Нацпроект «Образование» - это масштабная программа развития отрасли, которая включает в себя множество направлений. И речь не только об обучении детей в школах. Границы нацпроекта гораздо шире. Благодаря ему в Пермском крае открываются новые центры допобразования, оснащаются школы, взрослые пермяки могут повысить квалификацию или получить новую профессию. Само образование становится более доступным и качественным не только в краевой столице, но и в территориях.
Новые точки роста
Какая работа была проделана за год в Прикамье по нацпроекту «Образование», обсудили во время системного часа, который провёл губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Одним из достижений стало открытие трёх центров допобразования в Перми (учатся в них дети со всего края) и 21 «Точки роста» цифрового и гуманитарного профиля в территориях. Теперь 20 тысяч ребят могут заниматься на современном оборудовании в учебное и внеурочное время.
«Все дети региона должны иметь возможность получать качественное образование, в том числе дополнительное, независимо от территории проживания, - подчеркнул глава региона Дмитрий Махонин. - Современный мир требует не просто обучения по общим образовательным программам, он требует ещё и специализации».
Центры допобразования будут создавать и в будущем.
«Уже в первый день сын получил столько знаний, что при работе с задачами у него повысился процент правильных решений, – поделился впечатлениями отец одного из учеников «Академии первых» Иван Фефелов. - И это только первый день!»
«С работой «Точек роста» уже познакомились 19,5 тыс. детей. Здесь проходят уроки информатики, технологии ОБЖ, ребята занимаются в различных кружках на новых современных компьютерах и 3D-принтерах», - сообщила министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.
Без ограничений
Что делать школьникам в территориях, где ещё не появились новые образовательные центры? К ним спешат мобильные технопарки «Кванториум» - это два специально оснащённых автомобиля, которые приобрели в рамках нацпроекта «Образование». За четыре месяца они посетили 11 районов и округов. Благодаря этим лабораториям с техническим творчеством познакомились 2,2 тыс. школьников.
«Кванториум» – это интересный опыт и много новых знаний, - рассказал ученик школы Берёзовского муниципального округа. - Если что-то не получалось, нам помогали. Меня научили работать в программе для создания трёхмерной компьютерной графики «Blender». И теперь я задумываюсь о том, чтобы в дальнейшем ею активно пользоваться».
Таким образом, занятия в мобильном технопарке помогают детям определиться с выбором будущей специальности. Планируется, что «Кванториумы» будут работать на базе одной из школ в центре каждого муниципального образования.
Также благодаря участию региона в реализации нацпроекта «Образование» удалось обновить оборудование в двух школах для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Это пермская школа-интернат и школа № 7 г. Березники. Там оснащены трудовые мастерские, кабинеты педагогов-психологов, дефектологов, и лечебной физической культуры.
«Для этих особенных ребят и условия обучения должны быть особенными, - подчеркнул Дмитрий Махонин. - Укреплять их здоровье не менее важно, чем повышать уровень знаний. При этом считаю правильным развивать индивидуальные образовательные программы, чтобы к каждому ребёнку был свой подход».
На оборудование школ из федерального и краевого бюджетов направили 15,6 млн рублей. До 2024 года в Пермском крае обновят материально-техническую базу 17 школ для детей с ОВЗ.
Еще 101 школа в более чем 50 населённых пунктах оснащена компьютерным и интерактивным оборудованием. В школы поступили 3,8 тыс. ноутбуков, 202 интерактивных комплекса, 101 многофункциональное устройство.
«Конечно, для нас это хороший подарок к Новому году, - рассказывает директор Скальнинской школы Александр Полывяный. - Раньше такого в нашей школе, да и вообще в посёлке, не было. Открываются новые образовательные горизонты».
Дополнительно благодаря краевой поддержке еще 177 школ Пермского края смогли закупить и модернизировать учебное и компьютерное оборудование. В частности, планшеты, ноутбуки, проекторы, компьютеры... Теперь почти 240 тысяч детей (более 70% всех учеников) обеспечены равными условиями для получения качественного образования.
Всего на обновление оборудования школ в крае в 2020 году направили почти 380 млн рублей из федерального и краевого бюджетов.
Учиться никогда не поздно
Как мы уже говорили, нацпроект «Образование» нацелен не только на детей: в этом году в Прикамье открыты «Центр оценки профмастерства и квалификаций педагогов» и «Центр непрерывного повышения профмастерства». С их помощью можно пройти независимое тестирование, чтобы определить недостающие навыки (педагоги приходят по своей инициативе), и повысить уровень знаний. До конца года планируется бесплатно обучить свыше 1,3 тыс. работников отрасли. Из федерального и краевого бюджетов на создание центров выделено более 69 млн рублей.
А в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (он входит в нацпроект «Образование») в Прикамье появился Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Его открыли на базе «Пермского радиотехнического колледжа им. А.С. Попова». Цель - формирование и развитие системы непрерывной опережающей профподготовки кадров для экономики. Основные задачи: мониторинг рынка труда и создание прогноза по востребованным кадрам.
Обучение можно пройти бесплатно. Это уже сделали более 2,5 тысяч жителей края – в том числе люди, потерявшие работу из-за коронавируса.
Ещё одно направление работы – создание при техникумах мастерских, оснащённых самыми лучшими лабораториями и станками. Причём, средства на эти нужды будут поступать не только из бюджета, но и от предприятий, которые заинтересованы в кадрах.
«У нас большие планы по сотрудничеству с крупными промышленными компаниями, - сообщил глава региона Дмитрий Махонин. - «ОДК – Пермские моторы», «Метафракс», Очёрский машиностроительный завод готовы оснащать «базовые» для них техникумы при условии бюджетного софинансирования. Таким образом, пермские выпускники по уровню подготовки будут выше тех специалистов, которые сейчас работают на предприятиях».