560

Удалёнка, Дзюба и онлайн-беЗУМие. Преподаватель ПГНИУ о дистанционке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Прикамье 25/11/2020
Длинный лекционный формат в режиме «говорящей головы» в онлайн-обучении не работает: слушатели от него устают.
Длинный лекционный формат в режиме «говорящей головы» в онлайн-обучении не работает: слушатели от него устают. / Евгения Чернова / АиФ

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения ещё сильнее подтолкнули людей в виртуальный мир и соцсети, к использованию гаджетов и цифровых технологий. Взять, к примеру, сферу образования. Пермские студенты (а за ними школьники в краевой столице и других крупных городах) осенью уже второй раз за год ушли на удалёнку. 

Об особенностях дистанционного обучения и цифровой безопасности рассказывает преподаватель ПГНИУ, медиаэксперт Иван Печищев.

Сумасшедшие месяцы

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Тяжело дался весной переход на дистанционное обучение?

Иван Печищев: Лично у меня особых проблем не возникло, потому что я занимался освоением цифровых технологий и дистанционного обучения ещё с 2014 г. Начал вести курсы для коллег-преподавателей: знакомил их с разными инструментами и форматами онлайн-обучения. Сам стал использовать их при обучении студентов. Когда весной перешли на удалёнку, мне, с одной стороны, было спокойно: чувствовал себя как рыба в воде. С другой – было непросто: приходилось помогать коллегам, у которых возникали трудности при переходе на онлайн-обучение. Много времени и сил уходило на это. Звонили почти каждый день. Провёл несколько вебинаров для преподавателей нашего университета на тему организации онлайн-обучения. Так получилось, что у меня были сумасшедшие месяцы. Когда раньше я рассказывал преподавателям вузов и школьным учителям про цифровые технологии, то многие смотрели на онлайн-обучение скептически. Это было связано с тем, что педагогам некогда было этим заниматься.

– Какие трудности возникали у коллег?

– Первая сложность заключалась в организации прямой трансляции. У многих, особенно коллег старшего возраста, такого опыта не было. Некоторые никогда не пользовались видео­звонком, в первый раз видели даже всем известный Skype. Не говоря уже о Zoom. Это была одна из главных проблем – выйти в эфир, чтобы тебя слышали и видели. Затем возникали трудности с показом презентаций. Пока преподаватели это освоили, немало времени было упущено. Зато сейчас, когда снова перешли на дистант, коллегам уже было проще: освоились. Но это не значит, что нужно останавливаться на достигнутом. Дистанционное образование – это не просто перевод занятий аудитории в онлайн. Это иная среда, в которой другие требования к процессу обучения и его организации. Здесь длинный лекционный формат в режиме «говорящей головы» не работает: студенты от него устают, они не могут сидеть и слушать целый час. Поэтому нужно обязательно вводить интерактивные формы - вопросы-ответы, совместную работу в общих документах, какие-то игры, голосования, викторины. Чтобы студенты постоянно были заняты и вовлечены. Послушали преподавателя 10-15 минут, потом - что-то сделали. Но это возможно, когда преподаватель освоился в онлайн-среде.
- Преподаватели готовы переходить на такие форматы?
- Если в аудитории преподаватель не стремился использовать новые методики, читал с листа и занятие превращалось в его монолог, то сложно ожидать, что в дистанционном формате он будет вести иначе. Другое дело, что в онлайне при таком подходе студентам проще игнорировать преподавателя: они могут вообще не подключаться к трансляциям. Или подключиться, но при этом заниматься другими делами. По сути, также прогуливают пары. 

- Посещаемость занятий на удалёнке упала или выросла?

- По моим ощущениям, весной в первую волну она была выше. Сейчас, на мой взгляд, стала меньше. Видимо, это связано и с тем, что нет жёсткого карантина, который ввели в апреле. У студентов есть возможности куда-то выйти. Кстати, спрашивал их, откуда они подключаются к занятиям. Выяснилось, что они делают это в транспорте, магазине, в гостях, на прогулке. Конечно, хотелось, чтобы они это делали дома. Но уж лучше так, чем никак.

- На качестве обучения дистанционный формат как-то сказался?

- Всё-таки качество образования в вузе – это улица с двусторонним движением. Не снимаю ответственности с преподавателей, но многое зависит от студентов. Когда к нам приходят первокурсники, мы им говорим, что университет не вбивает, не вкладывает знания. А предлагает. И уже от них зависит, возьмут они знания или нет.  И онлайн-обучение это всё сильнее обнажило. Например, если у человека не было мотивации к учёбе, а в вуз он пришёл просто пересидеть-переждать по каким-то причинам. Есть студенты, которые всё так же активны, продолжают делать задания. Но были и те ребята, которые, как и преподаватели, растерялись. Особенно это было заметно в первую волну. Потому что оказалось, что от студентов при онлайн-обучении требуется больше самостоятельной работы. В отличие от занятий в аудитории, где их в некотором роде «за ручку водят».
Во время первой волны не самые лучшие результаты, признаюсь, показывали учащиеся. Отчасти связываю с растерянностью, которая возникла и у студентов, и у преподавателей.  
Зато сейчас вижу, что обучение стало разнообразным. Коллеги больше используют интересные формы занятий. У тех же студентов-журналистов гораздо больше стало приглашённых гостей, разных творческих заданий. Преподаватели освоились, студенты разобрались, как учиться.

– В каком формате вы посоветовали бы проводить онлайн-занятия?

– Типичную лекцию в онлайне нужно делать интерактивной: постоянно вовлекать слушателей, проводить опросы, голосования, викторины по пройденному материалу. Можно и нужно переводить лекции в формат семинара или дискуссии, когда студенты высказывают своё мнение, готовят сообщения, работают в группах. В этом плане удобен Zoom, где можно объединять студентов в небольшие группы по три-пять человек. Им такой формат командной работы нравится. Посоветовал бы ещё совместную работу в цифровых сервисах – начиная с Google Docs, презентаций и заканчивая специальными сервисами, где можно рисовать схемы, карты, лепить стикеры.

Я, например, так организую пару, которая длится полтора часа. В первой части рассказываю по теме. При этом каждые десять минут стараюсь задавать вопросы студентам. Ближе ко второй части – у нас совместная работа в документе в командах по три-пять человек. Каждая группа на своей маленькой онлайн-доске что-то пишет в зависимости от темы. В конце занятия студенты отвечают на вопросы в формате викторины.

Хулиганы на лекции

– Вы предпочитаете Zoom для дистанционного обучения?

– Да, больше пользуюсь им. Он удобен и достаточно надёжен. Есть, конечно, проблемы в плане безопасности. Zoom привлёк внимание злоумышленников, потому что многие стали использовать этот сервис: он не требует регистрации, к конференции по ссылке может подключиться любой. Поэтому здесь важно разобраться, какие есть угрозы при проведении занятий, чтобы их предотвратить. 

– Как избежать атак пранкеров и хулиганов?

– Правило первое – не выкладывать ссылку и пароль для входа в конференцию в открытом доступе, например, в группе в соцсетях. Обычно отправляю их студентам по электронной почте, в нашем чате ВКонтакте или в университетской системе ЕТИС. И прошу не выкладывать ссылки в открытом доступе.

В настройках можно отключить возможность слушателям демонстрации своего экрана. Также можно отключить возможность участникам конференции рисовать и писать поверх слайдов, которые показывает преподаватель. В Zoom эта опция называется «Комментировать».

В начале занятия отключаю звук у участников конференции. Потом при необходимости его можно включать для общения со студентами. Единственное, что у меня открыто, – это чат, чтобы видеть реакцию студентов. Правда, из-за этого в октябре на одной из первых лекций после очередного ухода на дистант случился инцидент: в чат пришли неизвестные, которые стали писать гадости, себя назвали неприличными словами. Я их выгнал из трансляции, они снова зашли. Пришлось тогда заблокировать конференцию. Потом спокойно провёл занятие. В таких случаях также помогает использование «Зала ожидания», который включён по умолчанию. Правда, на него приходится отвлекаться.

Ещё одна хорошая опция: конференцию из Zoom можно транслировать на YouTube, ВКонтакте или Фейсбуке. В этом случае вообще всё безопасно. У нас так лекции преподавателей из Оксфорда проходят. В Zoom смотрят наши студенты, а все остальные – на YouTube.

Двухфакторная аутентификация

– На днях большой резонанс вызвало интимное видео Артёма Дзюбы, которое слили в Интернете. Понятно, что капитан футбольной сборной России – извест­ная персона. Но от хакеров и злоумышленников не застрахован никто. Как себя обезопасить от них?

– Если говорить о безопасности аккаунтов в соцсетях, электронной почты, хранения различных данных (фото, видео и т. д.) в облачных сервисах, то самый первый и простой шаг – включить двухфакторную (двухэтапную) аутентификацию. Чтобы при входе, например, в ваш аккаунт сервис запрашивал код из СМС-сообщения. Это уже хоть какая-то защита, которая делается за пару минут. Но она позволит предотвратить, наверное, до 90 % взломов. Потому что такими взломами занимаются не слишком профессиональные хакеры. Часто школьники так «тренируются». А профессиональные хакеры занимаются куда более серьёзными вещами.

Но вижу, что многие даже не применяют двухэтапную аутентификацию. Сужу об этом хотя бы по тому, как регулярно взламывают страницы наших студентов в соцсетях: то деньги просят от их имени, то – проголосовать по ссылке.

Тем, кто ни разу не задумывался об этой проблеме, порекомендовал бы сесть и составить список своих аккаунтов и используемых сервисов в Интернете, которые могут представлять интерес для злоумышленников. Это могут быть почта, мессенджер, аккаунты в соцсетях, регистрация на каком-нибудь сайте, интернет-банк. И подумать, как можно усилить безопасность.  Где-то сделать двухфакторную аутентификацию, где-то придумать пароль понадёжнее: чем он длиннее, тем лучше. Посмотрите настройки безопасности в каждом сервисе. Не стоит делать одинаковые пароли в разных сервисах. Другая прописная истина: не надо хранить нигде эти пароли. Некоторые умудряются это делать в своих заметках в соцсетях – вообще безумие какое-то. Соцсети – не место для публикации даже в переписке паролей, паспортных данных, какой-то важной информации. Даже если вы следите за безопасностью своего аккаунта, где гарантия, что ваш адресат это делает? Взломать незащищённые аккаунты в соцсетях не так сложно.

Кстати, для продвинутых пользователей есть специальные приложения для хранения и генерации паролей. Вам нужно будет помнить только пароль от этой программы, а она уже сама автоматически будет везде подставлять необходимые пароли.

- Если говорить о смартфонах, то на что стоит обратить внимание?

- Рекомендовал бы включать на телефонах пароли на вход. При их потере, например, это не позволит другим воспользоваться ими. В современных смартфонах есть возможность установить приложение «Найти телефон».  Лично мне это приложение дважды помогло. Так, когда у жены украли айфон, мы в режиме реального времени с другого телефона отслеживали его месторасположение на карте. Я звонил и писал СМС злоумышленникам, что мы видим, где они находятся с украденным айфоном. В итоге нашли айфон жены брошенным около дорожки.
Ещё один совет: пользоваться только официальными магазинами приложений, не закачивать и не устанавливать «левые» приложения, игры. Есть немало случаев, когда с помощью таких программ мошенники получают, например, доступ к телефонной книге. И им пользуются спамеры. Но это ещё безобидный вариант. Хуже, когда злоумышленники получают доступ к отправке СМС. Здесь уже есть риск, что они могут снять ваши деньги с помощью мобильного банка.

Досье
Иван Печищев. Родился 24 октября 1981 г. Окончил Пермский госуниверситет по специальности «Журналистика» (2004 г.). Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ. Член Союза журналистов России. Женат.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах