В её стране накоплен такой опыт, и молодая девушка в течение двух месяцев рассказывала о нём пермякам, искала заинтересованных людей. У нас она бывала и раньше, а на сей раз приезжала как представитель берлинского офиса «Немецко-русского обмена». В конце своей волонтёрской практики Тея (так зовут её друзья) предложила много интересных идей на форуме экологических инициатив.
Как Рейн спасали
«АиФ-Прикамье»: – Почему пермякам вы стали рассказывать историю очищения реки Рейн?
Д.Ш.: – Потому что именно с возникновением движения по очищению Рейна в Германии стали появляться ростки нового экологического сознания. Люди поняли, что только объединившись можно добиться прекращения сбросов в реку неочищенных токсичных промышленных отходов. В итоге многолетних протестов граждан это удалось сделать. И Рейн стал гораздо чище, он ожил!
«АиФ-Прикамье»: – Интересно, что после форума появились люди, готовые спасать главную российскую артерию рек Чусовой, Камы и Волги. А вам самой когда-либо доводилось работать в экологических организациях?
Д.Ш.: – Во время учёбы в Шотландии я работала в молодёжной экологической организации. Мы составили карту. На ней были отмечены магазины, в которых продают натуральные, качественные товары, а также места сбора мусора. А ещё мы, к примеру, устраивали пикеты у мест, торгующих товарами, которые производятся в странах третьего мира (например, в Бангладеше). Владельцы этих предприятий не соглашаются гарантировать своим сотрудникам минимальные стандарты условий труда. И люди работают в плохой обстановке, сутками и за маленькую зарплату. Однако у них нет выбора. Они живут в трущобах, в грязи, голодают, но это для них единственный способ прокормиться. Те, кто покупает одежду из стран третьего мира, не знают, что она производится в таких условиях.
«АиФ-Прикамье»: – Удалось ли найти в Перми тех, кто хочет заниматься благоустройством территории заброшенных предприятий?
Д.Ш.: – Удалось. Одна группа уже начала собственными силами создавать парк в центре Перми, на речке Смородинке, впадающей в Данилиху. Берега Данилихи - это тоже, по большому счёту, промышленная зона, там скопилось много мусора, да и река сильно загрязнена. Считаю, очень хорошая идея создать там парк. В этом плане началось сотрудничество с организациями «Нанук» и «Обитаемый Урал». Другая группа занимается благоустройством территории ручья Уинка в Мотовилихинском районе Перми. Дети и взрослые совместно создали экологическую тропу, развешали весной синичники - птичьи домики. Ещё одна группа волонтёров действует в микрорайоне Гарцы.
Мы хотим организовать для них и других пермяков встречи с чиновниками, экспертами и другими активистами для дальнейшего развития их проектов.
«АиФ-Прикамье»: – Как говорится, вода камень точит. Одна группа волонтёров что-то сделает, другая возьмётся за разрушенные людьми места. А сколько лет нужно Перми, чтобы догнать Берлин по уровню экологической культуры?
Д.Ш.: – О, какой сложный вопрос! (Смеётся.) Это зависит от того, как пройдут выборы у вас и кто придёт к власти. Ещё долго, наверное, лет 30 нужно. Или если через 5 лет у вас ситуация изменится, то лет через 15 возможны какие-то позитивные перемены. Тут вся надежда на людей в возрасте 20-30 лет. Важно, чтобы сознание поменялось.
На месте промзон - культурные центры
«АиФ-Прикамье»: – Что сделано в Германии на местах бывших промышленных зон?
Д.Ш.: – Вот пара интересных примеров редевелопмента (редевелопмент - это реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, фабрик, заводов, районов или целых населённых пунктов с целью более эффективного их использования. - Авт.). В Берлине на территории бывшего трамвайного депо создан культурный центр, он финансируется на частные средства. А в городе Потсдаме, недалеко от Берлина, организация Waschhaus e.V. преобразовала бывшую военную и промышленную зону для использования в культурных целях. Важно, что сегодня город включил этот проект в концепцию культурного градостроительного и экономического развития территории.
«АиФ-Прикамье»: – Тея, а почему вы, молодая девушка, выбрали для приложения своих сил эту работу? Почему поехали именно в Пермь?
Д.Ш.: – Я не выбирала, просто коллеги выиграли такой грант, а я присоединилась к ним. Но в процессе работы мне стало интересно. Ведь редевелопмент - актуальная тема во многих городах мира, в том числе в России. Что это даёт? Большие возможности для преобразований в устойчиво-экологическом плане. Ведь застраиваются заброшенные территории бывших предприятий, а не захватываются неиспользованные пространства. И у граждан появляется возможность принимать активное участие в развитии своего города. Я настаивала на поездке в Пермь, где когда-то училась и видела, что даже в центре были заброшенные здания. Вообще этот город мне нравится - люди здесь добрые и я нашла среди них много друзей.