Примерное время чтения: 8 минут
202

«Программа социально-экономического развития на 2012-2016 годы». Нужны ли «призраки» Прикамью?

Фото: АИФ

Пермь, 30  ноября - АиФ-Прикамье. Есть исторический анекдот: как-то, раз Сталину сообщили, что трудящиеся, после принятия первого плана на 5-летний период, никак не могут взять в толк – что это такое? «Ну, а им и не нужно понимать, – раскуривая трубку, рассудительно заметил Иосиф Виссарионович, – они по «пятилетке» будут жить. Поживут – дойдет сразу».

Говорим план, подразумеваем качество

Большевики, как известно, часто ставили задачи, непосильные для экономики – многие проекты навсегда оставались на бумаге. Сегодня долговременное планирование применяется во многих странах и регионах мира – от Америки до Китая. И конечно, имеет мало общего с «пятилетками» советской эпохи. Главное при определении стратегических задач – чётко «выстроить» приоритеты, и соотнести желания с возможностями. Поэтому в любом стратегическом документе должно быть выверено и логически обосновано любое слово, всякая запятая. Потому что слова товарища Сталина применимы и к сегодняшней ситуации – «это не просто «бумажка», она на жизни каждого человека скажется».

 

Справка
Программа СЭР - это инструмент, позволяющий жителям Пермского края контролировать качество работы региональной власти. Это общественный договор, который должен соблюдаться неукоснительно. Поэтому в нем не должно быть никаких двусмысленностей и "пустых", не подкрепленных финансированием, обязательств

 

Сегодня такой документ разработан и в Прикамье. Это – «Программа социально- экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» (Программа СЭР). В первом чтении краевые парламентарии приняли её в октябре. Сейчас рабочая группа «докручивает» коллективное творение регионального правительства к окончательному рассмотрению. Но в ходе этих трудов возникает масса вопросов о его готовности к утверждению во втором чтении, намеченному на 6 декабря. Ведь это, наверное, тот случай, когда лучше не «гнать лошадей, а вспомнить пословицу» - «тише едешь – дальше будешь»?

«Слегка» запутались…

В ходе работы над «Программой социально- экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» поправок в неё поступило более трех сотен – в том числе и от самого краевого правительства. Это уже, само по себе, заставляет задуматься о степени  проработки документа, внесенного в Законодательное собрание.

На заседаниях рабочей группы можно было наблюдать достаточно странную «картинку»: перед каждым депутатом лежал невообразимо огромный ворох бумаг – таблица основных поправок, перечень внесенных после установленного срока, дополнительный список, и какой-то еще…

Депутаты постоянно путались и негодовали. «У нас стол в жутком беспорядке – посетовал парламентарий Вадим Чебыкин – я уже прекратил попытки искать нужные документы».

В конце концов, окончательно запутавшись, депутаты решили больше не «рыться» в ворохах списков, а слушать каждое предложение «с голоса» - это затянуло работу на многие часы.

В такой ситуации, естественно, возникает вопрос: зачем Правительству края спешить и настаивать на том, чтобы Программа СЭР была обязательно принята до конца этого года? Ведь это может только отрицательно сказаться на её качестве.

«Стратегические» вольеры

Некоторые из задач, сформулированных в проекте «пятилетки» для Прикамья звучат весьма оригинально, не говоря уже о том, что их решение не относится к компетенции региона. Например, «перенос пермского зоопарка». «А что, собственно, вы хотите перенести? – спрашивали депутаты у представителей краевого правительства, – ведь нового зоопарка пока нет в помине, и неизвестно, будет ли он к 2015-16 году. Или идея – в том, чтобы просто переставить вольеры с животными?»

«Вопрос о зоопарке вообще не очень вписывается в краевую программу социально- экономического развития, - считает Лилия ШИРЯЕВА, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края, – ведь зоопарк у нас муниципальное учреждение. А мы договаривались, что вопросы местного уровня в региональной программе СЭР не поднимаем».

Ряд депутатов обратили внимание, что в бюджете на 2013 г., о проектах, связанных с пермским зоопарком, нет ни строчки, ни слова.

«Я, конечно, за строительство в Перми нового зоопарка, – заявил депутат Геннадий Тушнолобов, – но у нас нет пока, ни проекта, ни какого-то иного «базового» документа… Сегодня не имеется никаких расчётов. А просто так говорить – бессмысленно. Я за свою жизнь слышал о 5-6 проектах реконструкции пермского театра оперы и балета, даже присутствовал на подписании контракта в 1990 г. Где результат? Уже 22 года прошло. Сколько новых картинных галерей мы «построили»? Тоже, наверное, около пяти. Но никто их в итоге так и не увидел»…

40 проектов-«призраков»

Любой план развития экономики, или социальной сферы, требует, прежде всего, определения самых важных задач, которые решаются в первую очередь. Это можно сравнить с планированием семейных покупок. Если, например, у детей, прохудилась обувь, маме нужно новое пальто, а папе – джинсы, и это «съест» львиную долю месячного дохода супругов, вряд ли они запишут в приоритеты покупку вазы в антикварном магазине.

Казалось бы, и в «Программе социально- экономического развития Пермского края на 2012-2016 гг.» должен соблюдаться тот же принцип: «сколько денег – столько и песен». То есть – ключевых, определенных в качестве приоритетных, проектов. Но так ли это на самом деле? У многих депутатов краевого парламента это вызывает сомнения.

«Получается так, – считает депутат Дмитрий Скриванов, – что в проекте программы СЭР приоритетами является буквально всё. А это, то же самое, как если бы приоритетов не было вообще. В программе должны быть ясно сформулированы стратегические цели развития региона. А конкретные проекты, все «стройки века», которые будут, в том числе, включены в краевую инвестиционную программу, должны логично следовать из определенных нами «глобальных» установок. И соотноситься с реальными финансовыми возможностями. Хватит ли денег на всё, что предлагается сегодня вновь включить в проект программы? Думаю, нет. Но у нас денег не хватит даже на те объекты, которые мы с лёгкостью приняли. А если говорить о тех «задумках», которые не имеют под собой ничего реального – ни проекта, ни концепции, то подобных вещей в проекте программы СЭР, по моим подсчётам, около четырех десятков!»

Может, лучше повременить?

С тем, что обязательства, заложенные в «Программу социально- экономического развития Пермского края» превышают реальные возможности региона, согласна председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Елена ГИЛЯЗОВА.

«Не исключаю варианта, что некоторые обязательства придётся пересматривать или вовсе от них отказываться, – подчеркивает Елена Ефимовна, – мне кажется, что многие их них правительство сейчас берет на себя, не просчитав источников финансирования. И больше всего я опасаюсь даже не того, что мы чётко не определимся с приоритетами, а того, что начнём делать всё одновременно, и в результате получим новые «долгострои». Либо, чтобы построить всё обещанное, станем жертвовать качеством. Возьмём тот же пермский аэропорт – есть проект, действительно, уникальный. Но можно сэкономить и построить очередной стеклянный «сарай»…

По мнению Елены Гилязовой, «можно было бы не торопиться с принятием программы СЭР. Ведь «коллективный разум» – штука сложная. Сегодня, когда мы смотрим на один и тот же пункт, поправку, и занимаем разные позиции – их, как минимум, нужно согласовать между собой. По моим представлениям, если бы мы продлили эту работу, ничего страшного не произошло бы». 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах