Пермь, 13 мая - АиФ-Прикамье. Учёные Пермского университета (ПГНИУ) уже шесть лет занимаются исследованиями эмоциональных роботов. Сейчас это направление активно развивается во всём мире. Крупные школы по разработке подобных машин есть в Японии, Канаде, Швеции, США и Южной Корее. А группа учёных из Перми (профессор кафедры процессов управления и информационной безопасности ПГНИУ Олег Пенский и его аспиранты) разрабатывает для роботов интеллектуальную начинку.
Олег Пенский (далее – О.П.): – Мы пытаемся создать не просто робота, а аналог человека. Человеческие эмоции слишком сложны. Пока нет таких математических моделей, уравнений, формул, которые бы могли описать эти эмоциональные процессы. Мы поставили перед собой такую задачу – описать их математически.
Человек имеет способность забывать прошлое. Робот же помнит всё, что в него заложено. Мы разработали математическую теорию, которая позволяет чипу (интеллектуальной части робота) забывать прошлые эмоции, забывать прошлый опыт. Где это может применяться? Самое простое, чем мы сейчас занимаемся – это разработка эмоциональных мобильных телефонов. Наша уникальность в том, что мы в мобильный телефон помещаем аналог его владельца. Пример. Сегодня уже существуют эмоциональные телефоны, но они поступают следующим образом: если один раз собеседник вас оскорбил, машина полностью блокирует данного абонента, навсегда. В случае же с нашей разработкой все несколько иначе. Мы вводим в телефон индивидуальные параметры его владельца. Что нам это даёт: телефон, зная ваш характер, сначала заблокировал нагрубившего вам человека. Но он знает также и то, что вы – человек отходчивый. И тогда телефон проводит анализ на основании вашей эмоциональной памяти и вычисляет, когда вы простите этого абонента. И когда вы его простите, связь с ним будет восстановлена. Мы назвали этот параметр «коэффициент памяти» и мы первые ввели такое понятие. Ещё пример – если вы грубо разговариваете по телефону, то чип это определяет, передает информацию оператору связи и с вас снимается больше денег. Если вы говорите вежливо, культурно, то вы платите меньше. Таким образом, можно будет воспитывать в людях культуру рублём.
Роботам нужен лидер
О.П.: – Мы проводим исследования в ещё одном направлении – взаимоотношения в группе роботов. Представьте себе, что несколько роботов сидят и общаются друг с другом. Такое кажется фантастикой. Мы первые промоделировали все процессы, которые могут между ними возникнуть. Нам удалось доказать: если в группе роботов нет лидера, то поведение группы непредсказуемо. Если в группе есть лидер (мы его назвали «агитатор»), то можно определить, в какую сторону пойдёт группа роботов при решении тех или иных задач.
Я переписываюсь с коллегами из других университетов, занимающихся робототехникой. И они говорят, что наши результаты в изучении поведения групп роботов, действительно, очень интересны. Потому что сейчас робототехника развивается такими большими шагами, что скоро необходимо будет регламентировать поведение киборгов в группе.
Робот-холерик и робот-флегматик
О.П.: – Ещё одна наша заслуга – мы вывели формулы, описывающие темперамент. Есть человеческие темпераменты: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы смогли описать их математически. Например, если темперамент робота равен 0,1, значит, он меланхолик. Если 0,9 – он холерик. Также мы вывели формулу силы воли робота, формулу способностей.
«АиФ-Прикамье»: – Где нашли применение ваши разработки?
О.П.: – Мне предложили сотрудничество израильтяне. Даже стыдно признаться, в какой сфере… Предложили использовать наши разработки для сексуальных машин. Я им сказал – ребята, я православный верующий, я отказываюсь участвовать в таких вещах.
Восстание машин
«АиФ-Прикамье»: – Какие есть ещё этические проблемы создания эмоциональных роботов?
О.П.: – Нами доказана теорема о том, что роботы с абсолютной памятью (не способные забывать прошлое) становятся с течением времени опасными для человека.
В настоящее время, например, в развитых государствах ведутся исследования в оборонной промышленности по созданию интеллектуальных роботов, способных в боевых действиях принимать самостоятельные решения. Так в Великобритании уже разработан боевой беспилотный бомбардировщик под названием «Громовержец». Уникальность «Громовержца» состоит в том, что он является практически полностью автономным беспилотником: аппарат может самостоятельно маневрировать и выполнять другие действия, не требуя постоянного контроля со стороны оператора. К человеку «Громовержец» обращается только за разрешением - уничтожать ли выбранную цель. Очевидно то, что решение интеллектуального вопроса об уничтожении цели человек может легко передать британскому бомбардировщику, сделав несложные изменения в компьютерной программе, описывающей действия «Громовержца» в боевых условиях. Поэтому математическая, числовая запись (а компьютеры работают с числами) законов Айзека Азимова становится актуальной уже сейчас, и эти законы нельзя рассматривать как законы, выполнение которых необходимо лишь в далеком будущем. У нас, в Перми, начали одними из первых в мире рассматривать вопросы безопасности роботов для человека с математической научной точки зрения, создавая общую теорию эмоциональных роботов.