Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и компании «Автомаркетолог» провели анализ объёма продаж авто, ввезённых в Россию по каналам параллельного импорта. В октябре было зарегистрировано на 6% меньше таких машин, чем в сентябре. Доля параллельного импорта по итогам второго месяца осени снизилась до 10% (11% – в сентябре) в объёме всех регистраций и составила за 10 месяцев 2023 года 13% от общего объёма ТС, проданных в стране в этот период.
Продажи, преодолев пик в августе, в конце осени откатились на уровень начала лета. Доля регистраций ТС, ввезённых в страну по схеме параллельного импорта, также снижается, несмотря на общий рост рынка новых авто. Если в первые полгода она была стабильной (13-14%) и показывала небольшой прирост, то с июля начала падать. С сентября по октябрь доля таких машин в общем объёме регистраций снизилась с 11% до 10%. Это самый низкий показатель с начала года.
«Ежемесячный объём машин, ввозимых по параллельному импорту, продолжит снижаться в оставшиеся месяцы 2023 года. А доля таких ТС в объёме рынка установится на уровне 10%», – считает руководитель банка Марина Дембицкая.
«При этом общий объём регистраций автомобилей, ввезённых по параллельным каналам, как мы и прогнозировали, уже превысил отметку в 100 тыс. ед. Этот объём был обеспечен высокими показателями, зафиксированными к середине года. Вероятно, по итогам всего 2023 года объём ТС, ввезённых в РФ по параллельному импорту, зафиксируется на уровне 130 тыс. штук, что, очевидно, составит небольшую долю в общей сумме регистраций на авторынке России, которая, по нашим расчётам, уверено преодолеет отметку в 1 млн автомобилей», – комментирует генеральный директор аналитического агентства Олег Мосеев.
В октябре чаще всего через альтернативный канал ввозили машины японских (34%), корейских (22%) и немецких брендов (20%). При этом, несмотря на расширение официальных продаж, росла и доля ввезенных по альтернативному каналу китайских авто. Если в январе доля регистраций чайна-марок в объёме параллельных продаж составляла менее 1%, то в октябре она скакнула до 14%. На пятом месте – «американцы» с долей в 5%.
В структуре регистраций в октябре среди марок лидерство снова оказалось за Toyota. Вторую и третью позиции в топ-10 заняли Kia и Hyundai, продемонстрировавшие в отчётный период снижение показателей соответственно на 9% и 14%. На четвёртое место вышел Volkswagen (+20%). Пятёрку брендов замкнул китайский бренд Zeekr.
Модельный топ в октябре не изменился. Лидирует седан Toyota Camry, следом идёт кроссовер Kia Sportage, а третьим снова стал китайский электромобиль Zeekr 001. В топ-5 моделей также вошли Mitsubishi, Outlander и Hyundai Tucson.
Большая часть в регистрациях авто, ввезённых в Россию по параллельному импорту, пришлась в октябре на машины класса SUV - 69%. Примечательно, что рост доли электромобилей в структуре регистраций в октябре остановился и пошёл на спад: количество таких машин сократилось относительно сентября на 2%. Основная часть регистраций в октябре, как и прежде, представлена машинами с «классическими» ДВС – 62% и 13% от общего объеёма продаж.