Примерное время чтения: 10 минут
644

Кайф от первого лица. Как уберечь подростков от иглы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Прикамье 14/05/2013
Фото автора

Пермь, 16 мая - АиФ-Прикамье. Говорите, бывших наркоманов не бывает? Или всё-таки они есть? Лысьвенец Андрей Григорьев уже 14 лет это доказывает. И пытается уберечь подростков от первого укола. Ведь «один лишь раз себе поставив дозу, ты пленником становишься её». Так написал он в своём стихотворении. А он знает, что пишет. 

Тюрьма спасла

Мы беседуем с Андреем Григорьевым в его квартире в Ленинском посёлке – в 90-х годах прошлого столетия самом злачном и наркоманском районе Лысьвы. Его небольшая комната - она же офис антинаркотической организации «ДиМак» (или АНО «Реальность» - прим. автора). Напротив – та самая кухня, куда солнечным летним днём 1988 года друг детства принёс в кусочке марли маковое молочко. Здесь же приятель «сварил» мак, «угостил» дозой Андрея.  

Андрей Григорьев (далее - А.Г.): - Потом я полгода не пробовал героин. Но… ноги сами несли в наркопритон, хотя головой-то понимал, что это опасно. Не зря говорят, героин умеет ждать. На своих лекциях я и объясняю школьникам: стоит один раз его попробовать, всё - обрекаешь себя и близких на несчастье. Вообще, эту заразу в Лысьву занесли ребята из Питера, они научили местных пацанов варить ханку. Так получилось, что я был в числе первых наркоманов в нашем городке. Из тех двух тысяч человек, кто в Лысьве в 90-е сидел на героине, выжили, наверное, не больше десяти… Впрочем, я и сам не должен был выжить. В конце 90-х меня доза уже не спасала, да и укол ставить некуда было. Врачи с диагнозом «сепсис» отправили из больницы домой – умирать. А тут ещё и суд подоспел (за кражу из гаража одного предпринимателя) и меня на три года закрыли в зону. Умирать, как я думал тогда. 

 

                                                                         
Досье

Андрей Григорьев

Родился 8 января 1967 г. в Лысьве. Служил в спецназе. Есть дочь и сын, внуку пять лет. Хобби - пишет стихи и песни. В частности, автор известной песни «Лысьвенская каска», которую написал вскоре после возвращения из армии. Сегодня без этой песни не обходится ни один День Победы в Лысьве.

 

«АиФ-Прикамье»: - И получилось, что тюрьма спасла от смерти и наркотиков?

А.Г.: - В какой-то степени да. Хотя, скажу так, достать дозу в тюрьме можно: сегодня 80% заключённых - наркоманы. И вот, значит, я лежу на нарах, каждый день жду смерти. Месяц проходит, второй, полгода… Меня уже отправляют на лесоповал. Перед отъездом захожу в санчасть, сдаю анализы, которые показывают, что сепсиса нет! И это после полугода, как я попрощался со всеми. А врач мне говорит: «Живи!»… Расскажу ещё одну тюремную историю. Объяснения ей, кроме как чуда, у меня нет. У одного из зеков что-то украли, и почему-то на меня подумали. Мне упрёки и угрозы посыпались со всех сторон – от блатных, мужиков и ментов. А и я понять-то ничего не могу, но такая безысходность сплошная накатила. А я всегда, когда пакостно на душе, пишу стихи. Беру тетрадку, которую недавно мне мама прислала с воли, она падает на пол и из-под обложки вылетает… иконка. У матери потом спрашивал, она ничего не вкладывала. Откуда взялся этот образок? До сих пор загадка. Я сразу молиться ему: «Помоги!» И утром мне все: «Андрюха, прости, не на того подумали». С тех пор эта иконка всегда со мной.

 

Фото автора

 

Джинн по головке погладил

Из тюрьмы Андрей освободился в 2001 году. В Лысьве его уже встречали дружки-наркоманы. Поехали на природу отмечать освобождение. 

А.Г.: - Понятно, они взяли героин. Я помог им поставить уколы. Хотя три года не кололся, но ещё буквально за пять минут до этого момента не верил, что смогу отказаться. И всё-таки сумел сказать: «Нет!». И тут словно джинн из бутылки вылетел и по ёжику меня погладил. Так классно стало! Тогда я почувствовал силу в себе. Она мне потом очень пригодилась. Каждую осень-весну такие обострения накатывали: мочи не было, как хотелось «вмазаться». 

В такие моменты Григорьева спасал спортзал в подвале соседнего дома: по часу колотил до полного изнеможения грушу. Собственно, с того подвала и началась его организация «ДиМак».

А.Г.: - Вместе со мной заниматься в спортзал начали ходить ещё трое бывших наркоманов. И всё вроде бы у них налаживаться стало, появились семьи, дети, нормальная работа… Но в итоге все сорвались. И тогда-то решил создать организацию «ДиМак», сделав упор именно на профилактике наркомании. Повторюсь, чтобы не стать наркоманом, вообще не стоит даже пробовать! Дело в том, как мне объяснили знакомые врачи, тот же героин на многие годы убивает возможность организму самому вырабатывать гормон счастья серотонин. Отсюда у бывших наркоманов такая невыносимая тяга вмазаться, поэтому и срываются. Я сам после последнего укола 10 лет был «несчастным»: какие бы успехи ни случались в жизни, чувства радости, эйфории не было. Поэтому на всю жизнь запомнил, как я снова влюбился и… словно взлетел. Знаешь, как это в юности бывает: кругом весенняя грязь, слякоть, но тебе всё это нипочём – ты влюблён! Птички поют, мир радужными красками расцвечен для тебя. Впервые за долгие годы испытал эту эйфорию. Тогда-то я понял, что нормально начал жить, стал ощущать победы. Пережив эти 10 лет, теперь для меня каждый день как праздник.

 

«АиФ-Прикамье»: - Но насколько я знаю, к вам до сих пор обращаются за помощью и наркоманы?

А.Г.: - Да, в зонах многие знают про «ДиМак». Периодически звонят абсолютно незнакомые люди: «Можно к вам, скоро освобождаюсь». Отвечаю: «Конечно, какой разговор – приезжайте». Есть знакомые предприниматели, которые берут на работу, платят небольшие деньги первое время. С жильём помогаем: в комнату заселяем, делаем временную прописку. Сегодня в Лысьве благодаря моей организации взаимопонимание со властными структурами есть. Главное – чтобы не мешали. Потому что просить о помощи чаще всего бесполезно. Всё приходится делать самому. Сейчас двое бывших наркоманов, которые недавно освободились из тюрьмы, ходят со мной в спортзал. Пока не колются. За себя я ручаюсь, за них нет. Но всегда надеюсь, что выдержат, не сорвутся. 

 

Фото из личного архива

 

Квадратные глаза

В следующем году его «ДиМаку» стукнет 10 лет. За эти годы Григорьев (когда при поддержке спонсоров и городских властей, когда просто на голом энтузиазме) провёл в Лысьве сотни антинаркотических общественных и спортивных мероприятий (велопробеги, турниры по жиму штанги, легкоатлетические праздники и т.д.). Важное направление – антинаркотические лекции в школах, колледжах. Как говорят, после лекций Григорьева и ребята, и взрослые выходят с квадратными глазами.   

 

                                                                         
Кстати

Школьные лекции легли в основу его автобиографической книги «Кайф от первого лица».

– Это проба пера. Мне посоветовали опубликовать свои лекции в виде книги, они составили первую половину. Во вторую часть книги вошли стихи, написанные в разные периоды. Из 400 экземпляров осталось меньше ста. Всё ещё должен за печать местной типографии 7,5 тысяч рублей. Потому что, в основном, дарю книгу, хотя что-то и продаю: заказы поступают не только из России, но и США, Израиля, Швеции. Читатели просят расширить. Есть задумка написать более полновесную книгу, потому что в этом издании самой наркоманской боли мало, - говорит Григорьев.

 

А.Г.: - Вызвал меня как-то бывший глава Лысьвенского района: «Мне тут родители пожаловались, что ты рассказываешь подросткам про какие-то запретные места, куда ставят наркотики?». «Да, рассказываю», - ответил я. – Но как я это делаю?». И вкратце прочитал главе и его замам свою лекцию. У тех - тоже квадратные глаза! Да, я говорю детям, что ставил уколы во все видимые вены, в том числе в пах. Но и рассказываю, чем мне это обошлось: какую ломку переживал, как выворачивало суставы, как из дыры в паху фонтаном хлестала кровь с жёлтым гноем, как отказывали ноги. Говорю и о том, что из-за наркоты попал в зону. Как рубил лес на севере Урала, где морозы -60. Как при таком холоде всю бригаду за невыполнение плана на полдня закрывали в клетку в чистом поле: хочешь жить – отжимайся, приседай. Рассказываю про гнилых наркоманов, которые у первоклашек деньги и телефоны забирают. Конкретные, пусть и ужасающие, примеры, непридуманные истории от первого лица лучше воздействуют на детей. У них сразу миропонимание меняется. И знаете, что меня радует? Если в 2004 году наш город в крае входил в тройку лидеров по наркоманам, то теперь Лысьвы и в пятёрке нет. Я верю, что в этом есть и моя заслуга. Пусть, может, это кому-то покажется нескромным. Сейчас я в Лысьве ещё пару лет могу не работать: прочитал свои лекции во всех школах начиная с 7 по 11 класс. 

«АиФ-Прикамье»: - Готовы свой опыт распространять и на другие города-районы края?

А.Г.: - Готов. Если позовут. Особенно в тех районах, где сегодня настоящая беда творится с наркоманией.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах