Институт «УралИнсо» исследовал восприятие кризиса населением города Перми в октябре 2009 года. Как оказалось, 18,4% опрошенных вовсе не замечают экономической нестабильности, при этом только 14% не испытывают необходимости на чём-либо экономить. Возникает подозрение, что 4,4% «не замечающих» кризиса были вынуждены и прежде отказываться от излишеств.
Временно неработающими называют себя 14,2 %, что удивительно при официальном уровне зарегистрированной безработицы в Пермском крае 3,11%. Неужели в Перми с работой хуже, чем в других городах и населённых пунктах региона? Социологическое исследование «УралИнсо» на этот вопрос не даёт ответа. Можно, однако, проследить динамику роста доли временно неработающего населения Перми: 10,9% - осенью 2008 года, 13, 3% - весной 2009-го, и 14,2% - осенью 2009 года.
На 10% по сравнению с осенью 2008 года сократилась доля тех, кто считал свои доходы выше среднего. Сейчас таких семей только 16,8 %. Видимо, кризис ударил прежде всего по тем людям, которые жили в достатке. И тем не менее более половины (55,3% ) пермяков всё ещё оценивают доходы своей семьи как средние. Готовность мобилизоваться, чтобы работать и выстоять, высказали 53,4 % респондентов. Доля тех, кто считает, что кризис нужно просто переждать, составляет 19,4%. В этой категории сомкнулись оголтелые оптимисты с беспросветными пессимистами: 16% пермяков уверены, что всё само собою рассосётся и наладится, а 3,4% отказываются от активных действий, считая ситуацию безвыходной. Очень мала численность пассионариев, склонных к открытым социальным протестам, - всего 3,6%.
В последний год изменились продуктовые предпочтения жителей Перми. Существенно сократилась доля тех, кто регулярно покупает торты и безалкогольные напитки. Новое поколение, похоже, отказалось от пепси. Зато спрос на алкоголь и простой хлеб сейчас на подъёме. Не претерпели заметных изменений ряды покупателей молока и колбасы. Стабильным остаётся спрос на замороженные полуфабрикаты.
Пермяки в 2009 году реже стали проводить досуг в ресторанах, барах и кафе, они переориентировались на торговые центры. Правда, ходят туда не покупать, а развлекаться. Социологи отметили, что доля покупателей непродовольственных товаров, в частности книг, одежды и обуви, существенно снизилась.
В последние полгода увеличился интерес к недвижимости. В два раза возросла доля тех, кто намерен приобрести квартиру. Правда, их теперь всего 2,6%, но порог статистической погрешности преодолён, и это можно (если очень хочется!) расценивать как слабый свет в конце кризисного туннеля.
По самым важным показателям реакция пермяков на экономический кризис совпадает с реакцией москвичей и петербуржцев. Главное отличие - мы куда спокойнее, в столицах протестные настроения выражены в два раза отчётливее, чем в Перми.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.