Примерное время чтения: 17 минут
669

Бок о бок с суседкой и лесным. О чём рассказывают коми-пермяцкие легенды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Прикамье 16/04/2025
Былички - рассказы о существах, которые якобы нас окружают. Это хозяева разных локаций: леса, водоёмов, дома, бани и т. д.
Былички - рассказы о существах, которые якобы нас окружают. Это хозяева разных локаций: леса, водоёмов, дома, бани и т. д. / Ирина Вервильская / АиФ

Как появился коми-пермяцкий народ? Из чего была создана земля? Какие опасности таит в себе лес? Чем задобрить домового, чтобы в семье все ладили, и почему у медведя короткий хвост? Ответы на все эти вопросы хранят национальные легенды и былички, которых множество. О том, чем они уникальны, рассказала преподаватель ПГНИУ, автор научно-популярного блога о коми-пермяцком языке «Лов» (в переводе – «душа») и исследователь Екатерина Федосеева.

Птица уронила перо

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Много легенд у коми-пермяков?

Екатерина Федосеева: Я бы сказала, что как таковых их немного – в общей сложности около тридцати. Однако у каждой множество вариантов, даже если брать самые известные предания о богатырях. Жители из разных уголков округа рассказывают очень отличающиеся друг от друга версии.

– С чем связаны разночтения?

– Я думаю, дело в том, что фольклор – это устное народное творчество. Передавая тот или иной сюжет, каждый рассказчик добавлял что-то своё. В одном варианте предания мы можем увидеть детали, которые опущены в другом. Получается, что в общих чертах сюжет единый, но есть разные тонкости.

– Когда появились основные коми-пермяцкие легенды?

– Они складывались в разное время. Если мы, например, говорим про истории происхождения народа, деревень или земли в целом, то это самые старинные из них. Когда именно возникли легенды, к сожалению, неизвестно: фольклористы начали собирать их сравнительно недавно. Многие предания к тому моменту уже претерпели достаточно серьёзные изменения, переходя от рассказчика к рассказчику. Этнографы, собиравшие легенды, тоже добавляли частичку от себя.

– Чем отличаются легенды от быличек, которых в коми-пермяцкой культуре тоже немало?

– Былички – немного другая сторона фольклора, небольшие рассказы о существах, которые якобы нас окружают. Это хозяева разных локаций: леса, водоёмов, дома, бани и т. д. Былички можно отнести к ряду неких страшилок. В округе часто рассказывают истории из жизни, связанные с их персонажами. Это обычно пугает людей, многие из которых начинают верить в услышанное. Легенды же – обычные рассказы о происхождении всего, что нас окружает. 

Солнце над Петербургом прямо сейчас.
Легенды объясняют происхождение всего, что нас окружает. Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

– В чём особенность преданий коми-пермяков?

– Жители округа по-своему интерпретировали мироустройство. Им было важно объяснить, откуда появились люди и всё, что их окружает – вплоть до мелочей. В то же время коми-пермяки указывают в легендах, что народ тесно связан с природой. Например, по одному из преданий, земля произошла от пера птицы. Ей было негде остановиться в бурю. Тогда птица бросила перо, из которого разрослась земля. Через какое-то время на ней появились малорослые человечки – чуды (или чудляне). Они жили в своём мире, занимались земледелием и не контактировали с другими людьми. Однажды эти человечки узнали, что к ним собирается прийти другой народ, и ушли в землю. По одной из версий, именно так появилась персонажи быличек (нечисть).

Могучие богатыри

– Отличаются легенды южных и северных коми-пермяков?

– Они похожи. Единственное, что на юге больше рассказывают про Кудым-Оша. Ведь именно в этой части округа расположен Кудымкар – город, который по одной из легенд основал этот богатырь. На севере чаще вспоминают другого персонажа преданий. Это Пера-богатырь (или первый богатырь). Считается, что он жил в Гайнском районе, то есть как раз на севере округа. Два этих богатыря – основные персонажи коми-пермяцких легенд. Преданий о них очень много. Они повествуют о том, как богатыри сражались с врагами, искали себе жён, ходили в чужие края, защищали свой народ.

– Есть конкретные памятные места, связанные с богатырями?

– Считается, что на севере округа, на месте погребов и жилища Перы-богатыря, сохранились ямы. Говорят, что там же находится его могила. Мы ездили на это место. Там бьёт ключ, из которого люди берут воду, веря, что она исцеляет. Из некоторых рассказов мы можем узнать, что был некий конфликт между графом Строгановым, владевшим южными землями коми-пермяков, и Перой-богатырём, который отстаивал свободу своего народа. По преданию, благодаря последнему северные коми-пермяки не платили подати и были свободными. Место, где раньше жил богатырь Кудым-Ош, называется Красной Горкой и находится у Кудымкара.

Вид с Красной горки.
Вид с Красной горки. Фото: АиФ/ Михаил Боталов

– Какие легенды о богатырях, на ваш взгляд, самые интересные?

– Можно отметить предание о том, как Кудым-Ош ходил к манси. Богатырь всегда хотел, чтобы его территория процветала, и потому старался наладить контакты с другими народами. С походом связана очень красивая история любви. У манси Кудым-Ош встречает свою будущую жену – Костэ. Девушка была дочерью великого мансийского князя Асыки. Получается, что она не коми-пермячка, а представительница другой народности, но тоже финно-угорской. Не менее интересна история любви Перы-богатыря, который женился на дочери солнца – Зарани.

Основатели деревень

– Какие персонажи помимо Кудым-Оша и Перы-богатыря часто встречаются в легендах?

– Это богатыри Юкся, Пукся, Чадз и Бач – основатели деревень, названных в их честь. О них тоже рассказывают очень часто, особенно на севере Коми-Пермяцкого округа – в населённых пунктах, где раньше, так скажем, разворачивались события соответствующих легенд. Тем более, что там – в деревне Пармайлово (Кочёвский округ) – находится известный музей деревяной скульптуры. Местный мастер создал изваяния богатырей. Их поместили на въезде в основанные ими деревни.

Кудым-Ош.
Кудым-Ош. Фото: АиФ/ Марина Сизова

 

Рыбный пирог для лешего

– Ещё один большой культурный пласт коми-пермяков – это былички, которые многие также называют страшилками. Какие из них самые распространённые?

– Думаю, самый популярный персонаж быличек – лесной, или Вöрись (по типу лешего). С ним связано очень много историй. Если человек собирается в лес, то обязательно должен взять с собой что-нибудь для его хозяина. Коми-пермяки считают, что у каждой территории он свой. Нельзя просто так зайти в его дом. Нужно, чтобы человека пригласили или впустили. Понятно, что приглашения в лес мы не дождёмся. А вот договориться с хозяином, чтобы он пустил на свою территорию, можно. Достаточно принести с собой гостинцы. По рассказам коми-пермяков, больше всего лесной любит рыбный пирог. Поэтому обычно его и приносят в качестве гостинца. Другой распространённый дар – табак. То есть лесной у коми-пермяков – курящий. А вот с упоминаниями даров в виде алкогольных напитков я не сталкивалась. Гостинец следует оставить на каком-нибудь пне. Некоторые жители округа рассказывают, что в лесу иногда можно увидеть дым, который, скорее всего, идёт от трубки или печки лесного. Также считается, что у него есть свои тропинки. Если человек построит на одной из них дом, то, скорее всего, не сможет там жить из-за разных проблем. Или, к примеру, дом может ни с того ни с сего сгореть. Мы, конечно, спрашивали, откуда известно, где именно находятся тропинки лесного. Люди говорят, что это веками сложено. По их словам, знание перешло от предков. Поэтому на некоторых местах никогда ничего не строили – все знают, что этого делать нельзя. Некоторые коми-пермяки считают, что леший может прикинуться знакомым нам человеком. Например, идёшь ты в лесу, собираешь грибы и вдруг видишь жителя своей деревни. Ты говоришь с ним, а потом понимаешь, что рядом никого нет. Человек загадочным образом исчез. Это реальные рассказы людей. По другим свидетельствам, лесной обычно не говорит с людьми, а молчит, если его о чём-то спрашивают. Также коми-пермяки рассказывают, что он может обмануть человека, сбить с верной дороги, заставить ходить кругами, даже если тот оставлял метки на деревьях.

Фото: АиФ/ Евгения Гаева

– Как спастись человеку?

– Говорят, что нужно надеть свою одежду наизнанку. Считается, что так можно обмануть лешего и найти дорогу домой. Что самое интересное, обычай приносить гостинец касается не только леса, а всех новых мест, которые посещает человек. Если он ничего с собой не принёс, то контакт можно установить словесно.

– А что следует сказать в таких случаях?

– Зависит от того, куда пришёл человек. Если, например, в баню, то там следует обратиться к баннику. Это страшное существо, с которым боятся встречаться. Жители округа говорят следующие слова на входе: «Банюшка-матушка, тёплая парушка, Соломия-бабушка, пусти париться-мыться». Насколько я помню, именно с такой фразой следует заходить в баню. Таким образом люди как будто просят некое благословение, чтобы всё прошло хорошо. К слову, считается, что нельзя ходить в баню поздно вечером или после полуночи – это время предназначено уже не для человека, а для тех существ, которые обитают внутри. Также, по поверьям, нельзя оставлять в бане без присмотра детей. Банник может подменить ребёнка своим чадом.

Без портрета

– Другой персонаж быличек – суседко. Это аналог домового?

– Большую часть жизни люди проводят дома. И у этой локации есть хозяин – суседко. С ним тоже очень важно найти контакт, особенно, когда ты переезжаешь на новое место. Домовой может помогать человеку, а может и пакостить, если ему что-то не нравится. В таких случаях следует задобрить суседко с помощью гостинца, оставив что-то вкусное на столе. Это может быть и молоко в блюдце, к примеру. По некоторым рассказам, если суседко зол, то ночью он заплетает хозяйке тоненькую косичку. Она может быть небольшой или на всю длину волос, если домовой постарался. Расплести такую косичку невозможно, разве что – отрезать. Но считается, что в этом случае женщина отрезает часть своей жизни. Многие бабушки рассказывают, что предпочли в своё время ходить с такими косичками.

– А как в представлениях коми-пермяков выглядит домовой?

– Мы пытались составить его портрет. В рассказах он описывается по-разному. Одни люди говорят, что суседко нельзя увидеть, а можно только почувствовать. Другие уверяют, что он страшный дедушка или маленький человечек. Кто-то считает, что у домового есть борода, кто-то – наоборот. Представления иногда прямо противоположные. Говорят, что домовой, рассердившись, может ночью сидеть на груди человека и давить на него. В такие моменты люди просыпаются, испытывают приступы паники и видят кого-то перед собой (по описаниям – маленького человечка или старичка). Через мгновение он исчезает. Если в доме всё в порядке, приятно пахнет, еда получается вкусной, в семье хорошие отношения, то это значит, что суседко всем доволен и благословляет людей, помогая им жить в согласии.

Если пироги у хозяйки получаются хорошо, значит суседко всем доволен.
Если пироги у хозяйки получаются хорошо, значит суседко всем доволен. Фото: АиФ/ Татьяна Бахтигозина

– А известно, как выглядит водяной?

– О нём коми-пермяки рассказывают очень редко. Во время научных экспедиций мы спрашивали у жителей округа, как выглядит этот персонаж быличек, мужчина это или женщина. Никто не может объяснить толком. Одни люди рассказывают про девушку-русалку, которая, сидя в воде, расчёсывает волосы и может зазывать знакомым голосом. Так появляются утопленники. Но мы понимаем, что это образ, скорее, не коми-пермяцких, а русских быличек. Другие считают, что водяной – это мужчина, который живёт в воде и утягивает людей, если ему, к примеру, нужны помощники в его царстве.

– Как его задобрить?

– Сложно сказать, поскольку коми-пермяцкие рыбаки с большой неохотой говорят о водяном (как и охотники о лесном). Не хотят делиться своими хитростями, боясь, что потеряют удачу. Отмечу, что в быличках водяной – это персонаж, который никогда не бывает помощником в отличие, к примеру, от лешего или домового. Если лесного можно, по поверьям, попросить помочь найти заблудившуюся скотину, составив у колдуна специальную грамоту, то с водяным это не пройдёт.

– Что говорят о быте, истории и традициях коми-пермяков легенды и былички?

– Былички говорят о том, кто и что нас окружает, как нужно себя вести. Также между строк читается уважение к силам природы, животным. Мы всегда должны быть в контакте с теми, к кому приходим. А если говорить о легендах – они рассказывают про мироустройство глазами коми-пермяков. Говорят, откуда мы пошли. Предки коми-пермяков до такой степени пытались объяснить окружающий их мир, что дали через легенды ответы даже на такой вопрос, почему у медведя короткий хвост. По преданию, бог, сотворивший мир, слепил из глины всех животных и хвосты для них – нужно было выбирать себе подходящий. Медведь никак не мог найти то, что нужно. В результате все хвосты разобрали. Медведь расстроился. Когда бог узнал, что случилось, он слепил для него хвост из глины, которая осталась на его руках. Но её было мало. Потому хвост у медведя такой маленький. Также легенды повествуют о происхождении деревень, городов и т. д.

Глины на хвост медведю не хватило.
Глины на хвост медведю не хватило. Фото: АиФ/ Иван Колобов

– Насколько коми-пермяцкие легенды сейчас в ходу? Многие их помнят? Рассказывают детям?

– Насколько я знаю, с коми-пермяцкими легендами знакомят в детских садах округа. Родители сейчас редко передают эти знания подрастающему поколению. И поэтому дети не очень интересуются темой. Стремление узнать о своём народе и его культуре обычно просыпается в более сознательном возрасте. Былички известны многим.

Предания коми-пермяков

Побег с неба

Одной из самых красивых легенд коми-пермяков называют предание о Пере-богатыре и дочери Солнца (Шонди) и бога Ена – Зарани. Она жила на небе, но сходила на Землю, чтобы осмотреть свои владенья (горы, реки, леса, поля и т. д.). Так она встретилась с Перой. Дочь Солнца и богатырь полюбили друг друга и решили жить вместе на Земле. Солнце, узнав об этом, рассердилось. Оно ушло прочь из тех мест на целых семь лет. Из-за этого на Земле стало темно и холодно, постоянно шёл снег, реки покрылись льдом. Пере и его возлюбленной удалось спастись благодаря Матери-Парме. На Земле у богатыря и дочери Солнца родились семь дочерей и семь сыновей (от них пошли зыряне и пермяки). Через какое-то время Солнце вернулось в тайгу, но стало сжигать землю. Из-за страшной жары высыхали реки, трескалась земля. Зарань решила вернуться на небо, чтобы спасти своих детей. Тогда Пера-богатырь забрался на гору с сыновьями. Вместе они стали стрелять из лука в Шонди. Большой кусок огня отпал и упал в Парму. Солнце по сей день убегает из тайги – потому наступает зима. Но совсем оно уйти неспособно: его большой кусок согревает землю.

Как сватался Кудым-Ош

Сюжет женитьбы богатыря Кудым-Оша на мансийской княжне Костэ – один из самых распространённых. По легенде (у неё много вариаций), он решил просватать княжну по совету колдуньи, которая хотела его смерти и знала, что ещё ни один кандидат в женихи Костэ не вернулся. Их казнили по приказу её отца за то, что, увидев невесту, они отказывались от своих намерений. Причиной был уродливый вид девушки. В походе к манси слуга богатыря подслушал историю о том, почему Костэ выглядит безобразно. Кудым-Ошу он сказал не верить глазам при встрече с княжной, а прислушиваться к сердцу. Когда богатырь вошёл в шатёр Костэ, то увидел чудовище с паучьими руками и ногами, поросшими густыми черными волосами, и свисающими до самых плеч мочками ушей. Кудым-Ош пришёл в ужас, но потом взглянул в глаза Костэ. Она была в отчаянии, понимая, что никто её не полюбит. Богатырь обнял девушку. С Костэ в тот же миг спали злые чары. Она стала прекрасной девушкой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах