Пермь, 22 февраля - АиФ-Прикамье. Для лётчиков нет ничего лучше, чем время, проведённое в небе. Оно становится для них вторым домом. Говорят, что тот, кто однажды поступил в лётное училище и закончил его, ни за что не променяет небо на что-то другое. Командир корабля, капитан Иван Янусов с авиабазы «Сокол» рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье», как проходит день военного лётчика и о том, что его привело в небо.
В запретной зоне
На подъезде к аэродрому – колючая проволока и таблички: «Запретная зона». На территории – главный штаб, где находится командование авиабазы «Сокол». Там же – учебные классы для пилотов. День лётчика начинается здесь. Каждый должен досконально знать все детали в выполнении полёта, наизусть помнить мелочи. В самолёт можно садиться только после проверки знаний. Тем более что это не просто самолёты, а истребители. В Перми базируются 12 самолётов МиГ-31. Как рассказал Иван Янусов, в своём классе они самые эффективные, лучшие в мире. И в настоящее время очень мало городов, где они базируются. В этом плане Перми, можно сказать, повезло.
Истребители стоят под открытым небом. Их кабины укрыты брезентом. Рядом – здание дежурных сил. Здесь ждут команды экипажи. «Круглые сутки лётчики несут боевое дежурство. При объявлении боевой готовности №1, в случае нарушения государственной границы, они собираются, надевают костюмы, садятся в кабины и по команде взлетают. В течение 8 минут они должны выполнить взлёт», – рассказывает капитан корабля.
На МиГ-31 допускают только самых опытных пилотов. Как говорит Иван Янусов, «сразу после выпуска на него никто не попадал». Сначала необходимо набраться опыта на другом самолёте и, после получения второго класса, могут перевести на МИГ-31.
«Взлёт опасен, полёт прекрасен, посадка сложна»
Первым в лётную смену всегда летит самолёт-разведчик погоды. После того, как он доложит о ситуации в небе, на взлёт идут другие самолёты – теперь уже на задания. Отметим, что зона дежурства «Пермских Соколов» – от границы с Казахстаном до Воркуты. В среднем каждый полёт занимает час-полтора. До самой дальней точки – Воркуты – пермский истребитель летит чуть больше двух часов. Скорость самолёта – в среднем 800-850 км в час. Вообще же рекордная скорость МиГ-31 – 3000 км в час на большой высоте и 1500 км в час – на малой.
На взлёт самолёт идёт со скоростью 320 км в час, на 380 км в час – отрывается от земли. Посадка также идёт на высоких скоростях – 300-290 км в час. «Чем опытней пилот, тем мягче и красивее его посадка. Лётчика определяют именно по ней», – рассказал Иван Янусов.
Пермский полк считается одним из самых подготовленных. Лётчики в воздухе выполняют одни из самых сложных элементов, как, например, дозаправка или полёт звеном.
Потомственный лётчик
Один из пермских «Соколов» – Иван Янусов – в Перми служит всего три года. Сейчас он – командир корабля, капитан.
Иван Янусов родился 23 февраля 1982 года в польском городе Бжег в семье военного лётчика Григория Янусова. С детства мечтал, как папа, летать. В 1989 году в семье Янусовых произошло несчастье – отец погиб. Он выполнял облёт самолёта МиГ-25 после капитального ремонта. У истребителя по каким-то причинам неправильно сработали приборы – они показывали, что скорость снижается, и повысить её пилот никак не мог. Было принято решение катапультироваться. В это время самолёт находился на высоте примерно 2000 метров. Пилот получил слишком сильный удар воздушным потоком.
Облака на ощупь
После трагедии семья Янусовых переехала в Казахстан. Там Иван закончил 9 класс и, несмотря на мамины протесты, решил поступать в оренбургский кадетский корпус с первоначальной лётной подготовкой. За штурвал под руководством женщины-инструктора впервые сел в 16 лет. Это был ЯК-52. «Я никогда этого не забуду. Да и, думаю, ни один лётчик никогда не забудет свой первый полёт! Переполняют чувства! Эйфория – это мягко сказано. Когда я первый раз увидел, что отрываюсь от земли – это было смешанное чувство: и свобода, и страх, и интерес, и ни с чем несравнимое возбуждение. Ты отрываешься и понимаешь, что от тебя уходят все проблемы, которые тебя мучили на земле, какие-то неурядицы. В воздухе ты – другой человек», – говорит Иван.
«На первом же полёте у нас случился отказ генератора. Ну, на ЯК-52 это вообще не страшно. А потом через несколько полётов «стружка в масле» загорелась. Вообще весёлые полёты были, такое освоение, боевое крещение», – вспоминает нынешний капитан и смеётся.
В очередном учебном полёте инструктор попросила его открыть фонарь самолёта. «Мы летим, и Любовь Леонидовна (инструктор – прим. ред.) говорит: «Приоткрой фонарь!» А я боюсь отпустить его. А она снова: «Отпускай! Щупай облако!» Я руку высовываю – и по руке покатились капли… такие ощущения в 16 лет – это на всю жизнь!» – рассказывает лётчик.
После окончания кадетского корпуса, с 1999 по 2004 год Иван Янусов учился в Армавирском лётном училище. «Мне предлагали остаться лётчиком-инструктором, но я сказал, что хочу в боевой полк, потому что отец был в боевом полку», – рассказывает Иван. Его пожелания учли. Он попал на службу в Мончегорск (Мурманская область), на самолёты МиГ-25, на которых когда-то летал отец.
Правда, своей очереди «полетать» Иван Янусов ждал 2 года. В 2006 году его назначили на должность. «Первые впечатления от МиГ-25 были неописуемые. Столько восторга! Никогда не думал, что они ещё летают. Это легендарный самолет».
Через 6 лет службы Иван с семьёй приехал в Пермь.
Модели самолётов и дайвинг
«Пермский сокол» не только летает на истребителях. Когда у него появляется свободное время, он клеит модели самолётов и занимается подводной охотой. Он с невероятной теплотой говорит о своей жене и 8-летней дочке. Несмотря на то, что очень много времени лётчик проводит на службе, он всегда находит возможность вместе с ними выехать на природу, покататься на лыжах. «С детства стараюсь дочку приучать к спорту», – говорит Иван.