32-летняя Татьяна Базуева родила ребенка посреди леса. По подсчетам, она должна была родить только 20 июня. 10 июня пошла на прием в больницу, но внезапные схватки нарушили планы – роды пришлось принимать мужу.
Татьяна Базуева живет в полузаброшенной деревне Базуева (название совпадает с фамилией женщины) в Гайнском районе. Сегодня из тридцати домов здесь заселено только семь. Когда закрылся колхоз, люди уехали. Базуевы остались. Держат коров и лошадей, собирают ягоды. Тем и живут.
Одна проблема: от деревни до центрального населенного пункта района – поселка Гайны – не организованы автобусные маршруты. Поэтому люди, не имея личного транспорта, ходят в поселок пешком. По автомобильной дороге расстояние составляет около 25 километров. Но можно пройти напрямую через лес, такой путь меньше на 15 километров.
Короткий путь
На прием в больницу Татьяна с мужем Александром пошли по короткому пути. Но по дороге у нее, как она вспоминает, резко заболел живот. «И мы решили вернуться назад и вызвать «скорую помощь». Было очень больно. По пути домой я захотела в туалет. Села. И смотрю, у малыша уже головка показалась», – рассказывает женщина. – Я закричала: «Сашка!»
Ребенок – не жеребенок
«Ого-го-го! Не сказать словами, что я тогда почувствовал, – вспоминает Александр. – Первая мысль была – убежать в лес. Как мне, деревенскому мужику, у женщины принять роды?! Сами подумайте».
При этом Александру ранее доводилось принимать роды у лошадей. Но там, как он объясняет, все гораздо проще: за ноги жеребенка вытянул, и все дела. «А ребенка за голову как вытягивать?» – до сих пор переживает он. Но, взяв себя в руки, мужчина постелил под жену свою куртку. И стал ждать.
Пуповину перегрыз зубами
«Мучилась» Татьяна Базуева недолго. Спустя минут пятнадцать родила рыжеволосого сынишку. Александр его умело поймал. Но в виду того, что при себе не оказалось ножика, пуповину перегрыз зубами. Сейчас Александр в шутку замечает, что таким зубам теперь ничего не страшно. Завернув малыша в свою футболку, он с супругой пошел домой.
Как только что родившей женщине удалось пройти четыре километра до деревни, она не объясняет. Говорит лишь:
«Тихонечко шла. О ребенке думала».
Поросеночка купили?
В деревне не улице молодых родителей остановила соседка и, увидев в руках Александра розовенький, завернутый в футболку комочек, спросила: «Поросеночка что ли купили?» «Если бы поросеночка!» – восклицает глава семейства.
Мужичок-лесовичок
Вечером за Татьяной и ее новорожденным сыном, которого Александр назвал в честь своего отца Аркадием, приехала «скорая помощь». Маму с малышом отвезли в больницу в поселок Гайны. Врачи малыша сразу же нарекли мужичком-лесовичком.
«Когда в больнице у него стали слух проверять. Один из врачей заметил, что у него слух просто отличный. Другой на это сказал: «А как иначе? Он же в лесу родился!» – улыбаясь, вспоминает мать ребенка.
Врач акушер-гинеколог Гайнской центральной районной больницы Марина Витковская говорит, что с таким она столкнулась впервые. На ее практике еще ни одна женщина не рожала ребенка посреди леса.
«Но это у женщины был не первый ребенок. Она уже рожала. Поэтому роды прошли хорошо. Жизни роженицы ничего не угрожало», – добавляет врач.
Как свекровь
Сегодня Татьяна Базуева уже ходит на сенокос. Пока стоит погода, для скота нужно заготавливать корм. Днем с ребенком нянчится 83-летняя свекровь Татьяна Ивановна. Глядя на младшего внука, пожилая женщина охает:
«Ну, кто же на дороге-то рожает!»
На это Александр замечает, что она сама рожала в таких же условиях. Всех своих девятерых детей Татьяна Ивановна родила сама без чьей-либо помощи. Одну из дочерей тоже по дороге – но разве что в телеге, не на траве, как сноха. «Жизнь тогда такая была. В больницу никто не ездил», – вздыхает старушка.
Однако сегодня жизнь в полузаброшенной деревне ничуть не лучше, чем в прошлом веке.
Дочку хочет
Александр тем временем подумывает еще об одном ребенке. Дочку хочет. У них уже есть три сына – восьмилетний Максим, годовалый Саша и младенец Аркаша. Татьяна на это категорично качает головой: «Ни за что!».