Примерное время чтения: 6 минут
96

Взрыв в «Домодедово». Как остановить террор?

35 погибших, более 150 пострадавших - кровавый итог взрыва, прогремевшего 24 января в зоне прилёта аэропорта «Домодедово». Следствие объявило, что знает, кто взорвал себя и людей, семьи погибших хоронят близких, президент требует наказать тех, по чьей халатности стал возможен весь этот ужас. «АиФ» же вместе с экспертами пытается понять, что конкретно нужно сделать, чтобы подобная трагедия не повторилась.

Сколько стоит жизнь?

Из федерального, столичного и подмосковного бюджетов семьям погибших будет выплачено по 3 млн руб., 1,9 млн руб. - за тяжёлые ранения, 1 млн руб. - пострадавшим с ранениями средней тяжести, по 200 тыс. руб. - легкораненым. Правительство Москвы выплатит пострадавшим иностранцам 2 млн руб. за погибшего, 1,5 млн руб. - тяжелораненым, 1 млн. руб. - за ранения средней тяжести. Похороны и отправка тел иногородних и иностранцев на родину - за счёт бюджета Москвы. Несовершеннолетние дети, оставшиеся в результате теракта сиротами, будут ежемесячно получать пособие в 13,5 тыс. руб.

Кого наказали?

Президент Д. Медведев снял с должности руководителя УВД на транспорте по ЦФО генерал-майора А. Алексеева и отдал распоряжение подготовить предложения об ответственности должностных лиц ФСБ, МВД и Правительства России, в чьи обязанности входят вопросы борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспорта, главам этих ведомств. Глава МВД Р. Нургалиев уволил руководство линейного подразделения транспортной милиции в аэропорту «Домодедово». Но теперь у него появился заместитель, который будет отвечать за безопасность на транспорте. Им стал экс-глава ДОБДД В. Кирьянов. Лишились своих постов глава Ространснадзора Г. Курзенков, и четыре заместителя главы Минтранса И. Левитина.

«За безопасность аэропортов отвечает администрация комплекса совместно с ФСБ и МВД, - объяснил «АиФ» Геннадий Гудков, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности. - Аэропорт следит за лётным полем, техническим состоянием здания, содействует в проведении досмотров и т. д. Но борьба с терроризмом - задача государства. Государство не может требовать, чтобы аэропорт или, например, продавщица, контролёр билетов занимались борьбой с терроризмом. Виноваты в этой ситуации ФСБ, правительство, министры. В Испании, когда были теракты, правительство заменили на ближайших выборах. А у нас сделали виноватым какого-то «дядю Стёпу-милиционера».

Что делать?

Среди первоочередных мер по обеспечению транспортной безопасности президент Д. Медведев поручил министерствам и ведомствам следующие:

- изменить правила контроля в транспортных узлах, предусмотрев сплошной досмотр граждан и багажа в наиболее уязвимых для безопасности пассажиров местах транспортной инфраструктуры;
- провести экспертизу действующего законодательства на предмет его полноты для нейтрализации угроз безопасности на объектах транспорта;
- провести проверку всех крупных транспортных узлов в стране на предмет безопасности.

Всё это, безусловно, необходимо сделать. Но в следующий раз террористы для своей атаки могут выбрать любое другое людное место. «Мировой и отечественный опыт показывает, что остановить подготовленного смертника практически невозможно, - уверен подполковник милиции, до расформирования служивший в Департаменте по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России Михаил С. - Максимум, что можно сделать, - минимизировать последствия теракта, как это случилось, к примеру, на фестивале «Крылья» в 2003 г. Там шахидки не смогли пройти контроль и взорвались при входе в зрительную зону. Или несколько лет назад у станции метро «Рижская», когда, испугавшись милиционера, «живая бомба» взорвала себя не в подземке, а на улице при меньшем скоплении людей. Предотвратить такой теракт можно лишь на стадии его подготовки. Заниматься этим должна ФСБ».

Оперативный сотрудник ФСБ, несущий службу на Северном Кавказе, Денис Молотов (фамилия изменена) видит решение проблемы в следующем: «Без реальной борьбы с коррупцией в республиках Северо-Кавказского федерального округа решить проблему терроризма невозможно. На развитие социальной сферы идут лишь мизерные крохи огромных дотаций из федерального бюджета. Остальное тратится на роскошные особняки, дорогие автомобили кучки чиновников и бизнесменов. Подавляющая часть населения при этом не может даже найти достойную работу или получить серьёзное образование. Нищая молодёжь является базой для набора рекрутов в бандподполье. Сегодня ваххабитский ислам уже распространяется за границей Северного Кавказа. Нам известно о нескольких быстро растущих джамаатах в Татарстане и Башкирии. Нельзя исключать наличия подобных радикальных сект и в Москве. Так что вскоре можно ожидать доморощенных бомбистов. Другая важная проблема - многие боевики, задержанные на Северном Кавказе, получают очень мягкие приговоры. Например, организаторы подрыва «Невского экспресса» в 2007 г. получили 10 и 4 года заключения. Это просто насмешка над правосудием! Думаю, число шахидов сократится и в случае, если их родственников будут сажать на большие сроки за пособничество. Ведь без помощи извне невозможно ни скрываться, ни хранить оружие. У нас такая практика почему-то не применяется».

Великобритания после терактов в метро и неудавшейся попытки террористов взорвать самолёты перекроила не только свои законы, но и международные правила провоза багажа (ту же жидкость запретили к провозу именно после этих инцидентов). Кроме этого, в Англии достаточно записи телефонных переговоров для ареста в подозрении в подготовке терактов, продлены сроки содержания под арестом предполагаемых террористов, депортация заподозренных в этих намерениях осуществляется в считаные часы. В Испании после терактов на вокзале в Мадриде тоже переписали законодательство, там тщательно контролируют все местные мечети.

Израиль в борьбе с терроризмом использует не только законы. Агентура работает в самом логове террористов. Большую роль отводят тюремной разведке, поскольку в камерах сидит большое количество террористов. Израильтяне создали тотальную электронную систему слежения. В Иерусалиме в Старом городе на 1 км2 установлены 320 видеокамер. «Все преступления и правонарушения зафиксированы камерами, - рассказал «АиФ» Алекс Кагальски, сотрудник местного полицейского участка. - Не всегда удаётся быстро отреагировать и предотвратить преступление, но практически в 100% случаев благодаря камерам мы находим и наказываем преступников». Здесь же, в Старом городе, у главной мечети каждую проповедь муэдзина внимательно слушают переводчики. И если в конце он призывает к борьбе за веру - начинается подготовка к возможным беспорядкам, усиливаются меры безопасности. На границах страны и над палестинскими территориями постоянно летают беспилотники, в режиме нон-стоп передавая информацию о любом движении в этих районах. В Израиле действует единая система информации о пассажирах самолётов, поездов, автобусов: кто куда приехал, уехал, опоздал на рейс, отказался от полёта, потерял багаж - вся информация мгновенно поступает в спецслужбы. Туда же передаётся информация с видеокамер, установленных на дорогах. Зафиксировав номер, система выдаёт всю информацию по авто и её владельцу. Если он занесён в списки «неблагонадёжных граждан», спецслужбы знают, куда он отправился, и начинают отслеживать его маршрут. И это не говоря о том, что каждый полицейский, охранник частной фирмы, водитель городского автобуса постоянно проходят инструктаж и не пропустят ни одного подозрительного лица. В результате с 2008 г. на территории Израиля не было ни одного теракта с участием террориста-смертника. А в России уже который год звучат взрывы, гибнут люди. И ни один заказчик - именно заказчик, а не исполнитель - так и не наказан!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах