Примерное время чтения: 7 минут
534

Заводы ждут специалистов. О дуальном образовании и поддержке молодежи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ - Город для жизни 30/10/2017
В течение двух недель студенты слушают лекции в техникуме, а следующие две недели они проводят на заводе в учебном макетном классе и в цехах.
В течение двух недель студенты слушают лекции в техникуме, а следующие две недели они проводят на заводе в учебном макетном классе и в цехах. / Денис Накаряков / Из личного архива

Так считает глава региона Максим Решетников.

«Но при этом важно поддер­живать лучших выпускников, уделять внимание взаимодействию учебных заведений и промышленных предприятий, – считает  губернатор. – Это необходимо для того, чтобы вчерашние школьники и студенты, придя на заводы, сразу начинали полноценно работать».

Я б в рабочие пошёл… 

Что же сегодня предпринимают в крае для повышения престижа рабочих профессий,  эффективной подготовки специалистов для ключевых отраслей промышленности, профессиональной ориентации молодёжи?

«Ещё в 2014 г. депутаты приняли закон «Об образовании в Пермском крае», – рассказывает депутат Заксобрания Пермского края, управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы», председатель Пермского регионального отделения Союза машиностроителей России Сергей Попов. – Этот закон стимулирует инновационную и экспериментальную деятельность учебных заведений с учётом основных направлений социально-экономического развития региона. Школьники и студенты, которые добились успехов в учёбе, научно-технической, творческой или экспериментальной деятельности, могут получать различные поощрения. Например, в 2016 г. стипендии и дополнительные формы материальной поддер­жки в учреждениях профобразования Прикамья получали 59% студентов – это 25 тыс. 977 человек. Более 60 студентов техникумов в минувшем году были стипендиатами федерального правительства по программам обучения квалифицированных рабочих и служащих, подготовки специалистов среднего звена».

Сергей Попов высоко оценивает созданную в регионе дуальную систему  обучения, когда теоретическую часть знаний студент получает в аудитории техникума или вуза, а практическую – на профильном предприятии. Подобную практику успешно применяют на предприятии «ОДК-Пермские моторы». Так, в прошлом году состоялся  первый выпуск дуальщиков Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова (ПАТ): 42 выпускника, получившие профессии слесаря и станочника широкого профиля, пришли работать на ставшее родным за годы учёбы предприятие. А в октябре этого года в ПАТе впервые по дуальной системе начались занятия для студентов по специальности «Производство авиационных двигателей».

Обучение выстроено по принципу «пятьдесят на пятьдесят»: две недели студенты слушают лекции в техникуме, следующие две недели – на заводе в учебном макетном классе и в цехах разбираются с чертежами, вместе с наставниками делают первые шаги по освоению производства двигателей. По итогам двухнедельных практик дуальщики сдают зачёты, а в конце года – экзамены.

Для предприятий, которые практикуют дуальную систему образования, со следующего года появятся преференции в виде налоговых льгот. Президент России Владимир ПУТИН этим летом подписал Федеральный закон о внесении изменений в статью 264 НК РФ, согласно которой предприятия смогут относить издержки от подготовки рабочих кадров по дуальной модели обучения на уменьшение налогооблагаемой базы по исчислению налога на прибыль.    

Будущие звёзды

На «Пермских моторах» регулярно проходят корпоративные конкурсы профмастерства. Участвовать в таких соревнованиях очень престижно. Для молодых работников это дополнительная возможность показать свой профессионализм и компетентность в решении производственных задач. Поэтому желающих принять участие в состязаниях всегда много – ежегодно более 200 работников соревнуются по 13 компетенциям, которые включают в себя теоретический экзамен и практические испытания. Помимо традиционных профессий – технолог, слесарь-сборщик, токарь, оператор станков – на конкурсе представлены такие номинации, как «Лучший наставник» и «Лучшая производственная команда». Представители рабочих профессий традиционно показывают на конкурсе высокие результаты, демонстрируя творческий подход к делу и готовность обучаться труду в новых сферах.

Предприятие активно поддерживает способных школьников. В апреле этого года девять ребят из Перми побывали в детском лагере «Артек» на международной профильной смене, посвящённой изучению космоса и точным наукам. Поездка стала наградой за успешное участие во Всероссийской инженерной олимпиаде «Звезда». Инициаторы проведения этого престижного конкурса, направленного на поиск талант­ливой молодёжи в технических дисциплинах, – Пермское региональное отделение Союза машиностроителей России и «Пермские моторы».

В олимпиаде приняли участие более 200 тысяч школьников со всей страны. Финалистами от Пермского края стали учащиеся школы № 76, решившие задачи из области машиностроения и технологии материалов.

«Многопрофильная олимпиада «Звезда» – это движение, к которому присоединились десятки городов страны, в нём задействованы лучшие вузы и крупнейшие российские промышленные предприятия, – рассказывает Сергей Попов. – Участие в этом конкурсе даёт возможность целеустремленным учащимся расширить свой кругозор, получить льготы на поступление в вузы и сделать первый шаг к будущей профессии. Именно поэтому Пермское региональное отделение Союза машиностроителей России активно поддержало проведение олимпиады в Пермском крае, организовав отборочные этапы конкурса более чем в двадцати школах. Нас радуют успехи юных эрудитов. Участвуя в подобных проектах, мы готовим будущих инженеров, технологов, испытателей – перспективные кадры для завода».

Остаёмся в крае

Сергей Попов считает, что в регионе сейчас много делают для выстраивания эффективной системы подготовки кадров для промышленных предприятий, составляющих основу экономики Прикамья. 

«Важно ещё со школьной скамьи начинать работу по профессиональной ориентации, – говорит депутат. – Но мало просто заинтересовать выпускников перспективой работой на успешном промышленном предприятии. Нужно, чтобы способная молодёжь оставалась в  крае. Для этого необходимо повышать качество жизни в регионе: строить и ремонтировать дороги, поднимать на достойный уровень здравоохранение, поддерживать проекты в сфере культуры. Эти вопросы – в компетенции законодательных и исполнительных органов власти. И нам уже в ближайшее время нужно сделать конкретные шаги, направленные на повышение качества жизни в Прикамье».

Сегодня парламентарии анализируют возможности на законодательном уровне. Группа депутатов «Промышленники Прикамья», в которую входит и Сергей Попов, работает над формированием кадровой политики предприятий промышленной отрасли «Кадры под ключ». Так, в конце сентября состоялось выездное совещание в НПО «Искра», где обсуждали сотрудничество предприятий с вузами, средними профессиональными учреждениями и школами. Ещё одна важная тема, которая была озвучена, касается создания в регионе межотраслевого центра компетенций по аддитивным производствам. Следующую встречу промышленников планируют провести в декабре на территории «Пермских моторов», чтобы показать, как воплощается в жизнь проект по дуальному образованию, а также работу уже действующего Центра аддитивных технологий.

В бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрены средства на мероприятия, повышающие престиж профессионального образования, проведение краевых, межрегиональных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, а также на участие в системе национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Также в новый бюджет заложили средства и на приобретение высокотехнологичного оборудования для профессиональных образовательных организаций. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах