Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 24 минуты
169

Билет на завод. Как промышленный туризм меняет имидж Пермского края

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 44. АиФ-Прикамье 29/10/2025
Экскурсия на предприятие ГК «Меридиан»
Экскурсия на предприятие ГК «Меридиан» / Ольга Грибова / Центр развития туризма Пермского края

Когда-то Пермский край был закрытым цехом страны, но сегодня он с гордостью демонстрирует свои промышленные мощности всем желающим. За три года поток туристов на предприятия вырос в 20 раз! Что привлекает людей на производственные линии? Как экскурсия на завод может изменить жизнь? И почему это выгодно самим предприятиям? Разбираемся вместе с Ольгой Чудиновой, куратором региональной команды по промышленному туризму Министерства по туризму Пермского края.

От роботов до конфет

Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: В Удмуртии едут на оружейные заводы, в Свердловской области — на металлургические. А что эксклюзивного в Пермском крае? В чём его главный акцент?

Ольга Чудинова: У нас уникальный регион. Здесь сосредоточено около 6 тыс. производств в самых разных отраслях: от машиностроения и нефтедобычи до сельского хозяйства и IT.

В отличие от многих, мы можем предложить невероятное многообразие. Например, экскурсию на производство человекоподобных роботов или в кибердеревню Троельга, где можно проследить путь продуктов от поля до прилавка. Только у нас можно попасть на старейшую кондитерскую фабрику Урала и Сибири, а ещё порисовать нефтью, узнать, как производят деньги, речные суда и причалы, кукурузные палочки и снеки, автомобильные рессоры, ракетные двигатели, берёзовую фанеру и средства индивидуальной защиты (каски, противогазы, очки).

Предприятие «Промобот» – один из лидеров промтуризма в Пермском крае
Предприятие «Промобот» – один из лидеров промтуризма в Пермском крае. Фото: Центр развития туризма Пермского края/ Ольга Грибова

— Какой тур или объект можно назвать визитной карточкой? Какие предприятия самые популярные?

— Лидеры по посещаемости — кондитерская фабрика «Пермская» (свыше 30 тыс. посетителей ежегодно), «Промобот», предприятия группы «ЛУКОЙЛ», «Кунгурская керамика», «Краснокамская фабрика деревянной игрушки», «Кумир», «Тенториум», «Линрог» (производство эмалированной посуды), технопарк «Морион Digital».

Визитной карточкой по праву считается экскурсия на производство роботов. И взрослые, и дети с восторгом наблюдают за сборкой, участвуют в мастер-классе по вживлению волос, общаются и даже танцуют с роботами.

Мастер-класс по вживлению волос. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»

Кроме того, готовится к запуску маршрут «Горнозаводская цивилизация Прикамья». Он объединит четыре города и позволит гостям прикоснуться к индустриальному прошлому региона — побывать на промышленных предприятиях, основанных больше ста лет назад, и увидеть современное производство. Мы надеемся, он тоже станет одной из визитных карточек Прикамья.

Популярностью пользуется агротуризм
Популярностью пользуется агротуризм. Фото: Центр развития туризма Пермского края/ Ольга Грибова

— Раньше край был закрытым из-за оборонки. Как сегодня промышленный туризм помогает сменить имидж с секретного цеха страны на открытый музей индустриальной цивилизации?

— Пермский край уже давно стал заметной точкой на туристической карте страны. И одна из фишек региона — промышленный туризм.

Мы гордимся нашими предприятиями — брендами территории, в том числе оборонными. Например, на предприятии «Протон-ПМ» действует экскурсионный маршрут «Дорога в космос начинается на Земле». Он знакомит туристов с процессом выпуска ракетных двигателей. Его главная задача — увлечь школьников и студентов инженерными профессиями.

Известны случаи, когда после экскурсии студенты заключали договор о целевом обучении, чтобы впоследствии прийти работать на предприятие.

Промышленный туризм — мощный инструмент профориентации. В прошлом году «Протон-ПМ» совместно с Пермской пригородной компанией запустил «профориентационную электричку», которая включает в себя поездку на поезде «Финист» из Перми до станции Новые Ляды, обзорную экскурсию по микрорайону, показ документальных фильмов об истории развития ракетного двигателестроения в Пермском крае и важности рабочих профессий, а также посещение территории предприятия. Планируется, что в течение учебного года на предприятии побывают не менее 400 школьников.

На судоверфи. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»

Портрет туриста

— Кто наш главный промышленный турист?

— Дети и молодёжь. Около 70 % посетителей заводов — это школьные или студенческие группы, которые знакомятся с потенциалом региона и выбирают будущую профессию.

На втором месте — бизнес-миссии, цель которых установить деловые контакты. Семьи с детьми чаще всего едут на производства продуктов питания: кукурузных палочек, мороженого, пряников, конфет. А также выезжают на экскурсии в агрохозяйства.

А искушённые туристы ищут ярких впечатлений: увидеть льющийся металл, роботизированные линии производства, ковку или штамповку изделий, алхимию превращения сырья в готовый продукт — к примеру, превращения бесцветной жидкости в гранулы самого популярного утеплителя — вспенивающегося полистирола.

Семьи с детьми чаще всего едут на производства продуктов питания: кукурузных палочек, мороженого, пряников, конфет
Семьи с детьми чаще всего едут на производства продуктов питания: кукурузных палочек, мороженого, пряников, конфет. Фото: Центр развития туризма Пермского края/ Ольга Грибова

— С 2021 г. поток промышленных туристов вырос в 20 раз и составил в прошлом году 115 тыс. человек. Какова его доля в общем турпотоке?

— Доля невелика — около 7 %. Это условная цифра, потому что чаще всего промышленный турист — это турист внутренний. Условно говоря, он экскурсант, так как приезжает в познавательных целях на период менее 24 часов, без ночёвки. Но для предприятий, входящих в топ самых посещаемых, это настоящая точка роста. Никаких туристов — и вдруг 31 тыс. посетителей за год! Конечно, это впечатляющая цифра. Если за экскурсию взимается плата размером в 1 тыс. руб. с человека, доход предприятия только от экскурсионной деятельности уже равен 31 млн руб.! Туристы не только приносят деньги, но и становятся лояльными потребителями продукции предприятий, продвигают прикамские бренды.

— Промышленный турист приезжает не на один объект. Прослеживается ли цепочка впечатлений? Как деньги от продажи билета на заводскую экскурсию превращаются в доходы для местных гостиниц или кафе?

— Туроператоры включают заводы в программы туров, чтобы сделать их разнообразными и удовлетворить самого взыскательного туриста. Чаще всего это предприятия пищевой сферы, где экскурсию можно совместить с дегустацией или мастер-классом. Оставаясь на 2-3 дня, гости тратят деньги на проживание, питание, транспорт и сувениры, что способствует развитию малого и среднего бизнеса. Отдельно стоит упомянуть туристический налог, он введён уже в десяти муниципалитетах. Эти средства идут на развитие инфраструктуры.

Склад чусовской рессоры. Фото: Архив/ архив Чусовского завода ОМК

— Что для региона ценнее: прямые доходы от продажи билетов или пиар-эффект, когда человек увозит истории о суровом, но великом крае и делится ими в соцсетях?

— Оба варианта одинаково ценны. Если опираться на данные Росстата, объём платных услуг туристам за 2024 г. составил 26,7 млрд руб. — на 27 % больше, чем в 2023 г. Львиную долю как раз занимают услуги турагентств и туроператоров. В этой части промышленный туризм решает ключевую задачу, становясь драйвером развития региональной экономики. Но чтобы турист вернулся или привёз друзей, нам важно продвижение. Именно поэтому, кстати, в программу блогер-туров по Пермскому краю с недавних пор стали включать и предприятия.

Популярностью пользуются экскурсии на промышленные предприятия
Популярностью пользуются экскурсии на промышленные предприятия. Фото: Центр развития туризма Пермского края/ Ольга Грибова

— Видите ли вы, как школьник после экскурсии на «Пермские моторы» говорит: «Я тоже хочу здесь работать»? Можно ли измерить этот кадровый эффект?

— Такие случаи есть, и мы постоянно их фиксируем. Бывает, что и взрослые меняют сферу деятельности, узнав о возможностях и социальной политике предприятия. Вот яркий пример: жительница Лысьвы приехала на экскурсию в агрофирму «Труд» в с. Троельга. Она узнала о возможности получить жильё и хорошую зарплату и практически на следующий день приняла решение о переезде. Сегодня она работает в местном Центре досуга, активно взаимодействует с предприятием по организации мероприятий, праздников и досуговой работе. Пока это единичные примеры, а долгосрочный эффект мы сможем измерить через несколько лет, когда сегодняшние школьники придут на заводы, а миграция из региона сократится или исчезнет вовсе.

Аргументы для бизнеса

— Промышленный туризм — это всегда баланс между открытостью и безопасностью. Какие здесь главные вызовы?

— Промышленный туризм сегодня регулируется практически таким же сводом регламентов, как и обычный. Каждое предприятие само решает, какие документы понадобятся. Например, некоторые заводы, обычно холдинговые структуры, даже принимают стратегию развития промышленного туризма на уровне всех своих предприятий. Чаще всего предприятие выпускает приказ об организации экскурсий промышленного туризма, в котором закрепляется форма проведения экскурсий, маршрут, обозначаются участники процесса и др. Завод всегда может обратиться к ГОСТу Р 50644-94 (государственный стандарт Российской Федерации «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»), чтобы дополнительно ознакомиться с обязательными требованиями по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. И, конечно, каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по технике безопасности.

Предприятие, которое участвует в программе промышленного туризма, обязано иметь технологическую карту экскурсии и схему маршрута, контрольный текст экскурсии, портфель экскурсовода и инструкции для персонала, задействованного на маршруте. С учётом требований безопасности ряд предприятий в последнее время сократил маршруты экскурсий или исключил из посещений туристами цеха, выпускающие, например, продукцию по гособоронзаказу, заменив их чем-то другим.

На Лысьвенской чулочной фабрике. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»

– Как удаётся подружить технологов с завода и гидов из турбизнеса?

– Процесс организации экскурсий на каждом предприятии уникален. Где-то туристов встречают сотрудники корпоративного музея, где-то – службы по управлению персоналом или маркетингом, в отдельных случаях к проведению экскурсий привлекается ветеранский актив завода. А где-то за дело действительно берутся активные инженеры, технологи, начальники цехов. Многое зависит от личной харизмы и желания человека рассказывать о предприятии. Самые лучшие экскурсии получаются у тех, кто по-настоящему любит своё предприятие и погружён во все его процессы.

В Пермском крае есть прекрасный пример интеграции экскурсионного бюро в туристическую деятельность завода. Это организация промышленного туризма на кондитерской фабрике «Пермская». Светлана Пермякова и Ольга Полякова – представители туриндустрии, которых 15 лет назад руководство предприятия пригласило вести экскурсии. И сегодня, в том числе благодаря своему профессионализму, они ставят рекорды, проводя до 13 экскурсий в день! Это один из лучших сценариев приёма в регионе.

Мы всегда помогаем туроператорам и заводам найти общий язык. Однако не каждый завод готов работать в режиме постоянного «туристического объекта».

– Есть ли пример предприятия, которое поначалу скептически относилось к туризму, а стало флагманом?

Почти все начинали со скепсиса. Один из примеров – компания «Промобот». Основатели опасались, что туристы помешают работе. Но экскурсии стали «визитной карточкой» компании. Их посещают блогеры, школьники, бизнес-делегации и звёзды. Сняты тысячи видео, записаны подкасты и интервью. Скорее всего, переломным моментом стала растущая популярность компании и прибыль, получаемая от экскурсионной деятельности. А сегодня экскурсии помогают «Промоботу» решать стратегическую задачу – популяризировать робототехнику и воспитывать новые кадры.

— Что делается для привлечения более осторожного или консервативного бизнеса? Какие аргументы работают?

— Промышленный туризм шагает по стране, открыто около 2 тыс. предприятий в 82 регионах страны. С 2020 г. в России действует государственная программа «Открытая промышленность», цель которой — сделать как можно больше предприятий доступными для туристов. Сегодня это тренд, которому стремятся следовать многие заводы. Промышленный туризм становится важным элементом социально-экономического развития территорий, способствует продвижению локальных брендов и региональных  товаров, повышению инвестиционной привлекательности регионов. Диалог с потребителем, будущим сотрудником, местным жителем позволяет заводам демонстрировать свои достижения, технологические процессы, качество продукции и экологичность производств. У каждого предприятия своя мотивация для участия в программе. Как показывает практика, развитие промышленного туризма на системной основе приносит свои плоды.

— Что сегодня самое сложное в развитии направления?

— Убедить предприятия в эффективности и выстроить системную работу с туроператорами. На некоторых предприятиях экскурсии проводятся от случая к случаю из-за недостатка ресурсов. Лучше всего процесс организован там, где есть специальные команды или штатные экскурсоводы.

— Появились ли неожиданные коллаборации?

— Да, безусловно. Предприятия края объединены в промышленный клуб под эгидой министерства и постоянно общаются. Например, фабрика кукурузных палочек «Кумир» не так давно объединилась с Музеем сладостей «Конфектория» для совместных экскурсий. Ряд пермских предприятий объединились с компанией «Пермская кукла». Свои куклы-маскоты в виде медведя в спецодежде появились у предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», у «Пермской судоверфи», группы компаний «Меридиан» и др. Я уже не говорю о коллаборациях, которые всем известны: «Пермская судоверфь» и «Пермьконцерт», давшие жизнь мультижанровому фестивалю «Причал», дирекция Дягилевского фестиваля и «Сибур-Химпром», Пермская ассоциация кулинаров и «ЕвроХим», предприятия «ЛУКОЙЛ» и целый ряд пермских театральных коллективов. Неожиданные коллаборации возникают постоянно. Людям нравится дружить и «усиливать» друг друга.

Кунгурская керамика. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»

— О каком объекте вы мечтаете сказать через год: «Вот, смотрите, мы его запустили»?

— Уже несколько лет мы мечтаем о фестивале индустриального кино. Хотим, чтобы заводы выступали съёмочными площадками и участвовали в дискуссиях о том, как сформировать привлекательный образ работодателя, предприятия и транслировать его с экрана ТВ.

Частично идея уже материализовалась — в этом нам помогла «Пермская кинокомиссия», которая согласилась выступить организатором фестиваля индустриального кино «Прометей». Сейчас идёт поиск спонсоров для его проведения.

А тем временем заводы уже принимают у себя съёмочные группы: зимой 2025 г. на Краснокамском ремонтно-механическом заводе сняты эпизоды фильма «Иван Семёнов: Полный каяк!» В 2024 г. велись съёмки триллера «Аэропорт» на территории авиационного терминала «Большое Савино». В 2023 г. на Пермской кондитерской фабрике был снят фильм «Чувства Анны». В 2022 г. на площадке предприятия «Промобот» и технопарка «Морион Digital» снимался фильм «Иван Семёнов: Школьный переполох». При активной поддержке Министерства по туризму на предприятии «Протон-ПМ» сейчас снимается документальный проект «Станок и космос: история мастера Балуева». Поэтому, когда случится фестиваль «Прометей» и выйдут все кинопремьеры, мы действительно скажем: «Вот, мы это сделали!»

А в части туризма мечтается о полноценном запуске маршрута «Горнозаводская цивилизация Прикамья», придании ему статуса национального. У нас большие планы по межрегиональному сотрудничеству именно в части промышленного туризма. Проектов очень много, и все они очень вдохновляющие.

На пасеке. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»

Эффект «вау!»

— Какой момент в туре чаще всего вызывает у людей возглас «Вау!»?

— Пожалуй, самое эффектное — это увидеть масштабы производства. Когда группу туристов выводят на какую- то смотровую площадку и показывают завод с высоты. Не меньше эмоций от производственного процесса, особенно в металлургии: всполохи огня, раскалённая сталь или чугун, ковка металла, огромные прокатные станы и доменные печи. Самые запоминающиеся экскурсии — те, где показывают конвейер, превращения из ничего в нечто: как собирается продукт, как он создаётся. Какой — неважно.

— Какой самый неожиданный или запоминающийся опыт можно получить?

— Всё зависит от туриста. Чаще всего это профпробы или мастер-классы, когда прямо на заводе гостю предоставляется возможность что-то сделать своими руками, «вкрутить» последнюю гайку, побывать в лаборатории качества и проверить изготовленную продукцию «на прочность», получить в подарок металлическую стружку в брелоке из эпоксидной смолы. Очень запоминаются дегустации, если это пищевое предприятие. А уж на агроферме можно прикоснуться к её обитателям или сорвать выращенную кукурузу на стебле выше своего роста. Поверьте, для современных детей это очень запоминающийся опыт! Да и для взрослых тоже. Большие впечатления дарят и люди. Иногда сам экскурсовод настолько харизматичный и интересный человек, особенно если он инженер или технолог, что воспоминания от общения с ним остаются надолго.

На некоторых заводах в цехах установлены автоматы с газированной водой, которую турист может попробовать. Это тоже запоминается, поверьте!

— Самая трогательная история, которую вы слышали?

— Самые тёплые истории — с ветеранами. Когда они попадают на знакомое производство, где работали несколько лет назад, или на схожее предприятие, они удивляются буквально всему — роботизации и автоматизации, спецодежде, технологиям… Они начинают вспоминать, как это было раньше. И такие рассказы можно слушать часами. На «Промоботе» есть «эпичная стена», которая рассказывает историю создания предприятия в картинках. Дети стоят перед ней, как завороженные, ведь там есть автографы известных людей. В музее предприятия «Авиадвигатель» школьники удивляются кабинету директора: никаких компьютеров — только бумага и ручка. А ещё вымпелам, которыми раньше награждали сотрудников. На «Тенториуме» поделились историей о двух семьях пчеловодов из Ижевска и Москвы. На их маленьких пасеках живут пчёлы разных пород, но гости активно делились между собой опытом. Было очень трогательно.

А на пермском «Гознаке» рассказывают о мальчике Якове, который так часто приходил на экскурсии со своим классом и даже с классом брата, что уже мог вести их сам. Он очень многое узнал о предприятии и изучал дополнительно. Сотрудники рассказали ему, куда поступить, и теперь ждут, когда пятиклассник Яков вырастет и придёт к ним на работу.

— Как меняется восприятие промышленности, когда видишь её вживую?

— После экскурсии люди всегда благодарят. В первую очередь потому, что им дали возможность прикоснуться к таинству производства, узнать много нового, увидеть, каких усилий стоит выпуск той или иной продукции. Во-вторых, практически у всех возникает уважение к человеку труда и к труду в целом. На Соликамском заводе металлических изделий экскурсия называется «Вешалки не растут на деревьях». И это очень правильное название. Школьники, попадая на предприятие, получают возможность увидеть весь процесс создания такой, казалось бы, банальной вещи, как вешалка. Но для её изготовления прилагают усилия десятки людей.

– Если бы был всего один день, чтобы показать «самое-самое», куда бы вы повезли?

– Конечно, на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Сегодня именно там сосредоточена вся мощь и инновации. Но у нас есть и уникальные предприятия сельского хозяйства. Например, крупнейший промышленный тепличный комплекс на территории Пермского края. Предприятия сферы IT – это тоже очень интересный опыт. В общем, мы бы предложили остаться на несколько дней, потому что Пермскому краю точно есть, чем гордиться и что показать.

– Давайте помечтаем. Каким видите промышленный туризм края через пять лет? Это будут полноценные тематические «кластеры» с отелями и инфраструктурой? Или, может, фестивали, которые на неделю превращают заводы в арт-площадки?

– Именно так мы и представляем промышленный туризм Пермского края. С тематическими кластерами и большой событийной повесткой, в которую всё чаще включаются наши заводы.

Мы уже сейчас в ряде муниципалитетов видим, как предприятия становятся не только градообразующими центрами, но и смысловыми, культурными – настоящими точками притяжения. Они формируют досуговую и социальную программы, преображают городские пространства, становятся «продюсерами» своих территорий, всесторонне их развивая. И это абсолютно закономерно, это правильные инвестиции, потому что жители территорий – это «кадровое настоящее» и будущее предприятия.

— Что бы вы сказали руководителю, который до сих пор сомневается: «А зачем мне это?»

— Мы бы сказали: «Попробуй, не пожалеешь!»

Тенторриум. Фото: Архив/ ГБУ Пермского края «Центр развития туризма»
Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах