(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
331

Учить и учиться. Как детям прививают интерес к экологии и исследованиям

Сюжет Проект «СПАСИБОНАСТАВНИК»
Стремление учителя привить экологические знания и навыки малышам поддерживает «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
Стремление учителя привить экологические знания и навыки малышам поддерживает «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». / Татьяна Титова / АиФ

Экологическое просвещение нужно начинать как можно раньше. В этом уверена учитель начальных классов школы № 76 Перми Ирина Мохначева. Она учит не только младших школьников, но и дошкольников бережно относиться к природе.

Педагог рассказала о том, как стала наставником, почему важна исследовательская деятельность и какие экопроекты для малышей удалось воплотить в жизнь.

Классный руководитель равно наставник?

Будучи школьницей, Ирина Мохначева поняла, что ей интересно работать с детьми, а им с ней. Поэтому решила стать учителем и поступила в педагогический университет. На пути к цели она была не одна, её сопровождал наставник.

«В первый класс я пошла в школу № 60 Перми, отучилась один день и мы уехали за границу. Папу отправили в командировку в город Бумердес (Алжир). Там мы прожили четыре года, – рассказала Ирина Мохначева. – Обучать ребят в советскую школу в Алжир приехала учительница из Подмосковья Галина Дмитриевна Шмелёва. Это добрый, терпеливый, понимающий человек. И как-то так получилось, что наша семья с ней подружилась. Она была в курсе моих дел и курировала меня, когда я решила стать учителем. После окончания вуза, она подарила мне книжку, которую подписала «Уважаемой Ирине Юрьевне от Галины Дмитриевны». Этим она показала, что верит в меня и знает, что у меня всё получится. Это напутствие я бережно храню».

Вера в успех и целеустремлённость принесли свои плоды. Ирина Мохначева работает в школе уже 33 года. В копилке её профессиональных заслуг – победа в конкурсе лучших учителей России и знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ».

За время работы учителем Ирина Мохначева выпустила более 300 детей из начальной школы, став для многих из них наставником.

Важно знакомить детей с природой не только по учебникам.
Учитель считает, что экопросвещение нужно начинать как можно раньше. Фото: Из личного архивa/ Ирина Мохначева

«Каждый классный руководитель – это всё равно наставник. Потому что учитель – это не просто профессия, специальность, это некая миссия, – считает Ирина Мохначева. – Если говорить про меня, то мой девиз – «Я люблю учить и учиться». Потому что я считаю, что современный педагог-наставник должен постоянно развиваться, быть каждый день на ступенечку выше, чтобы вести за собой детей». 

С тем, что наставник должен вести за собой согласны ученики школы № 76 Перми Маргарита Ляхова и Арсений Волегов. Но они считают, что всё же не каждого учителя можно назвать наставником. Это, по их мнению, должен быть человек, который может направить на правильный путь в нужный момент, как делает Ирина Мохначева. 

Не каждого учителя можно назвать наставником. Это должен быть человек, который может направить на правильный путь в нужный момент.

«Например, недавно Ирина Юрьевна сказала мне, что у меня хорошо получается шутить. И я пошёл в КВН. Уже полгода в нём состою, можно сказать, что новое хобби появилось. И мне оно нравится», – поделился выпускник пятого класса Арсений. 

Развиваться вместе

Тема наставничества нашла своё продолжение ещё в одном направлении, в котором развивается Ирина Мохначева. Более 10 лет пермячка руководит клубом юных исследователей в начальной школе.

«Исследовательская работа очень важна. Благодаря ей ребята получают опыт публичного выступления, у них появляется уверенность в себе, но главное – тот, кто участвует в исследовательской деятельности, со временем не перестанет быть исследователем. Эта любознательность остаётся на всю жизнь. Ребята уже не смогут быть равнодушными к знаниям», – считает учитель.

 Исследовательская работа очень важна. Благодаря ей ребята получают опыт публичного выступления, у них появляется уверенность в себе.
Исследовательская работа очень важна. Благодаря ей ребята получают опыт публичного выступления, у них появляется уверенность в себе. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

По мнению Ирины Мохначевой, современный мир требует от каждого умения заявить о себе, выразить свою точку зрения, а научиться этому позволяет участие в конференциях, когда ребёнок должен представить результаты своего исследования и ответить на вопросы перед аудиторией. При этом не столь важно, победит он или нет. Поэтому все классы Ирины Мохначевой участвуют в конференциях: от школьных до всероссийских. В том числе более пяти лет она курирует конкурс проектных и исследовательских работ «Цветик-Семицветик», привлекая к конференциям детей дошкольного возраста.

Исследовательская работа объединяет родителей и детей. Они вместе проводят эксперименты, вместе узнают что-то новое.

«Эта работа очень объединяет родителей и детей. Они вместе проводят эксперименты, вместе узнают что-то новое. Например, один из учеников как-то описал траекторию полёта на Юпитер. Понятно, что с физическими и математическими расчётами ему помогли родители. Но это здорово, что произошла такая командная работа», – уверена Ирина Мохначева.

Наставник поможет выбрать правильное направление.
Наставник поможет выбрать правильное направление. Фото: Из личного архивa/ Ирина Мохначева

Чем раньше – тем лучше

Не только исследовательскую деятельность надо начинать с дошкольного возраста, но и экологическое просвещение, считает учитель. Её стремление привить экологические знания и навыки малышам уже трижды находило поддержку «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Предприятие 17 лет проводит конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего». Ученики школы № 76 под руководством Ирины Мохначевой начали участвовать в нём три года назад и трижды становились победителями.

«Может быть, это была моя идея, но ребята её подхватили. Я считаю, что экопросвещение нужно начинать как можно раньше. Поэтому все три проекта, которые мы реализовали и будем реализовывать – это работа с дошкольниками и учениками 1-2 классов, – сообщила Ирина Мохначева. – В первом году мы выходили с ребятами в детские сады и проводили экологические игры, в следующем году мы поставили спектакль «Экопутешествие Капризки по Перми», в этом году мы планируем провести экофестиваль на базе нашей школы».

Помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк разделяет подход Ирины Мохначевой к эковоспитанию. Она сравнивает детей с чистым полем, которое можно засеять правильными семенами. И чем раньше посеешь – тем урожай будет лучше, качественнее.

«Эксперты говорят, что начинать экологическое воспитание необходимо с беременной мамы, то есть с семьи. И я с этим соглашусь. В школе же нужно укрепить эту связь ребёнка с природой. Поэтому ценно, если рядом с детьми оказывается наставник, который это понимает и продвигает «зелёные идеи», – прокомментировала Вера Мартынюк.

Благодаря таким неравнодушным педагогам, которые готовы становиться не просто учителями, а наставниками детей, воспитывается новое поколение исследователей, заботящихся о родном крае.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах