Только вот запал у новичка быстро проходит, а в работе всё чаще под руку идёт кнут, нежели пряник.
Так вышло и на «Сыктывкарском автотранспортном предприятии № 1» (САТП № 1). Руководителя сюда привёл тогда ещё новый глава Коми Сергей Гапликов. Именно он рекомендовал Сергея Рукавишникова на пост директора.
Это выглядело странным, ведь в других регионах страны за Рукавишниковым закрепилась дурная слава. Он возглавлял компанию «Тверьавтотранс». В 2011 г. более 150 предпринимателей, работавших в сфере пассажирских перевозок, написали открытое письмо президенту страны Дмитрию Медведеву. В нём они рассказали, что, по их мнению, частников с рынка выдавливают с помощью административных мер и провокаций. Они обвинили г-на Рукавишникова в захвате рынка, коррупции и давлении на бизнес. Приблизительно месяц спустя его уволили по собственному желанию.
Революцию заказывали?
В Коми всё начиналось иначе. С 2016 года на условиях софинансирования республика закупила для предприятия 60 автобусов на газомоторном топливе.
Директор САТП № 1 сулил золотые горы.
«2017 год будет революционным в пассажирском транспорте Сыктывкара. К концу года внедрим бескондукторную систему с турникетами. Нарекания сведутся к минимуму», – обещал Рукавишников в мэрии.
Однако по факту многие начинания оказались провальными.
Весной этого года на самом предприятии действительно чуть не случилась революция. Только организовали её водители и кондукторы. В мае кондукторы предприятия не вышли на работу из-за тяжёлых условий труда. Им подняли план по выручке: если план не выполняется, то водитель компенсирует его из своей зарплаты.
Глава автотранспортного предприятия обвинил тогда водителей автобусов в незаконном трудоустройстве кондукторов. В этот же день прокуратура Коми направила на САТП № 1 проверяющих.
1 июня около 50 человек на митинге на Театральной площади выдвинули несколько требований: официальное трудоустройство, белые зарплаты, отставка руководителя предприятия. Спустя четыре дня 85 автобусов, которые работали по договору субподряда, не вышли на городские маршруты. Частники – владельцы автобусов – не могли больше работать, поскольку предприятие в одностороннем порядке расторгло с ними контракты.
Нестабильная работа этого предприятия вызывала возмущение со стороны горожан и руководства города. Мэр Сыктывкара Валерий Козлов заявил, что администрация разочарована работой столичного автоперевозчика.
«Работу САТП № 1 я оцениваю в целом отрицательно. Претензий в виде штрафов и исков к предприятию – уже на общую сумму 800 тысяч рублей. Всё это на основании наших проверок, а также жалоб горожан, которые предоставляли всю фактуру: рейс, номер автобуса, время, когда было зафиксировано нарушение», – говорил Валерий Козлов.
Хотите работать – давайте договариваться
Как оказалось, нелады Рукавишникова с коллективом предприятия – это только верхушка айсберга. Позднее следователи установят, что свои порядки новый директор стал наводить на предприятии сразу – как только сел в кресло.
«Александр Рукавишников подозревается в коммерческом подкупе в особо крупном размере (ч. 8 ст. 204 УК РФ), – сообщили в Управлении следственного комитета РФ по Коми. – По версии следствия, с декабря 2016 года до августа 2018 года он получал от предпринимателя, через двух посредников, незаконные денежные вознаграждения. За это заключал подрядные договоры на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автобусов. За этот период подозреваемый получил около 6 млн руб.».
Наказание по этой статье предусматривает до 12 лет лишения свободы. Г-на Рукавишникова задержали. Решением суда до 4 октября он пробудет в СИЗО.
Руководит автопредприятием сейчас замдиректора – Дмитрий Чепурнов. В компании уверяют, что громкий арест никак не повлиял на работу: все автобусы ежедневно выходят в рейсы.