Процесс роста количества китайских салонов, начавшийся в России прошлой осенью, в этом году продолжает набирать обороты.
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и «АвтоБизнесРевю» проанализировали, как изменялись дилерские сети в течение I полугодия 2023 года.
Анализ показал, что в лидерах по динамике охвата шоу-румами рынка оказались совсем новые бренды – Jetour, Kaiyi и Livan. У восьми чайна-брендов из 19 теперь более сотни салонов на каждого, а общее количество дилерских центров из Поднебесной приблизилось к полутора тысяч. Это практически половина всей официальной дилерской сетки нашей страны.
Самые яркие процессы в сетях дилеров Поднебесной происходили не с теми марками, которые уже не первый год работают на нашем рынке, а с теми, которые заявили о себе только за последние несколько месяцев. Среди них лидером по числу новых салонов стали марка Jetour (74 салона) и марка Kaiyi (65 салонов), чьи модели построены на основе тех или иных вариаций Chery. Livan, который будет стараться наращивать бизнес с помощью недорогих перелицованных моделей Geely, обзавелся почти полусотней салонов.
Еще два новых игрока SWM и BAIC продали почти по 40 франшиз. Но продажи машин в первом полугодии эти марки еще не начинали. У родственного Great Wall брендa Tank открылось 25 салонов. Здесь с продажами все очень неплохо. Только за май текущего года на учет встало более 800 кроссоверов. А за моделью Tank 300 у региональных дилеров выстроились очереди.
В топ-10 китайских марок по числу новых шоу-румов попали также марки Changan, JAC, Chery и Geely. У Changan прирост за шесть месяцев оказался очень существенным – 39 салонов. Большая часть открытий пришлась на относительно небольшие города в регионах. Так, дилеры марки впервые за последние несколько лет появились в Альметьевске, Архангельске, Астрахани, Брянске, Вологде, Ижевске, Калуге, Кургане, Нягони, Пятигорске и Старом Осколе.
Chery не смогла похвастать стабильностью дилерской сетки. На 23 открытия здесь пришлось 12 закрытий. Не миновали эти процессы и Geely. На 21 открытие этой марки пришлось 9 закрытий.
Во II полугодии эти процессы наверняка продолжатся, хотя столь же бурного роста салонов из Поднебесной ожидать не стоит. Самые «лакомые» для бизнеса места, оставшиеся после ухода западных брендов, уже по большей части распроданы. Кроме того, ряд ведущих марок из Китая начинает предъявлять к российским авторитейлерам все более высокие требования. Для их выполнения нужны весомые инвестиции. При этом сроки окупаемости туманны.