Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 9 минут
155

«Мы меняем этот мир!» Инклюзивная мастерская «Будетляне» даёт молодёжи шанс

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ-Прикамье 29/10/2025
Екатерина Лившиц со своими студентами в столярной мастерской «Будетляне»
Екатерина Лившиц со своими студентами в столярной мастерской «Будетляне» / Вера Шуваева / АиФ

В октябре Пермской инклюзивной мастерской «Будетляне», где занимаются подростки и молодые люди с особенностями ментального развития, исполнилось три года. О том, как родилась эта мастерская, о серьёзных проблемах и первых успехах её студентов, а также о важности поддержки людей с инвалидностью рассказывает руководитель мастерской, педагог и музыкант Екатерина Лившиц.

ДОСЬЕ.
Екатерина Лившиц. Родилась в Перми в 1976 г. Окончила филфак ПГУ (нынешний ПГНИУ). Директор социокультурного агентства «Политрук». Внештатный специалист Пермской городской общественной организации «Аспектус». Руководитель инклюзивной мастерской «Будетляне».

Сначала был «Сад поэта»

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Екатерина, откуда у вашей мастерской такое необычное название? Оммаж футуристам?

— Над названием мы думали долго. Так как я работала в рекламном бизнесе, то знаю, что такое нейминг и как это сложно. Придумали названий пятьдесят. Смотрели-перебирали, и вдруг я вспомнила классное слово «будетляне», изобретённое Велимиром Хлебниковым. Он и его друзья-футуристы, включая нашего земляка — поэта Василия Каменского, называли себя людьми будущего. Хотели сами делать свой мир, изменяя его. И мы тоже этот мир меняем, в том числе мир особенных ребят.

— Как вы пришли в инклюзию?

— Виноват Пастернак и Всеволодо-Вильва. С общественной организацией «Аспектус» мы делали в музее «Дом Пастернака» много разных проектов. А в 2019 г. у меня появилась идея создать там музыкально-ландшафтную выставку для людей с особенностями зрения. Мне казалось, что у них другое восприятие звука. Почему привлекла эта тема? Я же музыкант-вокалист. И всё, что связано с музыкой, со звуком, мне интересно.

Специалисты из моей команды сделали гигантские музыкальные арт-объекты, на которых могут играть все, а не только люди без особенностей и музыканты. Та выставка «Сад поэта. Взаимодействие» стала нашим первым инклюзивным проектом, получившим президентский грант. Потом мы проехали с ней по Пермскому краю, начали заниматься инклюзивным театром, обросли связями. Было много стажировок, в том числе в Центре «Наш солнечный мир» в Москве.

— Неудивительно, что и в созданной вами в 2022 г. мастерской студенты делали поначалу музыкальные инструменты.

— Да, мы спроектировали и изготовили целый набор уникальных инструментов, адаптированных для любого человека. Придумали под это реабилитационную программу музыкальной арт-медиации, стали её обкатывать. Вот один только факт: когда проводили арт-медиацию среди ребят с аутизмом в Пермском крае, 15-летний невербальный мальчик впервые в жизни заговорил. Родители были в шоке: «Как вы это сделали?!» Но год назад производство музыкальных инструментов мы закрыли.

— Почему?

— Потому что наша задача, чтобы 80% операций выполняли сами студенты с инвалидностью, а не педагоги-мастера. Если же они сделать этого не могут (технология для людей с ментальными особенностями оказалась очень сложной), то к чему «мыльный пузырь»? Это то же самое, что сказать, что люди с инвалидностью делают самолёты, хотя на самом деле они лишь протирают стекло.

Поделки юных мастеров.
Поделки молодых мастеров. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

Сирины и звероящеры

— Главные направления в работе «Будетлян» сегодня?

— Изготовление сувенирной продукции и тактильных макетов. Одна из наших педагогов, Мира Плюснина, окончила Академию живописипо специальности «декоративно-прикладное искусство». У второй, Даши Калиной, богатый коми-пермяцкий бэкграунд, у меня — 15 лет фольклорных экспедиций. Поэтому в отличие от других мастерских у нас в основе — историко-культурное наследие и какие-то региональные вещи.

Активнее всего мы развиваем столярное направление — делаем деревянные игрушки. Готовы уже две коллекции: «Хранители», посвящённая прикамской домовой росписи, и «Мой Пермский период» о пермских звероящерах. Изготовление таких игрушек — длинный процесс. Сначала студенты рисуют иллюстрации, потом делают заготовки, потом их шлифуют. Тут тоже несколько операций: работа надфилем, шкуркой 100, 120, 150. Наконец, масление или морение дерева, роспись.

— Говоря об иллюстрациях, вы имеете в виду их копирование?

— Нет. Как мы работали, к примеру, с прикамской домовой росписью? Подбирали фото этнографии, затем ребята их рассматривали, в том числе ходили в музеи, чтобы наполниться визуальными образами. И только потом раскладывали все эти картинки и начинали рисовать. У них получаются не копии, а новые, довольно странные персонажи. В немножко первобытной и очень крутой стилистике. Того же ящера или льва они всегда нарисуют по-другому — из-за своих особенностей они действительно так его видят.

Есть в «Будетлянах» и швейная мастерская. В разработке шоперы и другой мерч. Недавно начали осваивать набойку. Может быть, с ней тоже появится какой-нибудь продукт. Кстати, и в набойках мы используем авторские иллюстрации студентов.

Главное — внимание и поддержка.
Главное — внимание и поддержка. Фото: АиФ/ Вера Шуваева

— А что за тактильные макеты?

— Это тактильные карты исторических центров городов с миниатюрами памятников архитектуры и тифлоаудиогидами. Проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда губернаторских грантов Пермского края и помогающий слабовидящим и незрячим людям узнавать историю. Миниатюры делают мастера, а карты — наши ребята. Конечно, с педагогом, который направляет, но на 80 % сами.

Дороги, площади, зелёные зоны там — материалы разной фактуры. Вырезать из них идеальную деталь достаточно сложно. Продукт уникальный, в России такого нигде больше не делают. В итоге получаются инклюзивные выставки. Сейчас выставка «Пермь на кончиках пальцев» работает в Лысьве, до этого была в Чайковском и Кунгуре. Экспозиция «Усолье на кончиках пальцев» выставлялась в Перми и Усолье, уехала в Березники.

Как стать взрослым?

— Насколько важно для вас, чтобы изделия студентов находили своих покупателей?

— Очень важно. Реальность такова, что 90 % молодых людей с особенностями ментального развития никогда не выйдут на открытый рынок. Единственный вариант более-менее качественной жизни для них — оплачиваемая работа в инклюзивных мастерских, где ребята могут трудиться в безопасном пространстве, с отработанными технологиями, в сопровождении опытных педагогов. Да, мы не раз выигрывали с мастерской гранты, но зависеть от них тяжело. Поэтому наша задача — наладить устойчивую систему продаж.

Реальность такова, что 90 % молодых людей с особенностями ментального развития никогда не выйдут на открытый рынок. Единственный вариант более-менее качественной жизни для них — оплачиваемая работа в инклюзивных мастерских, где ребята могут трудиться в безопасном пространстве.

— И как успехи?

— Наши сувениры продаются в трёх филиалах Пермского краеведческого музея, в шоуруме KAMWA, ЦВЗ и ПДНТ «Губерния», а забавные стикеры — в «Пиотровском». То, что за сентябрь в Музее пермских древностей посетители купили десять наших игрушек (поскольку труд ручной, стоят они около 1500 руб.), для нас настоящая победа. Сейчас ведём переговоры с Губахинским краеведческим музеем, с Центром экологической культуры, выходим на Екатеринбург и Москву. Сегодня мы способны производить 500 игрушек в месяц. Мы очень крутые! Поэтому готовы принимать и розничные заказы, и корпоративные.

— А сколько студентов трудятся в мастерской?

— Постоянно 12 человек, но за год проходят обучение 25-30. Кто-то уходит, потому что далеко ездить, кого-то трудно возить родителям, кто-то не готов к нашей системе. Подростков немного, в основном молодые люди от 18 до 29 лет. Занятия проводятся три дня в неделю по шесть часов. Поработали полтора часа, перерыв — и переключаемся на другую опера c76 цию. А начинается день с телесно ориентированного тренинга. В течение часа разминаем тело по специальной методике, взятой у наших наставников из Москвы — особого театра «Круг II».

— С родителями студентов вам тоже приходится работать?

— Безусловно. Их поддержка необходима. Молодые люди с ментальными особенностями, как правило, остаются для родителей пятилетними детьми. Требования к ним дома минимальные. А у нас обязанности, ответственность. Понятно, что все свои проблемы они никогда не смогут решать сами. Но не опаздывать на работу, уметь купить себе продукты и приготовить из них что-то, понимать, насколько тебе плохо в данный момент физически и психологически, контролировать это состояние, уметь общаться с людьми, следовать социальным правилам, ориентироваться в новом пространстве — эти аспекты самостоятельной жизни мы прокачиваем в «Будетлянах» обязательно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах