Скандал вокруг ремонта драмтеатра, на восстановление которого потратили 1 млрд руб. бюджетных средств, но так и не довели до ума, вышел за пределы региона. А жалобы на плохое качество медицинского обслуживания спровоцировали приезд комиссий разного уровня. Но смена местного руководства позволила повернуть ситуацию к лучшему.
Отказаться от собственности?
Виктор Гаинцев, обратившийся в «Народную приёмную», пожаловался, что в его доме ни разу не было капитального ремонта. По его мнению, людям, приватизировавшим жильё, никто не объяснял, что они в этом случае будут отвечать за содержание не только своих квартир, но и всего дома. Теперь большинству собственников квартир по 70 лет и более, и они сетуют, что им не дождаться ремонта здания.
Виктор Харитонович рассказал, что живёт в доме № 9 по ул. Строителей. Однако в администрации города нас заверили, что дом этот новый и вряд ли в нём проживает так много пенсионеров. Может быть, неравнодушный житель Кудымкара беспокоился о жителях другого дома? В любом случае людям, недовольным приватизацией жилья, можно посоветовать его расприватизировать. Но только надо помнить, что при этом они уже не смогут передать его детям, внукам или другим родственникам. Что же касается капремонта, то если его не было в доме с момента приватизации квартир, и это можно подтвердить документально, то жители могут обратиться в суд с требованием провести ремонт дома за счёт средств городского бюджета.
Кого «кормим»?
Изменения в законодательстве часто ставят людей в тупик. Так произошло с начислением платы за общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов. С января 2017 г. из статьи «Коммунальные услуги» их перенесли в раздел «Содержание дома». По идее, платежи должны были снизиться. Однако в «Народную приёмную» в Кудымкаре обратились двое жителей, которые пожаловались на то, что платежи за ОДН значительно выросли.
Так, Егор Канюков, проживающий по ул. Строителей, 1, рассказал, что за ОДН по электричеству он раньше платил 30-40 руб., а с нового года ему начисляют 74 руб.
А пенсионерка Людмила Старикова, проживающая по ул. Володарского, 25, сказала, что воду для мытья подъезда жители набирают в своих квартирах. Значит, платят за неё по своему квартирному счётчику. Тем не менее за февраль ей начислили за ОДН 700 руб. Женщина предположила, что жители дома «кормят» арендаторов, поскольку в доме расположен магазин, а в подвале – мастерская по пошиву шапок.
Не нервничать, а писать заявление
Людмила Ивановна показала нам квитанцию. Однако в ней мы увидели, что ей начисляют платежи не по счётчику, а по нормативу. Мы посоветовали женщине разобраться в своей управляющей компании, почему это произошло. Может быть, вышел срок эксплуатации её счётчика или она давно не подавала его показания. Наша читательница призналась, что в УК не обращалась. «Не хотела лишний раз нервничать», – пояснила она.
И ей, и другим жителям, у кого есть вопросы к обслуживающей организации, мы советуем обращаться в свои УК и ТСЖ с вопросами письменно. Тогда и ответ они получат в письменной форме.
Интересно, что работа «Народной приёмной» совпала по времени с митингом в Кудымкаре по тарифам ЖКХ. Горожане возмущены высокими платежами и безответственностью управляющих организаций. Похоже, что Егор Канюков и Людмила Старикова обратились к нам неслучайно. Если люди не знают, как решить свои вопросы, значит, городские власти плохо их информируют.
Надо разбираться в причинах
Иван Механошин, глава Кудымкара:
«Все коммунальные предприятия в нашем городе со стопроцентной муниципальной долей. Руководителей назначаем мы и спрашиваем с них, поэтому у нас вообще нет проблем с тем, чтобы разобраться с платежами в ЖКХ. По ОДН расчёт идёт согласно постановлению правительства. Сейчас, судя по информации от граждан, плата за ОДН значительно снизилась. А вот в домах, где рассчитывают ОДН по нормативу, платежи выросли. Утверждение, что жители «кормят» предпринимателей, чьи фирмы располагаются в их доме, неправильное. Мы контролируем подобные ситуации. Надо обратиться в свою УК и выяснить, что входит в начисление за общедомовые нужды. А люди зачастую этого не делают. Проблема ещё может заключаться в том, что граждане не передают показания приборов учёта. Если большая часть жильцов не делают этого вовремя, то тогда начисляют по нормативу, а это ведёт к применению повышающего коэффициента».
Платежи растут, а доходы – нет
Марина Казанцева, адвокат:
«С ОДН в Кудымкаре типичная история. Изменения в законодательстве привели к увеличению платежей на общедомовые нужды и в Пермском крае, и в России в целом. Я знаю это по делам, которые приходится рассматривать мне и моим коллегам. Причём плата поднялась не на 10-15 %, к чему мы уже привыкли, а на 50% и больше. Доход граждан при этом не вырос. А качество услуг в ЖКХ не улучшилось, а осталось на прежнем уровне. Граждане с исками стали обращаться в суд. Но мы столкнулись с тем, что они не обладают достаточной информацией. Поэтому я рекомендую тем, кто столкнулся с увеличением платежей, сначала обратиться в свою обслуживающую организацию и выяснить, какие средства контроля расходов ресурса установлены в доме, какой методикой пользуются УК или ТСЖ для начисления платежей, на что расходуются ресурсы, за которые платят собственники, и т. д. А потом уже делать выводы о законности или незаконности начислений».