Пермь, 14 мая - АиФ-Прикамье. 14 мая православныеотмечают поминальный день – Радоницу. В церквях совершаются заупокойные богослужения. Люди приходят на службу, берут свечи, ставят их на специальный стол с распятием, который называется «заупокойный канун». После чего идут на кладбище, где поминают усопших молитвенно, чтобы запечатлеть свою любовь к праху родных, то есть утвердить родовую память.
Остановка
Однако на деле ситуация с выделением дополнительных автобусов выглядела крайне плачевно. Начиная с самого утра, на остановке «Драмтеатр» уже стояло около 300 человек. Все они ждали общественный транспорт.
Пенсионеры с букетами и с большими сумками в руках угрюмо негодовали по поводу томительного ожидания транспорта.
«На маршрутку выстроилась большая очередь. Туда точно не попасть, – сетовали пожилые женщины. – Очень мало автобусов. Мы устали уже ждать. По городу же ходят пустые автобусы – пусть выделят нам побольше до кладбища. Сил никаких нет!».
Рядом с остановочным комплексом уютно расположилась продавщица с цветами. Но люди мало обращали на неё внимание, всё смотрели в дальний конец улицы, ожидая появление заветного автобуса.
«Ладно бы туда доехать – можно потерпеть. Ну а обратно как? Там еще хуже будет», – говорит одинокая бабушка с рюкзаком.
Подъезжает автобус №46. Люди толпой подбегают к нему: машина мгновенно забивается. Одну женщину, стоявшую в проходе, зажало закрывающейся дверью. Водитель крикнул, чтобы она немедленно вышла.
«Вот беда, – с грустью отметила дама. – Придется ехать на такси. Хотя денег совсем нет. Настоящий кошмар!».
К слову, на остановке блуждали несколько водителей, предлагающих пенсионерам услуги такси. Собрав с 3-4 человек по 100 рублей, можно было без проблем и с комфортом доехать пункта назначения.
Кладбище
На самом кладбище было не протолкнуться. Огромная пробка при въезде, толпы людей, идущих вдоль дороги, а также массовая торговля венками и букетами перед входом, – всё это создавало атмосферу хаоса и беспорядка.
«Раньше были «Газели» за 20 рублей. Очень удобно – ходили три раза в час. А сейчас что творится? Организация безобразная! Я каждый год езжу. И увидела такой беспредел впервые!», – рассказывает бабушка, сидящая на лавке у храма.
«Я пришла без пяти восемь, чтобы раньше уехать. У меня нога ломанная – я на костылях хожу, – добавляет престарелая женщина. – Ждала первый автобус – не смогла сесть из-за давки. Затем второй, третий. На четвертый решилась залезть, но меня там чуть мужчина не задавил. В автобусе полностью руки сжали – я не могла двигаться. Было страшно!».
Когда проходишь на территорию погоста, становится спокойнее. Люди прибираются на могилках, кто-то молча стоит и крестится, поминая родных.
Между тем, на самом кладбище также курсирует маленькая бесплатная маршрутка. Чтобы попасть в неё, нужно простоять на улице около 10 минут, занять очередь, после чего опять же толкаться внутри салона.
«Я из Закамска. На автобусе приехала. С 8 часов стояла до 10. Народу много было. И здесь такой же ужас. Ох, ну и жизнь», – охает 90-летняя бабушка.
А стоящие по соседству нищие, потупив глаза, смотрели на проходящих мимо людей. Рядом с ними находился небольшой мешочек, которой был полностью набит лакомствами. Одна женщина дала милостыню бродяге.
«Столько мучений стоит того. Конечно, в автобусе было ужасно тесно, но я же добралась сюда живой, – отметила она, двигаясь через захоронения. – Радоница – это священный праздник всё-таки. Нужно помнить о родных, чтить их память».