В Перми с 30-х годов ХIХ столетия традиция отмечать День влюбленных поддерживалась довольно обширной польской диаспорой, в основном сложившейся из сосланных участников восстаний и других антиправительственных выступлений.
Ссыльные поддерживали нуждающихся товарищей материально, для чего проводили денежные сборы. А чтобы в глазах полиции и властей это выглядело вполне невинно, придавали своим действиям религиозно-благотворительный характер: якобы в память Святого Валентина. Ведь Валентин, по преданию, был заточен в узилище, а затем казнен.
За проповедь любви к ближнему, за венчания влюбленных вопреки всем запретам и т.д. Перед смертью он успел признаться в чувствах к слепой дочери своего тюремщика.
Собранные суммы передавались ксендзу костела Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (ныне – здание на ул. Пушкина, 28), учителям приходской школы, а затем распределялись среди нуждающихся. И еще для всех готовилось угощение – коржики в форме сердечек.
Имелась у данного дня и светская составляющая. В Благородном собрании (ул. Сибирская, 20) проводились «Польские балы», ставшие заметными событиями в светской жизни нашего города. Отечественных открыток - «валентинок» тогда еще не было, но это с лихвой компенсировалось «почтовым ящиком», посредством которого в перерыве между танцами и угощениями участники могли обмениваться записочками.
Молодые девушки гадали, кто послал им то или иное любовное послание. Интригующими и загадочными были подписи с намеками, по которым, поломав голову, можно было вычислить автора.
В 1876 году ссыльный поляк Юзеф Пиотровский открыл на ул. Сибирской первый в Прикамье книжный магазин, где продавались и «валентинки» в виде седечек, украшенные виньетками, трогательными надписями.
С наступлением эпохи пролетарской диктатуры традиция сошла на нет. В 30-е годы пермские чекисты провели серию арестов «членов польской националистической шпионско-диверсионной организации, возглавляемой ксендзом Будрисом». Последний утешая сокамерников, напоминал о судьбе святого.
А «валентинки», несмотря ни на что, продолжали свое существование. Они изготавливались кустарями-фотографами, раскрашивались от руки. Их украшали трогательными пожеланиями вроде «Люби меня, как я тебя», «Шути любя, но не люби шутя»...