Он был призван в Красную армию Очерским РВК Молотовской области в июле 1941 г. Воевал на 3-м Украинском фронте, прошел путь от рядового до старшего лейтенанта и был награжден орденами «Красной Звезды», «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны» II степени и медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта».
До войны отец окончил Очерскую школу механизации, работал в МТС. Поэтому и воевал в должности автотехника в отдельном истребительно-противотанковом дивизионе 93-й отдельной стрелковой бригады. За что получил боевые награды, я не знала, потому что он ушел из жизни очень рано в результате инсульта – наверное, сказалась контузия, полученная во время войны.
В год 70-летия Сталинградской битвы мой сын нашел через электронный банк документов «Подвиг народа в ВОВ 1941-1945 гг.» наградной лист моего отца, подписанный командиром дивизиона. С каким волнением я взяла в руки этот отсканированный документ, написанный четким почерком командира! Из него я узнала, что «Колчанов Иван Федотович в боях с немецкими оккупантами с 11 октября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.на Сталинградском фронте своей упорной повседневной работой и в напряженной обстановке в бою, рискуя жизнью, сумел мобилизовать личным примером подчиненных, бесперебойно снабжать передовую линию боеприпасами и продуктами питания. При этом автопарк не имел потерь.
Товарищ Колчанов во время боя в г. Сталинграде непосредственно находился в боевых порядках пехоты и после разгрома немецких войск сумел отремонтировать автомашины, минуя специальные авторемонтные мастерские, за короткий срок».
Отец был участником Ясско-Кишиневской операции, боев на озере Балатон в Венгрии. Закончил войну в Румынии, где служил еще два года, и вернулся в Очер только в 1947 г. Тогда он разыскал свою землячку, мою маму Татьяну Колчанову, в г. Молотове, где она в годы войны работала в Молотовском эвакогоспитале № 2573 медсестрой, а после войны – в семилетней школе № 51.
Свою мирную жизнь отец начал со строительства дома на окраине Очера, в так называемом Новом поселке. Там, на ул. Чкалова и Покрышкина, строились бывшие фронтовики. Я помню, как много работали мои родители: мама учительницей, а отец завгаром в артели «Работник», а потом завхозом в школе-интернате. К тому же вели немалое хозяйство: корова, овцы, куры, гуси, огород. Отец делал мебель своими руками, подшивал валенки, вязал рыболовные сети, ловил рыбу. А мама шила, пряла, вязала и выполняла еще много разной работы по хозяйству. И в то же время ни один праздник не обходился без музыки и песен. Отец очень хорошо играл на аккордеоне. Его любимой песней была «Катюша» и вальс «На сопках Маньчжурии». Мама очень красиво пела и учила меня играть на гитаре и балалайке. Потом она и внуков с младенчества научила петь. И благодаря тому, что они с детства «пиликали» на дедушкином аккордеоне, Миша и Алеша закончили Очерскую музыкальную школу по специальности «Аккордеон». Так реликвия войны в течение многих лет скрашивала нелегкую жизнь не только моего отца и его друзей, но и всей нашей семьи.
Наверное, так же, как и я, с замиранием сердца в часы затишья солдаты слушали мелодию старого вальса «На сопках Маньчжурии» про героев русской земли, отдавших жизнь за свою Отчизну, и, конечно, песню про Катюшу, ставшую радостным символом нашей Победы.