Примерное время чтения: 6 минут
382

Зачем рассматривать муху? Как дети постигают азы биотехнологий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 17/11/2021 Сюжет Разработки пермских учёных
Дети проводят эксперименты, фиксируют все этапы исследований, а потом обязательно делают презентации проектов.
Дети проводят эксперименты, фиксируют все этапы исследований, а потом обязательно делают презентации проектов. Из личного архива

Многое, что нас окружает сейчас, – продукт биотехнологий. От лекарств до новых сортов картофеля: всем этим занимаются профессионалы, работающие в многочисленных исследовательских организациях и лабораториях.

Специалистов, которые будут создавать всё новые разработки и менять мир к лучшему, тоже надо вырастить. А заинтересовать этим удивительно интересным направлением можно с самого раннего возраста. Как это сделать и что должны уметь дети, если захотят стать исследователями, рассказал руководитель Биоквантума детского технопарка «Кванториум Фотоника» Дмитрий Кузякин.

Первые проекты

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Какие направления изучают ребята и с какого возраста?

Дмитрий Кузякин: Мы обучаем детей с двенадцатилетнего возраста. К нам приходят и шестилетние ребята, но им пока ещё тяжело заниматься серьёзной наукой полтора часа. Поэтому для них мы проводим научно-популярные занятия. А вот с 12 лет уже можно давать более серьёзные знания. Сначала ребята проходят базовый курс. За 72 часа учатся работать на оборудовании, узнают о методиках исследований и выполняют учебные проекты по биотехнологиям. Конечно, познавая азы, дети в первую очередь узнают о методе исследования, который чаще всего используют в нашем направлении. Это – микроскопия. Они знакомятся с историей появления микроскопа, узнают, из чего он состоит и как на нём работать. Исследовать ребята могут что угодно: от почвы до насекомых. В летнее время во время работы учебных смен мы выходим на природу, чтобы собрать материал для исследований.

– Детей наверняка это увлекает, ведь даже обычная вода под микроскопом выглядит очень интересно.

– Да, конечно. Навык проведения исследований при помощи современных микроскопов очень полезен. Его можно применять в медицине, пищевой промышленности, даже металлургии – где угодно. Детям очень нравится рассматривать объекты под фотоувеличением, фотографировать их. А вот что им не нравится – так это делать презентации. Но это обязательный этап. Они должны научиться грамотно представлять результаты своей работы. Мы обязательно прививаем ребятам знания о том, что необходимо фиксировать всё, что они делают. Рассказываем, как составить презентацию. Если через полгода ребёнок благополучно защитит проект (а работают они командами), то получит возможность пройти на продвинутый уровень, а потом – на проектный. Если на базовом курсе все осваивают одинаковые темы, тот потом у каждой команды может быть свой проект, а то и два.

Детям очень нравится рассматривать объекты под фотоувеличением, фотографировать их. А вот что им не нравится – так это делать презентации.

Зелёная матрёшка

– К каким результатам дети в итоге должны прийти?

– У них должна сформироваться структура выполнения проекта. Неважно, где они потом будут работать. Это пригодится всегда. Все наши работы ориентированы на практику, чтобы ребёнок понимал, что у любой работы должен быть результат. Важно усвоить: нет смысла что-то изучать только ради интереса. Дети порой мне предлагают: «А давайте изучим муху под микроскопом». Тогда я их спрашиваю, зачем им это нужно. Когда ребята отвечают, что им просто интересно, я всегда с ними обсуждаю, что они могут узнать благодаря изучению обычной мухи.

– Расскажите о самых любопытных проектах, над которыми вы работали. В каких сферах они были?

– Из последних – проект по производству сорбента для рекультивации почв от нефтяных загрязнений. Ребята выделяли микробов, которые питаются нефтью, готовили из них препарат. Наша ученица, которая работала над этим проектом, сотрудничает с кафедрой экологии ПНИПУ. Исследование продолжается. Эти микроорганизмы «высаживают» на основу – скоп (отходы целлюлозно-бумажной промышленности). Ученица, кстати, участвует ещё в нескольких проектах. Например, «Зелёная матрёшка». Это специальное оборудование по автоматическому выращиванию растений. Ребята разрабатывают прототип установки.

Также сейчас мы участвуем в двух всероссийских проектах: «Охотники за микробами» (ищем и выращиваем азотфиксирующие организмы) и «Интернет-бактерии» (получение электричества из микроорганизмов). Нам оказывают методическую поддержку. Ребята сделали установки и сейчас работают над ними. У нас есть проекты по медицине, экологии. Есть ребята, которым участие в таких исследованиях кажетрся сложным, и они берут темы проще. При этом темы тоже очень интересные. Порой удаётся даже интернет-фейки разоблачать. Например, одна ученица проводила исследование на тему «Влияние стимуляторов роста на укоренение растений». Поводом для него стали видео, авторы которых утверждают, что мёд, дрожжи и другие вещества хорошо действуют на появление корней. Девочка взяла черенки, поставила несколько ёмкостей, куда добавила перечисленные в видеороликах вещества. Самый лучший результат получился в самой обычной воде.

«Комбинированный» специалист

– Если ребята заинтересуются биотехнологиями, то могут ли продолжить образование и найти работу в Пермском крае?

– Могут. В пермских вузах есть немало направлений, связанных с биотехнологиями. Такие знания востребованы даже там, где нет подобных специальностей, например, в Пермском медицинском университете. Что касается вузов, то проблема всё-таки есть. Учебные заведения очень медленно меняют образовательные программы под современные требования. Они зажаты требованиями законодательства. Открыть новое направление и сделать это быстро просто нереально. А современные условия требуют именно такого подхода.

Учебные заведения очень медленно меняют образовательные программы под современные требования. Они зажаты требованиями законодательства. Открыть новое направление и сделать это быстро просто нереально. А современные условия требуют именно такого подхода.

– Сейчас мало быть специалистом в одной области. Каким должен быть современный специалист?

– Ценится умение перестраиваться, владение несколькими компетенциями. Например, хорошо, если человек разбирается и в биотехнологиях, и в программировании. Но, как правило, таким «комбинированным» специальностям не учат. Нужны штучные специалисты, а у нас в вузах привыкли обучать одной профессии. Рынок диктует свои условия.

Важно, чтобы молодой специалист знал основы если не экономики, то менеджмента. Это связано с необходимостью продвигать свои разработки. Он должен хотя бы иметь представление о том, как это делается, знать, как найти целевую аудиторию, как создать своё уникальное предложение. Сейчас есть немало конкурсов, где можно получить гранты на исследования. И порой они жёстче требуют экономическое обоснование в ущерб технической части. Иными словами, мало придумать хорошую идею – надо знать, как её внедрить. И более того – успеть это сделать. Не успел за несколько месяцев – конкуренты тебя уже опередили. В биологии есть свои ограничения: мы не можем заставить живые организмы быстрее расти. А если речь идёт об инженерных решениях, то гибкость и скорость в работе очень важны.

– Биотехнологии развиваются активно, направлений очень много. Какие сейчас наиболее перспективные?

– Биотехнологии – это собирательное название. Обычно это некая инженерная технология, связанная с живыми объектами и продуктами их жизнедеятельности. Сферы применения знаний – самые разные. Например, пищевые технологии. Они будут постоянно развиваться и обновляться, так как есть человеку хочется всегда. Рецептуры самых разных продуктов – это работа биотехнологов. Продукты будут модернизироваться (можно рассуждать с ГМО или без), но такая работа будет продолжаться. Второе направление, сейчас даже более популярное, – фармакологические биотехнологии. В Перми, например, есть предприятия, где специалист может найти работу и применить свои знания. Это производство БАДов и лекарств. Третье – использование современных разработок в сельском хозяйстве. Биотехнологи тоже занимаются генной инженерией и создают новые модифицированные сорта растений.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах