Примерное время чтения: 8 минут
5015

Забег за зарплатой. Почему многие учителя работают на несколько ставок?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Прикамье 15/02/2017
Позволить себе роскошь работать на одну ставку могут немногие учителя.
Позволить себе роскошь работать на одну ставку могут немногие учителя. / Ирина Якунина / АиФ

Но всё, как известно, кроется в деталях. Чтобы получать более-менее нормальную зарплату, учителя вынуждены работать на несколько ставок и гнаться за стимулирующими доплатами.

С какой скоростью?

– Базовая часть моей зарплаты – чуть более 9 тыс. руб. при ставке 21 час в неделю. Чтобы получать среднюю по региону зарплату, мне нужно ещё 12-15 тыс. руб. заработать за счёт стимулирующей части. Она формируется исходя из баллов, которые начисляют педагогу за участие его учеников в разных конференциях и олимпиадах, за показатели успеваемости школьников, за написание учебной программы и т. д. – рассказывает Светлана Мажугина, которая уже больше 35 лет работает учителем биологии в пермской школе № 102. А её педагогический стаж превышает полвека. – Например, занял твой ученик высокое место на научной конференции, тебе начисляют пять баллов. Один балл – это сто рублей. А теперь внимание – вопрос: «С какой скоростью мне и моим ученикам нужно бегать по конференциям, чтобы заработать необходимые баллы и получить среднекраевую зарплату?» Где я возьму столько талантливых учеников? Так же с успеваемостью: ребята ведь разные. Есть такие классы, где хоть лбом расшибись об стену, но ничего не добьёшься. Второй вариант: брать несколько ставок. У нас на совещаниях руководство прямо говорит: посмотрите, в другой школе зарплаты у учителей высокие, потому что нагрузка у них по 40 часов. Но это же больше двух ставок! Это как надо нарушать трудовое законодательство, чтобы заставлять педагогов столько часов работать?! И мне уже предлагали в прошлом году: не хотите брать 40 часов в неделю – увольняйтесь.

По мнению педагога, при таком подходе теряется главный смысл учительского труда, а талантливая молодёжь не идёт работать в школы.

– Для чего нужен учитель? Чтобы хорошо объяснять ученикам свой предмет, провести нормальный урок. Для этого ты должен быть компетентным, быть в курсе новых научных данных, рассказывать интересно. Значит, нужно тратить много времени на подготовку. Чтобы провести урок, я открываю как минимум восемь книг, ищу информацию в Интернете. Но нас подталкивают к упрощению работы: механически отвёл урок – и до свидания. Самое страшное – не хватает молодых учителей.  При этом с высшим образованием в школу приходят единицы. В основном же ряды учителей пополняют выпускники колледжей – бывших ПТУ. Это мина замедленного действия. Недавно в Соликамске местные власти заявили о проблеме с медицинскими кадрами: укомплектованность врачами – 48%, причём многие работники пенсионного возраста. И в школьном образовании мы можем скоро прийти к такой же ситуации, – сетует Светлана Мажугина.

Критическая нагрузка

Не столь оптимистичную картину, как рисуют чиновники, показал и федеральный мониторинг Общероссийского народного фронта «Зарплата и нагрузка учителя» в Пермском крае. Его предварительные итоги озвучили 8 февраля на круглом столе в региональном отделении ОНФ. В опросе приняли участие 45 прикамских учителей.

Так, в Перми максимальный уровень зарплаты – 30 тыс. руб. при нагрузке 42 часа в неделю. Но встречаются и такие случаи, когда при нагрузке в 21 час учитель получает 9700 руб., то есть даже ниже прожиточного минимума. В сельских школах самая большая зарплата среди опрошенных – 20 тыс. руб. при нагрузке в 33 часа, самая низкая – 11 тыс. руб.

Понятно, что уровень зар­плат зависит ещё и от категории. В среднем педагоги выс­шей категории в городских школах получают 23 тыс. руб., на селе – 18 тыс. руб. Учителя первой категории – 14 тыс. и 9,7 тыс. соответственно.

– Предварительные итоги нашего мониторинга таковы: в среднем при нагрузке 24 часа в неделю зарплата учителя в Пермском крае – 17,9 тыс. руб. Чтобы получить среднемесячный доход в 29,580 тыс. руб., нагрузка школьного преподавателя должна быть 39,6 часа. Как видим, сегодня мало учителей, желающих получать нормальную зарплату, могут позволить себе роскошь работать на одну 18-часовую ставку. Профессио­налам понятно, как на качество преподавания влияет повышенная нагрузка учителя. Очевидно, что эти вещи могут привести к неприятным последствиям, – пояснила Елена Шлыкова, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае.

Потерять не должны?

Поводом для круглого стола стал не только федеральный мониторинг, но и изменения в механизмах финансирования и системе оплаты труда педагогов с 1 января 2017 г. О нюансах нововведений рассказала Ольга Шабурова, замминистра образования и науки Пермского края.

– По исполнению майских указов президента в сфере образования (в том числе по средней зарплате учителей, которая должна быть не ниже средней зарплаты в регионе. – Авт.) мы занимаем лидирующие позиции. В 2015 г. мы вышли на первое место в ПФО по уровню зарплаты, начисленной школьным педагогам. Она составила 29,326 тыс. руб. Несмотря на то, что у нас меняются финансовые механизмы, мы продолжим выполнять указы президента: школьные педагоги не должны потерять в зарплате. С 1 апреля на 5,3% должны проиндексировать оклады учителей. Но важно понимать, что цель этих указов – не просто увеличить зарплату педагогов. Она должна расти при повышении их качества работы, – рассказала Ольга Шабурова.

Она также добавила, что в прикамских школах работают около 20 тыс. учителей, поэтому делать выводы на основании опроса нескольких десятков педагогов, по её словам, не совсем корректно.

– Проводя мониторинг, мы не претендовали на охват всех учителей. Мы понимаем, что в подобных опросах, как правило, участвуют те педагоги, кто недоволен существующим положением дел. Но такая картина есть. Чем больше наших педагогов будут находиться ниже того уровня доходов, который установлен, тем ситуация будет острее. И мы продолжим мониторинг исполнения указов президента, – заверила Елена Шлыкова.

Работать на позитиве

Николай Захаров, член регио­нального штаба ОНФ в Пермском крае:

«Большой зарплаты по определению не бывает. Она никогда не может удовлетворить ни одного гражданина планеты. Зарплата может быть либо маленькой, либо недостаточной. Но что бы выделил из позитивных моментов: исходя из нынешней экономической ситуации, считаю, власти региона и Перми выделяют максимально возможные средства на сферу образования, в том числе школьное. Когда мы общаемся с учителями, то узнаём, что обиды у них возникают не потому, что деньги до них не дошли. А в связи с тем, что стимулирующая часть настолько размыта. И приводятся примеры, когда учительница, подруга директора, получает больше других педагогов и т. д. Нам надо уходить в этом вопросе от субъективных подходов и позиций, прозрачность должна быть на всех уровнях. Самое главное, руководители школ должны понимать, что они несут персональную ответственность за микроклимат в коллективе, за социальное спокойствие. Не надо без необходимости возбуждать учителей, потому что это сразу переходит на школьников и их родителей. Не нужны нам эти негативы, надо на позитиве воспитывать и обучать детей. Школа не имеет права работать на негативе. Хорошее настроение должно быть у всего персонала – от уборщицы до директора. Вот тогда будем иметь качественное образование».

Почему нарушают права?

Галина Гутник, экс-глава краевого Рособрнадзора:

«На круглом столе у меня возникло несколько вопросов. Для себя до конца так и не выяснила, где же западает проблема. Напряжение связано только с реальным уменьшением оплаты труда у части педагогов? Или оно возникает ещё из-за того, что учителя не понимают, как им начисляется зарплата? Влияют ли на это непрофессиональные действия руководителей образовательных учреждений? Кстати, мои встречи с директорами школ говорят о том, что у некоторых руководителей нет чёткого понимания, как должна начисляться зарплата, из чего она состоит.

Поэтому рано снимать с контроля поручения и указы президента. На мой взгляд, в дополнение к федеральному мониторингу нужно тщательно изучить, сколько педагогов в крае получают меньшую, чем положено по закону, оплату. Также нужно дополнительно проанализировать качество локальных актов в школах и управленческих решений директоров. По своей прошлой работе прекрасно знаю, как некачественные внутренние документы могут приводить к нарушениям прав учителей».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах