Однажды мы все вместе прочитаем новую книгу?
Мы действительно стали меньше читать?
Последнее поколение
Читательские предпочтения - тот самый маркер, который позволяет выявить важные социальные характеристики человека. Умение работать с книгой - это не просто навык, это способ реализовать свои возможности, свои потребности в коммуникациях, в обретении культурного опыта.
- Нынешние пятидесятилетние – это последнее поколение людей, научившихся читать до того, как увидели телевизор, - говорила Вероника Вайсман, заместитель министра культуры Пермского края, на совещании с директорами библиотек, которое состоялось в начале октября. - Изменился способ восприятия мира. Учитывая это обстоятельство, надо переформулировать вопрос не сохранения, а развития библиотек. Библиотека должна стать полезной, удобной, должна отвечать запросам человека, который живёт в век Интернета и телевидения.
Формируя потребности
Готова ли библиотека сделать привлекательное предложение каждому сегменту своей аудитории? Студенты, традиционная библиотечная публика, способны оценить информационные услуги, которые становятся всё более технологичными в ведущих библиотеках региона. В то же время практически выпадает так называемый креативный класс - люди, работающие на уровне принятия решений. У них не пропала потребность в чтении, но как преодолеть дефицит времени и проблему выбора? Нужен гид.
- Вы даёте список из десяти-пятнадцати любимых книг. Специалист его обрабатывает и рекомендует новинки, на которые вам стоит обратить внимание, - рассказывает Рита Хабибуллина, выпускница Института искусства и культуры.
По данным Левада-центра, 46% россиян вообще не читают книг. Во всём мире, от Египта до Белоруссии, внедряются программы, направленные на сохранение и пробуждение интереса к чтению. Александр Архангельский апеллирует, к примеру, Англии. Озаботившись расширением круга читателей, там путём опросов отобрали двадцать самых любимых англичанами книжек, сняли о них документальные фильмы и показали по ТВ. К рекламной кампании для самой бедной северо-западной части Англии, где исторически мужчины не читали книг, а отцы по большей части отбывали срок наказания в колониях, привлекли не интеллектуала, не профессора, а - Давида Бекхэма! Кроме того, отцам, сидящим по тюрьмам, предложили начитать для своих детей отрывки из любимых английских книжек. Судить о результатах можно по тому, что в стране ожил издательский бизнес.
Покажите мне «морковку»
В контексте продвижения «Национальной программы поддержки и развития чтения» краевое министерство культуры инициировало проведение «круглого стола» «Бибилиотека в социокультурном пространстве современного общества». По этому случаю в Пермь приехала Екатерина Гениева, известный филолог, культурный и общественный деятель, директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.
- Мы хотим развивать любовь к чтению в среде практически работающих людей. Попробуем понять, почему дорожный рабочий, ткачиха, их дети не идут в библиотеку? - задаётся вопросом Екатерина Юрьевна. - Имеет ли значение личность человека, предлагающего им книгу: будет это губернатор или знаменитый футболист, лидер музыкальной группы? У каждого сегмента - свой интерес, своя «морковка», за которой он потянется. Наша задача - положить в книгу ту самую морковку.
Частный общий интерес
Глупый вопрос, зачем нужно читать. И всё-таки, зачем это государству? Свою версию излагает советник по молодёжной политике главного федерального инспектора по Пермскому краю Дмитрий Сапегин:
- Чтение - это средство. Библиотека - это инструмент вовлечения в чтение, управления чтением. Мы поставили цель повысить конкурентоспособность региона, повысить качество жизни на территории за счёт инновационной политики. Инновации требуют довольно высокого интеллектуального уровня населения. Задача - повысить уровень, развить человеческий потенциал. Национальную программу развития чтения можно рассматривать как первый практический опыт управления персоналом в государственном масштабе.
Мы очень разные, и нам сейчас уже не обязательно читать одни и те же книги.
- Нам предстоит понять, в чём состоит интерес каждой категории читателей, и для каждого социального сегмента на первом этапе формировать список из десяти-двадцати самых нужных, актуальных, самых привлекательных книг, - говорит директор краевой библиотеки им. Горького Нина Хохрякова. - Разумеется, сейчас требуется более высокая квалификация библиотекарей. В масштабе региона нам предстоит выработать стратегию развития библиотечной сети, имея в виду задачу повысить конкурентоспособность Пермского края.