– Сергей Владимирович, вы – один из ведущих экономистов в России. Скажите, в истории были примеры, когда культура была локомотивом роста региона?
– Есть прецеденты, когда город поднял экономику за счет культуры. Париж. Это город, в который приезжают не бизнесмены, а туристы. Они оставляют огромное количество денег. Я считаю, что развитие своего культурного проекта – абсолютно правильное направление для Перми. Городов-миллионников в России тринадцать. Если не брать Москву и Петербург, все остальные для среднестатистического россиянина ничем друг от друга не отличаются. Совсем все плохо в случае с иностранцами, для которых Пермь, Новосибирск, Красноярск, Ростов находятся где-то в Сибири.
Города по-разному могут повышать свою привлекательность. Кому-то повезло как Москве – столице. Кому-то как Петербургу, у которого есть историческое культурное наследие, привлекающее туристов. У Перми этого нет, значит, надо сделать город привлекательным, чтобы сюда спешили люди. Пермь не одинока в своем начинании. Есть маленький-маленький городок в Ивановской области – Плес. Исторический город типа Суздаля. Два часа пути машиной от Владимира. Три тысячи человек живет. Сохранилась культура 19 века, вот как была, так и осталась. Пришел мэр, заработавший деньги в бизнесе, начал вкладывать в развитие инфраструктуры, построил гостиницы, рестораны. И в Плес поехали туристы. Экономика в городе на подъеме, нет безработицы, люди из соседних регионов едут сюда в поисках работы. В том же Суздале гостиниц, наверное, больше, чем в Москве. Это может быть маленький дом, три-четыре номера, но люди обеспечивают сервис. Приезжает иностранец, не говорящий по-русски. Нет проблем. Есть он-лайн переводчик. Иностранец говорит, компьютер переводит. Коряво, но понятно. Благодаря таким мелочам город делается привлекательным.
– Разве у Перми с ее промышленным потенциалом нет других возможностей для развития?
– Если говорить откровенно, Прикамье, по сравнению с другими регионами, находится в хорошем состоянии. У вас есть «ЛУКОЙЛ», «Нефтеоргсинтез», «Уралкалий». Доходы в крае есть, живете лучше, чем большинство регионов. В принципе, могли бы не париться. Но у вас не будет новых нефтяных заводов, не будет новых месторождений нефти и калийных солей. А культура как сфера услуг в расчете на единицу продукции создает гораздо больше рабочих мест, чем предприятия. Вот поставьте один и тот же завод в Перми и Роттердаме. Они будут производить одинаковую продукцию, и покупатель будет выбирать между двумя одинаковыми продуктами. А вот культура Перми и Роттердама – два разных продукта. Здесь не надо выбирать, здесь надо ехать и в Роттердам, и в Пермь.
«Эрмитаж», «Лувр», «Пермский музей современного искусства» – все это проявления культуры, возможность убедить человека, не живущего в вашем регионе, приехать к вам и оставить часть денег. Разве это не выгодно экономике всего города? Верю ли я, что Пермь может стать промышленной столицей мира? Не верю. Нет выхода к морю, нет дешевой рабочей силы, нет накопленного интеллектуального багажа. Верю ли, что Пермь может стать культурным центром притяжения на постсоветском пространств? Верю.
– Отчасти пермский культурный проект вызывает отторжение тем, что его авторы не делятся детальными планами и не называют сроки его реализации. Вы могли бы расставить реперные точки для проекта «Пермь – культурная столица»?
– Не готов отвечать на этот вопрос, не требуйте от меня невозможного. В любом проекте можно декларировать цели недельные, годовые, десятилетние, но нужно погрузиться в проект. Я могу за неделю изучить вопрос и дать ответ. Но я должен понимать, что мне это интересно, что мне хочется этим заняться. Причем не в плане денег, мне, слава богу, повезло: могу заниматься тем, что интересно. Моя профессиональная карьера строилась по принципу, что я идентифицирую проблему и предлагаю пути ее решения. А в какой сфере (бюджет, платежные системы, управление промышленным холдингом, создание международного банка) – все равно. Я научился заниматься разными видами деятельности. Поэтому если вдруг пермский мэр или губернатор захотят воспользоваться моими мозгами, скажут: «приезжай, помоги нам разобраться», я приеду – помогу.
– То есть тема Перми как культурной столицы вам интересна?
– Если со мной будут разговаривать люди, адекватно ставящие задачи и готовые сотрудничать, – да.