«Зелёный» тренд укрепляется в нашем крае с каждым годом. Пока некоторые только начинают делать ставку на экологичность, другие уже сильно продвинулись в таких направлениях, как ответственное потребление и защита окружающей среды.
Яркий пример этому – участники конкурса «Пермь – мастерская будущего». В этом году школьному конкурсу экологических проектов исполнилось 15 лет. За это время сотни мальчишек и девчонок сделали что-то хорошее для города – от очистки его природных островков от мусора до серьёзных исследовательских проектов.
Конкурс, который все эти годы проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», становится всё популярнее. Многие школьники, кстати, после участия в нём стали экологами. А те, кто выбрал другую профессию, тоже продолжают заботиться об окружающей среде – сортируют мусор, ходят на субботники, защищают зелёные насаждения…
Время бежит, меняются многие вещи. Но из года в год появляются новые юные экологи, которые вновь удивляют город своими проектами. В этом году наметился новый виток развития конкурса. Итогом большинства работ ребят стали видеоролики и фильмы. Как ни крути, мультимедийность – ещё один тренд, который, как показали школьники, отлично дружит с модой на экологичность. Что же получилось у ребят на этот раз?
Бомбические цветы
Ученики школы № 93 «Фотоника» решили, что в нашем городе слишком мало газонов и почти нет дикоросов. Поэтому придумали высадить на пустырях полевые цветы и травы.
Идея родилась в прошлом году у школьницы Софии Обориной, когда она приехала на дачу во время ограничительных мер из-за пандемии. Любуясь окрестными полями, девочка подумала: отчего бы и в городе не поселиться такой красоте?
Но как это сделать? София вместе со своей мамой и с одноклассниками нашли способ. Они приняли участие в конкурсе с проектом «Сидбомбинг, или Партизанское садоводство» и стали одними из победителей.
Суть затеи оригинальна и при этом проста. Ребята делают семенные бомбочки – шарики из смеси порошковой глины, биогумуса, семян и воды. Разбрасывать их можно где угодно – на пустырях, неряшливых газонах, во дворах домов. Закапывать не нужно – со временем семена прорастут. Летом ребята провели мастер-классы по изготовлению семенных бомбочек. К ним присоединились сверстники и взрослые.
«Детям нравится идея партизанского садоводства. Они ведь любят пошалить, а тут им предлагают кинуть бомбочки на пустырь. Получается полезное хулиганство. Дочка лепит их без остановки, рассказывает о сидбомбинге всем своим друзьям», – говорит мама Софии и руководитель проекта Евгения Оборина.
Не хуже Амазонки
Ещё одна команда из школы № 132 победила с проектом «Пермская Амазонка. Рисуем портрет». Ребята сосредоточились на изучении Гайвы – уникальной и чистой реки Перми.
Школьники влюбились в этот водоём после экологического сплава. Увидев петляющее устье и её удивительных обитателей, они не могли не заняться их изучением. Проект назвали «Пермская Амазонка», потому что с высоты птичьего полёта река напоминает реку Южной Америки.
«Мы с ребятами занимаемся изучением растений, произрастающих на берегу реки, и животных, которые обитают в водоёме. К примеру, исследовали бентос (это совокупность организмов на дне). Гайва – уникальная река. Весной она образует пойменные озёра. После того как она возвращается в привычное русло, они остаются. В этих озёрах кишит жизнь, и это очень интересно для зоологов», – рассказывает руководитель, педагог и куратор проекта Валентина Буравлёва.
Ребята собрали очень много материала. Впереди – скрупулёзная и большая работа по его анализу и структурированию. Ещё один итог работы – два фильма. Один из них посвящён самой реке, её природному многообразию. Фильм красивый и серьёзный. Второй посвящён работе ребят и их руководителя в этом году. Этот фильм трогательный и весёлый.
Несмотря на разницу в возрасте, участники команды хорошо сработались. В проекте задействованы ученики всех школьных звеньев – от начальных классов до выпускных. Грамотно распределив роли, они проделали большую работу и получили массу впечатлений. Благодаря конкурсу у школы появился новый катамаран. На нём ребята сплавлялись по Гайве и изучали её растительный и животный мир. Некоторые впервые отправились в такое путешествие и говорят, что запомнят его на всю жизнь.
Витя Щёкин учится только в четвёртом классе, а уже умеет брать пробы и немало знает о донных животных. Этот год стал для мальчика годом открытий и удивительных впечатлений.
Никита Кондаков – старшеклассник. Он тоже рад участию в проекте.
«Конкурс «Пермь – мастерская будущего» даёт отличный толчок для развития наших проектов. Это очень полезная инициатива, благодаря которой наш город становится лучше с каждым годом. Надеюсь, что мастерская будет жить и дальше», – говорит Никита.
Распахни «Окно»
Пока ребята из школы № 132 любуются птицами, ученики школы «ЭнергоПолис» не могут оторвать глаз от малых рек Перми. Конечно, они встречают там и пернатых, и других обитателей долин – мальков, насекомых и даже раков.
В прошлом году ребята основали школьную киностудию «Окно», влюбились в Мулянку и сняли о ней фильм. В этом году они решили расширить границы знаний и отправились в путешествие по нескольким рекам. Конечно, взяв с собой видеокамеру. В итоге они создали фильм «Малые реки Перми», в котором делятся своими наблюдениями и фактами из истории. В дополнение к киноленте ребята разработали настольную игру «Реки и растения Пермского края» и пазл по мотивам своих путешествий. В качестве иллюстраций выбрали фотографии, созданные во время «знакомства» с реками. Большинство снимков сделала школьница Анастасия Садилова. По словам руководителя проекта Светланы Карскановой, у девочки есть большой талант к фото- и видеосъёмкам. В фильме ей удалось передать движение воды. Ещё один участник проекта – школьник Сергей Медведев – освоил специальную программу, в которой создал карточки для настольной игры и детали пазла.
Ребята в восторге от малых рек и их берегов. Они любовались растениями и цветами, изучали содержимое водоёмов и совершенствовали навыки съёмки видео. Но были и не очень радостные моменты. Школьников расстроило состояние некоторых малых рек.
«На Данилихе мы увидели очень много мусора. При этом на таких грязных берегах расцветает природа – там растут колокольчики и незабудки, очень красиво», – говорит школьница Гелла Бадяева.
В этом году киностудия пополнилась новыми участниками – к основной команде присоединились ученики начальных классов. Они с энтузиазмом включились в проект и тоже сделали для себя много открытий. Одно из сильных впечатлений – попытка снять на камеру то, что происходит в воде под кромкой льда. Для этого школьники попросили рыбаков уступить им ненадолго одну из лунок. К сожалению, качество съёмок оставляет желать лучшего – в мутной воде почти ничего не удалось разглядеть. Но ребята не отчаиваются и надеются, что у них ещё будет шанс заглянуть на глубину водоёмов.
Возраст не помеха
Прививать экологическую культуру стоит с малых лет. В школе № 76 в этом уверены. Возраст – не помеха для экологического просвещения. Четвероклассники на собственном примере доказывают, что даже маленькие дети могут научить чему-то ребят помладше.
Вместе со своей учительницей Ириной Мохначёвой юные экологи создали проект «Экоша – XXI». Его суть в том, чтобы рассказать малышам из детского сада, как сортировать мусор и как не причинять окружающей среде вред. Подают информацию в игровой форме. Ребята вместе с руководителем придумали «Весёлый поезд» с экологическими станциями, по которым и стали путешествовать дошколята.
О чём только ни рассказали юные экологи малышам! К примеру, о том, какие бывают виды мусора и как правильно его утилизировать, как дать вторую жизнь вещам, на что заменить пластиковые и полиэтиленовые вещи… Вместо маленьких пакетов ребята предлагают использовать тканевые мешочки, которые они раскрашивали с дошколятами. Пластиковую бутылку из-под питьевой воды лучше заменить многоразовой. Кстати, повторно использовать обычную – вредно для нашего организма. Ребята даже придумали, как использовать пластик в играх. Например, из той же бутылки можно сделать бильбоке (игрушка с прикреплённым к ней на верёвочке шариком, который надо поймать). А из крышек можно создать украшения – брелоки и медали.
Теперь школьники и их семьи со знанием дела сортируют мусор, а дошколята берут с них пример. Ребята верят, что постепенно можно минимизировать количество отходов, а остатки – перерабатывать. Они будут продолжать заботиться об окружающей среде, а учительница поддержит их во всём. Главное, что благодаря помощи лукойловцев есть реальные возможности для добрых дел.
Синица в руке
Наблюдение за птицами (бёрдинг) уже несколько лет популяризируется в Перми. Во многом это заслуга ребят из школы № 132. Тему эту прорабатывать начали они, а сейчас раскрывают с разных сторон. В этом году ученики сняли познавательный фильм о пернатых Черняевского леса.
Чтобы подать материал профессионально, ребята прослушали лекции и прошли мастер-классы от пермского гуру съёмок документальных фильмов о природе Виктора Семёнова. В итоге ребята сняли фильм под названием «Птичьи этажи Черняевского леса». Героем видеоролика стал школьник Илья Шурупов. Он умело работает в кадре и рассказывает об особенностях пернатых городского леса. Из фильма можно узнать, какие птицы обитают в лесу, чем они питаются и как вьют гнёзда. По словам школьника, один из главных посылов фильма заключается в том, что люди должны оберегать пернатых и заботиться о них. Вскоре киноролик начнут показывать в образовательном учреждении.
«Ролик обучающий. Он рассчитан на детскую аудиторию. То, что в кадре есть ребёнок, который доступным языком подаёт информацию сверстникам, – очень здорово. В планах – создание мини-блогов про птиц. Думаем размещать их в нашей группе в соцсетях, чтобы как можно больше юных и взрослых пермяков узнали о пернатых, о бёрдинге и присоединились к нашему движению», – говорит руководитель проекта Екатерина Харитонова.
Ребята, участвующие в проекте, уверены, что бёрдинг – отличное времяпрепровождение. По словам школьника Фёдора Харитонова, оно дарит умиротворение.
«Наблюдение за птицами может помочь тем, кто грустит и даже находится в состоянии депрессии. После прогулки, во время которой наблюдаешь за пернатыми, настроение улучшается», – говорит подросток.
В планах команды – не оставлять развитие бёрдинга в Перми и заняться облагораживанием «Птичьей тропы» в Черняевском лесу. Ребята хотят обновить там информационные стенды и создать методички для учителей – чтобы те могли рассказывать ребятам о пернатых.
Участие в конкурсе «Пермь – мастерская будущего» – важная веха в жизни школы № 132. Из года в год проекты ребят – одни из лучших. Школьники уже не представляют своей жизни без конкурса, который помогает заботиться о природе родного города.
Мастери в стиле Eco
Команда школы № 93 «Фотоника» выиграла с проектом «Изобретай Eco». Ребята ещё в прошлом году создали этот фестиваль-конкурс экологического творчества и изобретательства.
Сейчас они продолжают развивать своё детище, которое пользуется огромной популярностью среди иных кулибиных. Талантливые ребята представляют на фестивале-конкурсе изобретения экологической направленности. К примеру, второклассница Даша Мохова создала игру, которая поможет научить сортировать виды отходов.
Команда школы № 93 «Фотоника» представила проект уникального очистителя и увлажнителя воздуха. Его фишка в том, что в качестве фильтра выступает мох.
«Защита лёгких сегодня очень актуальна. В общественных местах мы ходим в масках, а дома или на работе люди сталкиваются с сухим воздухом из-за отопительного сезона. От этого сохнут волосы, снижается иммунитет, ускоряется старение кожи. Наш прибор помогает увлажнить и очистить воздух», – рассказывает Сергей Мазунин.
Ещё две участницы конкурса – Дарья Шейнина и Виктория Позверг. Они вместе создали антивандальные панели «Библокс». Изобретать не так просто, как может показаться со стороны. Поэтому здесь очень важна поддержка. А кто может верить в тебя больше, чем мама и папа? Родители активно болеют за своих детей и всегда готовы помочь им. Но самое главное – это просто подбодрить в нужный момент.
Координатор проекта Ирина Шейнина, мама Даши, говорит, что дети даже дали родителям кодовое обозначение – «Чип и Дейл нашей команды, они спешат на помощь». Ещё год назад Ирина вспоминала, как экологическая повестка ворвалась в жизнь их семьи.
«Дочка попала в экологический лагерь, организованный лукойловцами. Я не успела заметить, как наша семья постепенно переключилась на эковолну: мы стали сортировать мусор, собирать макулатуру, пользоваться сумками для покупок вместо пакетов», – рассказывала она.
Сейчас Ирина и её дочь не могут представить свою жизнь без новых проектов и участия в конкурсе «Пермь – мастерская будущего».
«Здорово, что эта традиция живёт. Это общение, развитие. У наших детей нет времени сидеть в интернете. Им гораздо интересней мастерить что-то полезное своими руками», – говорит пермячка.
Победители конкурса «Пермь – мастерская будущего – 2021»
■ Школа № 132 и МАУ ДО ДСДЮ «Прикамье» г. Перми , проект — кинофильм «Заповедная киношкола: Бёрдинг в Перми».
■ Школа № 132, проект — документальный фильм «Пермская Амазонка. Рисуем портрет».
■ Школа № 93 «Фотоника» с проектом «Сидбомбинг, или Партизанское садоводство».
■ Команда МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми и МАУ ДО ДСДЮ «Прикамье» г. Перми, проект «Сторителлинг «Малые реки Перми».
■ Школа № 76 с образовательным проектом «Экоша – XXI».
■ Школа № 93 «Фотоника», проект городского фестиваля-конкурса экологического творчества и изобретательства «Изобретай Eco-2021».
Комментарий
Помощник генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк:
«Отрадно, что с каждым годом становится всё больше участников. Ширится география конкурса. Если раньше она была ограничена Индустриальным районом, то сейчас есть участники и победители из разных точек города. Конкурс «Пермь – мастерская будущего» стал стартовой площадкой для многих ребят, помог определиться с профессией. Впервые столкнувшись с темой защиты окружающей среды во время воплощения в жизнь школьных проектов, они стали настоящими экологами. Конкурс меняет мировоззрение людей. Школьники – самая чистая аудитория, у которой ещё не сформировалось предвзятое отношение ко многим вещам, стереотипное мышление. Это своего рода чистое поле, которое можно засеять правильными семенами. Работая с ребятами, мы получаем обратную реакцию. Ребёнок не может воплотить в жизнь проект самостоятельно. Поэтому рядом с ним должны быть грамотный педагог-наставник и родители. И они тоже проникаются темой, начинают вести более экологичный образ жизни. Это самое главное, ведь чистота нашей планеты зависит от каждого из нас».