Народное мнение, что женщинам не дано управлять транспортом, а тем более общественным, легко опровергла пермячка Анна Лукиянская. Больше года хрупкая блондинка сидит за баранкой автобуса. Сейчас её можно встретить на маршруте № 10.
Из гимнастки в кондукторы
До того как обзавестись водительским удостоверением категории D, Аня несколько лет проработала кондуктором. В один прекрасный день начальник предложил: «А не пойти ли тебе в водители?» «Почему бы и нет», - подумала девушка. Зарплата выше на 10 тыс. руб. А для матери-одиночки с двумя детьми это существенная прибавка.
Вообще-то голубой мечтой Анны была воздушная гимнастика. Ещё маленькой девочкой она взмывала вверх под купол цирка. Выступала с гастролями в составе известного коллектива Бориса Радостева. Однажды, когда гимнастка кружила в воздухе, оторвался трос. Девушка полетела вниз и получила серьёзную травму позвоночника. Ходить она смогла, но вот продолжить карьеру не получилось. Мечта накрылась медным тазом.
В 16 лет Аня родила Марьяну. Когда дочке было 4 месяца, умер муж. А через 40 дней - Анин отец. Семья осталась без кормильцев. Пришлось забыть об учёбе и идти на работу.
К счастью, вскоре рядом с миниатюрной девушкой появилось сильное мужское плечо. Она снова вышла замуж. И родила вторую дочку - Викторию. Но и в этот раз счастливую супружескую жизнь прервало несчастливое событие: главу семьи посадили. Так, в 22 года Анна осталась одна с двумя детьми на руках.
Флирт помогает
Пассажиры, когда заходят в автобус, удивляются: «О, девушка за рулём!» Мужчины-водители шокированы.
А.Л.: – Это поначалу наши мужики выкобенивались, мол, баба, куда мне. А сейчас уважают. Стала как своя. Женщина тут наравне с мужчиной. Слезой их не прошибёшь. Все сидят на процентах от выручки, пришли сюда деньги зарабатывать, - делится Аня.
Рабочий день женщины-водителя начинается в 5.30 утра. А заканчивается в 23.45. Пока она увезёт «машинку» в парк, как называет она ласково свой автобус. Пока его заправит и вымоет.
Порог квартиры перешагивает уже глубокой ночью.
Хорошо, что старшая дочка подросла, стала самостоятельной. Утром маленькую отводит в садик. После учёбы забирает. Во время своего обеда Аня летит домой проверять сделанные уроки.
А.Л.: - Работа тяжёлая. А что делать? Под меня никто подстраиваться не будет.
«АиФ-Прикамье»: – Как вам наша культура вождения?
А.Л.: – На дорогах ни уважения, ни культуры! Как был беспредел 10 лет назад, так и есть. Автобусников вообще не любят. В этом плане девушкой быть даже проще. В пробке одному водителю глазки построю - он меня пропустит. Другому улыбнусь - выпустит из ряда. Так и перестраиваюсь в потоке. А у мальчиков так не получается, - смеётся Анна. -
У нас же жёсткая конкуренция между перевозчиками. Когда пробки, выбиваемся из графика, начинаются гонки. Приходится быстрей-быстрей, чтобы пассажиров больше перевезти. Наверное, видели, как на конечной остановке автобусники дерутся? А на нашем 10-м маршруте это под запретом. Мы в рамках штрафов. За выяснение отношений 5 тыс. руб. выложи. Даже спросить по телефону другого водителя, мол, зачем, гад, меня обгоняешь, нельзя. Сразу штрафуют.
Строги с нами и гаишники. Есть у них операция «Автобус». Приходят и начинают за всё штрафовать: то дверь не работает, то трещина на стекле, то столик раскладной... Найти всё можно.
«АиФ-Прикамье»: – А более серьёзные нарушения у вас есть?
А.Л.: – Тьфу-тьфу-тьфу, пока нет. В ДТП не попадала. Есть две мои коллеги, у которых высокая аварийность. Меня бог миловал…
«АиФ-Прикамье»: – Значит, правы мужчины в грубой шутке про обезьян с гранатами?
А.Л.: – Я сама опасаюсь некоторых женщин за рулём. Они такие непредсказуемые. Особенно гражданки на джипах. На дороге чётко видно, кто купил права. Правила не выполняют, знаки не соблюдают. Видимо, считают, раз машина крутая, поворотник включать не надо, мол, и так пропустят. Вот и езжу, как гадалка: угадываю, какой манёвр водитель собирается совершить. Был такой случай. Один водитель поджимает меня и кричит: «Что, не видишь, джип едет!» А я ему в ответ: «А ты не видишь - «мерс» стоит (марка автобуса, на котором работает Анна. - Авт.). Вот так и общаемся на дороге.
Дураки на дорогах
А.Л.: – Прививать культуру вождения, я считаю, нужно ещё в автошколе. Начинать с инструкторов. А то они кое-как рулить курсанта научат, а на остальное им плевать. Ну и построже быть, выдавая права, чтобы правила люди уважали, тогда проще будет всем на дороге. У нас же в Перми автобус за транспортное средство не считают. Паркуются где хотят. На автобусной полосе машины в ряд стоят. Поэтому и нас вынуждают нарушать правила: через сплошную линию перестраиваться в другой ряд.
Для работы водителем автобуса требуется большая стрессоустойчивость. На дорогах, помимо чайников, ещё и пассажиры давление поднимают. С утра люди выходят из дома - и им всё не нравится. Спокойно едешь - возмущаются, говорят: «Давай быстрее едь, на работу опаздываем». Быстро едешь - тоже плохо, мол, куда так летишь? Помню, правда, и приятный случай. Как-то раз мужчина поблагодарил меня за профессиональную езду, - рассказывает Анна.
Оставлять водительское место девушка не собирается. Она всегда готова подменить коллегу, выйти на работу не в свою смену. На вопрос, за что же вы любите свою работу, водитель автобуса не задумываясь отвечает: «За адреналин. Он здесь такой же, как и в спорте».
Досье
Анна Лукиянская родилась 11 июля 1986 г. в Перми. Окончила школу № 136. Работала водителем автобуса на маршрутах №№ 77, 32, 1. Сейчас трудится на маршруте № 10. Воспитывает 10-летнюю Марьяну и 6-летнюю Викторию.