская будущего».

«Здорово, что эта традиция живёт. Это общение, развитие. У наших детей нет времени сидеть в интернете. Им гораздо интересней мастерить что-то полезное своими руками», – говорит пермячка.

Победители конкурса «Пермь – мастерская будущего – 2021»

■ Школа № 132 и МАУ ДО ДСДЮ «Прикамье» г. Перми , проект — кинофильм «Заповедная киношкола: Бёрдинг в Перми».
■ Школа № 132, проект — документальный фильм «Пермская Амазонка. Рисуем портрет».
■ Школа № 93 «Фотоника» с проектом «Сидбомбинг, или Партизанское садоводство».
■ Команда МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми и МАУ ДО ДСДЮ «Прикамье» г. Перми, проект «Сторителлинг «Малые реки Перми».
■ Школа № 76 с образовательным проектом «Экоша – XXI».
■ Школа № 93 «Фотоника», проект городского фестиваля-конкурса экологического творчества и изобретательства «Изобретай Eco-2021».

Комментарий

Помощник генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк:

«Отрадно, что с каждым годом становится всё больше участников. Ширится география конкурса. Если раньше она была ограничена Индустриальным районом, то сейчас есть участники и победители из разных точек города. Конкурс «Пермь – мастерская будущего» стал стартовой площадкой для многих ребят, помог определиться с профессией. Впервые столкнувшись с темой защиты окружающей среды во время воплощения в жизнь школьных проектов, они стали настоящими экологами. Конкурс меняет мировоззрение людей. Школьники – самая чистая аудитория, у которой ещё не сформировалось предвзятое отношение ко многим вещам, стереотипное мышление. Это своего рода чистое поле, которое можно засеять правильными семенами. Работая с ребятами, мы получаем обратную реакцию. Ребёнок не может воплотить в жизнь проект самостоятельно. Поэтому рядом с ним должны быть грамотный педагог-наставник и родители. И они тоже проникаются темой, начинают вести более экологичный образ жизни. Это самое главное, ведь чистота нашей планеты зависит от каждого из нас».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах