Что готовит нам день единого голосования – 14 сентября 2014 г.? В каких районах Пермского края предстоят сложные избирательные кампании? Насколько выверена «Стратегия социально-экономического развития» краевой столицы? Об этом – в беседе с Игорем ПАПКОВЫМ, первым заместителем председателя Законодательного собрания Пермского края.
В ожидании кампании
Илья Пригожин, «АиФ-Прикамье»: – Игорь Валентинович, вы руководите штабом «Единой России» по выборам в муниципалитетах Прикамья. Что ждете от предстоящей кампании? В каких районах у партии могут возникнуть сложности?
Игорь Папков: – Для регионального отделения единоросов все выборы непростые. Мы понимаем, что синоним нашей партии – «партия власти». И это накладывает определенный отпечаток на избирательные кампании. Если говорить о трудностях, то их можно разделить на две части. К первой относятся сложности, возникающие в конкретных районах из-за трудной экономической ситуации и, как следствие, высокой социальной напряженности. Вторая часть проблем связана с кадрами.
С первой точки зрения самые сложные – конечно же, предстоящие выборы главы Красновишерского района. Там сейчас успешно работают и развивают свои мощности «Соликамскбумпром», «ЛУКОЙЛ-Пермь». При этом в последние годы закрылись знаковые для жителей предприятия: целлюлозно-бумажный комбинат и «Уралалмаз». Социально-экономические проблемы накладывают негативный отпечаток на проведение здесь выборной кампании. Мы понимаем и ожидаем, что возможен рост протестных настроений. Поэтому выборная кампания в Красновишерском районе предстоит сложная, тем более для кандидата, которого выдвинет наша партия.
– А как обстоят дела с кадрами?
И.П.: – В большинстве районов, где будет меняться состав земских собраний, у нас высокий процент преемственности, когда депутаты, отработав предыдущий созыв, вновь идут на выборы. Есть муниципалитеты, где таковых набирается от 50% до 70%. В целом мы положительно оцениваем такую преемственность.
Но есть и противоположные примеры. В Ординском районе, например, немногие из действующих депутатов собираются бороться за продление своих полномочий. Очевидно, что есть проблемы в работе местного отделения с предыдущим составом земского собрания. Либо некоторые депутаты не удовлетворены своей деятельностью. Поэтому в Ординском районе предстоит подбирать новых кандидатов, работать над их узнаваемостью.
Сейчас мы находимся на первом этапе избирательной кампании – предварительно формируем списки кандидатов. 16 апреля в местных отделениях пройдет первичное партийное голосование. Окончательно со списками от партии определимся ориентировочно к 10 июня.
Ожидаем сложную кампанию, но смотрим на выборы со сдержанным оптимизмом. Тем более, что есть хороший опыт прошлого года. Если в этом году в те же земские собрания и думы поселений в разных муниципалитетах распределяют чуть более 300 мандатов, то в единый день голосования, 8 сентября 2013 г., их было почти три тысячи. И в целом мы добились желаемых результатов, по итогам выборов получили положительную оценку центрального комитета партии. «Единая Россия» подтвердила, что остается ведущим игроком на политическом поле Пермского края.
Перенос – не выход
– Как вы оцениваете идею единого дня голосования? Доводилось слышать мнение разных политологов, что она себя не оправдала. Для тех же партий такая практика является не очень удобной.
И.П.: – Не соглашусь. Единый день голосования делает работу партий более планомерной и предсказуемой, прежде всего для них самих. Мы теперь не каждые два-три месяца входим в избирательные кампании, а планомерно готовимся, более продуманно и системно ведем работу: подбираем кадры, формируем программы и т. д. Для развития партийных структур единый день голосования, безусловно, играет в плюс.
– В 2016 г. ожидается много избирательных кампаний, в том числе в Перми. Уже есть призывы о переносе некоторых выборов. На ваш взгляд, стоит это делать?
И.П.: – Я не сторонник метаний и переноса выборов. Да, слышал подобные призывы под разными посылами, в том числе и под таким: «Давайте не будем нагружать нашего избирателя». Но, на мой взгляд, депутаты или глава района должны максимально отработать в тот период времени, на который они избирались. Не должно быть ситуаций, когда выборный орган вдруг заканчивает свою работу раньше отведенного ему срока. А то получается, мы вводим избирателей в заблуждение, я бы даже сказал, что ущемляем их права, дискредитируя тем самым органы власти. В конце концов, те же партии выдвигают своих кандидатов, готовят программы, собирают наказы, дают обещания. И тут вдруг депутаты говорят: «Извините, давайте проведем досрочные выборы, и мы попытаемся снова». Несерьезно.
В Законодательном собрании мы всегда очень внимательно и скрупулезно разбираем все предложения, когда к нам приходят с инициативами, например, о досрочном прекращении полномочий того или иного земского собрания.
Длинная дорога к «Стратегии»
– Игорь Валентинович, вы – один из инициаторов и авторов изменений в закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края», который сейчас готовится ко второму чтению. В чем суть поправок? Каковы их последствия для нашего края, его жителей?
И.П.: – На первый взгляд, вопросы, связанные со стратегией и программой социально-экономического развития Пермского края, далеки от жизни рядовых жителей. Решения носят характер, скажем так, отложенных последствий для земляков. Причина поправок – изменения в федеральном бюджетном законодательстве, в частности, упразднение долгосрочных целевых программ и формирование государственных программ. Бюджеты теперь верстаются в программном формате. Мы обязаны привести региональный закон в соответствие с федеральной нормативной базой. Перераспределяются и полномочия: за Законодательным собранием осталась программа социально-экономического развития, зона ответственности краевого правительства – государственные программы.
Изменения в закон «О стратегическом планировании» предусматривают установление нового порядка взаимодействия краевого парламента, правительства и губернатора при подготовке и принятии бюджета региона. А этот документ точно касается всех жителей края. Если мы знаем правила, по которым готовим бюджет, тогда нам проще его обсуждать и понимать, сколько и на какие нужды направлять средств.
– В марте депутаты Пермской городской думы приняли во втором чтении «Стратегию социально-экономического развития Перми до 2030 г.». Как вы оцениваете этот документ?
И.П.: – На днях вспоминали с коллегами, что мы вместе с Аркадием Кацем начали обсуждать прообраз этого документа еще в 2007 г.
Слава богу, что власти Перми наконец-то вышли на финишную прямую: осталось принять «Стратегию» в третьем чтении. Уж больно длинный путь выпал на долю этого документа. Радует, что стратегия выверена и учитывает пожелания обеих ветвей власти – исполнительной и представительной. Документ важен для понимания, как готовить бюджет города, куда движемся и какой город хотим построить.
Теперь главное пожелание – чтобы путь от «Стратегии» до принятия Программы социально-экономического развития краевой столицы прошли как можно быстрее. Хотелось бы, чтобы в этом году ее уже подготовили, и жители Перми увидели конкретную программу, детально и пошагово расписанную на ближайшие шесть лет. Мы сейчас в этом законе исходим из того, что горизонты планирования бюджета – три года. Поэтому считаем, что программы социально-экономического развития муниципалитетов должны вписываться в шестилетний период.