385

На деревню учителем. Как педагоги пытаются изменить образование в глубинке

Участники программы «Учитель для России» отправляются в непростые школы, чтобы помочь детям изменить печальный жизненный сценарий.
Участники программы «Учитель для России» отправляются в непростые школы, чтобы помочь детям изменить печальный жизненный сценарий. Из архива программы «Учитель для России»

К школьному учебному процессу есть вопросы у многих. Одни проблемы видят учителя, другие – родители, третьи – дети. Люди уже не боятся о них говорить, активно обсуждать в соцсетях. Разговоров много. А что можно сделать реально?

Пермячка и рекрутер программы «Учитель для России» на Урале Арина Плюснина уверена: сделать можно многое.

В интервью «АиФ-Прикамье» она рассказала, как сделать школьное образование лучше, почему нужно ехать работать учителем в отдалённые территории и как дать детям лучший шанс на будущее.

Авторы своей жизни

Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: В чём суть программы «Учитель для России»?

Арина Плюснина: Эта общественная программа создана некоммерческой организацией – фондом «Новый учитель». Её цель – бороться с образовательным неравенством в нашей стране. Казалось бы, в России у всех есть доступ к среднему образованию, есть ЕГЭ, чтобы у детей были равные шансы сдать его и поступить в вуз. Но на деле всё не совсем так.

Четверть всех детей в России - за чертой бедности. Обычно это жители сельской местности. Они растут в семьях, где родители не могут вкладываться в образование ребёнка. Скорее всего, такие ребята даже не думают о том, что можно пойти в вуз. Их горизонты не такие широкие, как у тех, кто живёт в больших городах.

По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, в России каждый десятый девятиклассник функционально неграмотен по чтению, математике и естествознанию. Каждый четвёртый – хотя бы по одному из этих видов грамотности (это 7,5 млн ребят). Этим детям нужна помощь. Способ вырвать их из круга провальных жизненных сценариев – дать им увлечённого, безопасного, опытного, хорошо подготовленного учителя. Он поможет ребёнку не только освоить предмет, но и передаст ему свои знания о мире.

Четверть всех детей в России живёт за чертой бедности. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

Девиз программы – каждый ребёнок может стать автором своей жизни. Это значит, что он должен знать свои слабые и сильные стороны, понимать, чего хочет в будущем и что нужно для этого сделать. Ребёнку надо уметь находить единомышленников, относиться к жизни осознанно, а не плыть по течению.

Способ вырвать детей из круга провальных жизненных сценариев – дать им увлечённого, безопасного, опытного, хорошо подготовленного учителя.

Учителя, участники программы, целенаправленно идут в школы с низкими показателями успеваемости. Они сталкиваются с тяжёлым социальным контекстом и стараются менять его, чтобы приблизить стартовые условия ребят к тем условиям, которые есть у детей, родившихся в больших городах.

– Учитель для России – какой он?

– В программу приходят разные люди, не только молодые специалисты и недавние выпускники вузов. Зачастую это опытные педагоги с большим стажем, которые видят минусы школьной системы.

Стать учителем для России может человек с любым высшим (необязательно педагогическим) или со средним педагогическим образованием. Кандидаты проходят несколько ступеней отбора, а после – пятинедельное интенсивное обучение.

Во многих школах в отдалённых территориях или маленьких населённых пунктах не хватает учителей. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

Учителей отправляют в те школы, где нужна их помощь. Это может быть образовательное учреждение в любом регионе-партнёре (сейчас их семь – Калужская, Новгородская, Воронежская, Нижегородская, Тамбовская, Новосибирская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ).

Учитель официально трудоустраивается в школу и находит себе жильё. Где-то это будет деревенский дом с печью, где-то – квартира. Помимо того, что участник получает зарплату в образовательном учреждении, ему платят стипендию (20 тысяч рублей) и дополнительно 15 тысяч рублей на съём жилья.

Учителя программы приезжают в школу на два года, а затем решают - оставаться дальше или нет. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

После двух лет работы человек решает – остаться или уехать. К примеру, Анна Комарова – учитель биологии. Она уехала учить ребят в школу в Калужской области. Со временем ученики стали занимать призовые места на олимпиадах города, района, а потом вышли на российский уровень. Такого с учащимися не было никогда. Спустя два года Анна не уехала. Она продолжила работать в школе. Параллельно занимается научной деятельностью и руководит образовательными программами в глобальной ГИС-лаборатории Гринпис, а также готовит ребят к олимпиадам (дистанционно).

– Кто из пермяков попробовал себя в «Учителе для России»?

– Программа работает уже шестой год. Сейчас идёт седьмой набор участников. Многие пермяки поучаствовали в ней. К примеру, Ульяна Гилёва работает учителем начальных классов в с. Сосновка Новосибирской области. Она живёт в деревянном доме, топит печь и учит ребят в маленькой школе. Там всего 42 человека. Сейчас четыре учителя из Перми работают в разных регионах. А ещё есть выпускники программы — в 90 % случаев они остаются работать в образовании.

Система «заболела»?

– У вас есть опыт преподавания в школе. С какой проблемой сталкивались?

–Я преподавала русский язык как иностранный детям рабочих мигрантов в школе на окраине Перми. Это была самая яркая история образовательного неравенства, которую я видела. Там учились ребята, которые плохо говорят по-русски. У них были двойки и тройки по всем предметам, потому что они не понимали, о чём идёт речь на уроках. Они даже не знали, что такое санки, потому что приехали из Ташкента и никогда их не видели. Они не могли выразить и донести свою мысль. Это пример того, что не все проблемы в школах сейчас учитываются, не всё получается решать.

В некоторых школах есть инофоны. Эти дети почти не говорят на русском языке или не говорят совсем. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

– Почему так происходит?

– Главная беда в том, что сейчас система школьного образования существует сама для себя, а не для детей. Ребята приходят в школу с очень разной степенью подготовки. Думаю, системе не хватает ориентации на  потребности ребёнка, его интересы, способности, а главное – потенциал. Многие талантливые дети получают плохие оценки только потому, что им скучно на уроках.

Главная беда в том, что сейчас система школьного образования существует сама для себя, а не для детей.

– Что не так с краевыми программами, которые борются с дефицитом учителей?

– В крае есть две прекрасные программы, призванные улучшить ситуацию: региональная «Жильё для учителя» и федеральная «Земский учитель». Но полностью они не решают проблему. Мы только начинаем общение с краевым Минобрнауки. Прикамье пока не регион-партнёр (у нас не преподают «учителя для России»). Наш разговор с министерством будет как раз о школах, где не хватает учителей. И главный вопрос – что может дать наша программа краю. Уверена: многое. Ведь её суть не только в том, чтобы человек осел на долгое время на одном месте и работал, а в том, чтобы привезти в край увлечённых, талантливых педагогов. К нам могут приехать учителя из лучших вузов Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и т.д.

Пилюля от выгорания

– Почему не все наши педагоги могут дать детям необходимое?

– Учителя, которые работают в маленьких населённых пунктах и нашли там своё призвание, – герои. Но таким учителям и вообще педагогам нужна поддержка, внешние источники ресурсов. Наши участники проходят интенсивную педагогическую подготовку, где не только осваивают знания для программы, но и «прокачивают» лидерские качества, ораторское искусство и т.д. Учитель – это гораздо больше, чем просто человек, имеющий и передающий знания из учебника. Здорово, если бы у всех педагогов была такая подпитка извне. Ведь у учителей есть такие проблемы, как педагогическое одиночество, эмоциональное выгорание. Об этом нужно и важно говорить.

Педагоги не только учат предмету, но и передают свои знания о мире. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

– Поэтому некоторые увольняются из школ или вовсе не идут работать по профессии?

– Сегодня педагогическое образование, по сути, не готовит к работе в школе. Зачастую люди, которые преподают студентам, будущим педагогам, сами уже давно не учителя. Они десятки лет не были в школах, не видели детей и не преподавали в классах. Поэтому выпускники педвузов порой не готовы эффективно работать в реальном контексте.

Зачастую люди, которые преподают студентам, будущим педагогам, сами уже давно не учителя. Они десятки лет не были в школах, не видели детей и не преподавали в классах.

Ещё один момент: не все идеи молодых педагогов приветствует начальство, они не знают, к кому обратиться за помощью и т. д. В итоге учитель быстро выгорает и уходит. Есть школы, которые признают, что у них есть проблемы. И там готовы меняться. Это здорово. Значит, образованию нужны перемены и помощь. Речь не только о дефиците кадров, но и о качестве среды, где учатся дети.

Некоторые талантливые дети получают плохие оценки только потому, что им скучно на уроках. Фото: Из архива программы «Учитель для России»

– Как педагогам не сдаться, когда всё не так просто?

– Никто не говорил, что будет легко и всё получится само собой. Но это не значит, что не надо идти работать в школу. Напротив, надо стараться изменить ситуацию к лучшему. Яркий пример – ситуация в школе Малоярославца Калужской области. Казалось, там учатся самые нечитающие дети – обычные подростки. Сания Биккина приехала туда как педагог программы. В свой кабинет она привозила книги – и дети заинтересовались. Они спросили, где она их берёт, ведь в местной библиотеке таких нет. А это были подростковые книги одного современного издательства. В итоге учителя пригласили его представителей и провели книжный фестиваль «Дирижабль» и для детей, и для библиотекарей всего района. А «самые нечитающие» школьники стали его соорганизаторами — и научились выбирать книги по душе.

Досье
Арина ПЛЮСНИНА. Родилась в Перми в 1990 г. Окончила филологический факультет ПГНИУ по специальности «Филолог, преподаватель» (2012), магистратуру «Общее языкознание, социопсихолингвистика» (2014). Работала пресс-атташе Пермского университета и фестиваля доккино «Флаэртиана». Автор детско-семейных программ и Diaghilev Camp на Дягилевском фестивале. С 2017 по 2020 гг. – координатор фонда помощи детям «Дедморозим». Вместе с командой фонда запустила акцию «Цветы жизни», «Тёплый забег», йога-марафон «Дышать». С 2020 г. работает в программе «Учитель для России», сейчас занимается привлечением и отбором кандидатов на Урале.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах