Вязовские пряники – это известный бренд Пермского края: пряники из Кунгура по старинному рецепту знают и в краевой столице, и за пределами Прикамья. Семья Вязовых-Кожуховых готовит сладкую выпечку с начала 2000-х. В январе 2023 года пермский ресторан Belka включил в своё меню вязовский пряник, что чуть не привело к разбирательству по поводу авторских прав. Сайт perm.aif.ru разобрался в ситуации и подготовил инструкцию для тех, кто хочет дать имя своему продукту.
Пряничная жизнь
Вязовские пряники делают народные мастера Пермского края Галина и Игорь Вязовы. Долгое время они занимались резьбой по дереву и росписью, работали в храмах. История с выпечкой у супругов началась с пряничных досок – Галина решила показать, как на этих досках выпекать пряники. Женщина нашла старинный рецепт, долгое время искала правильные ингредиенты и подбирала специи.
Сейчас эти пряники можно купить в интернет-магазине, а на мастер-классах по изготовлению пряников можно сказать побывали полстраны и полмира. Кунгурская выпечка даже заняла первое место на всероссийском конкурсе в Туле – то есть победила самый известный тульский пряник.
В сентябре 2022 года Вязовы зарегистрировали торговую марку «Вязовский чудо-пряник».
Пряник болотный печатный
В январе 2023 года заместителю председателя Кунгурской думы, директору турфирмы «Кумир» Галине Теклюк позвонили знакомые. Они захотели поздравить её с тем, что бренд их края решил принять участие в фестивале аутентичной уральской кухни, который проходил с 11 по 29 января в одиннадцати городах Урала.
Это удивило женщину – с Галиной Вязовой они тесно общаются, и о подобных проектах Галина Теклюк не слышала ровным счётом ничего. Выяснилось, что и сами Вязовы не знали об участии вязовских пряников в этом фестивале. Пермский ресторан Belka самовольно назвал пряник своего производства вязовским.
«Удивительно было в январе 2023 года обнаружить, что пермский ресторан Belka стал производить свой вязовский пряник. В рецепт их шеф-повара входят болотные ягоды и бородинский хлеб, что к оригинальному рецепту отношения никакого не имеет. Хорошо, что люди создают свой продукт, но зачем брать чужое имя?» – рассказывает Галина Теклюк.
Кунгурский пряник из Перми
Вязовы попытались разобраться в ситуации и побеседовать с бренд-шефом Belka Максимом Тупицыным. Он объяснил, что ему понравилось описание вязовских пряников.
«Что будет, если вы сделаете цыплят в панировке и специях и назовёте это KFC? К вам придут люди с толстыми пачками документов, и вы получите огромный иск. Мы же просто попросили соблюдать приличия. Пряники для меня – это семейный бизнес, душа, кровь и пот», – возмущается народный мастер Пермского края Галина Вязова.
Ресторан Belka предложил поменять одну букву в названии пряников, но это не устроило Вязовых. Тогда Максим Тупицын решил назвать своё блюдо «кунгурским пряником». Галину Вязову этот вариант тоже не устроил: Belka находится в Перми и очевидно выпечку в Кунгуре производить не будет.
Бренд-шеф ресторана Belka Максим Тупицын дал свой комментарий perm.aif.ru о сложившейся ситуации: «Первоначально мы не знали о том, что вязовский пряник – это зарегистрированная торговая марка. Так как мы участвовали в фестивале аутентичной уральской кухни, мы захотели показать самые известные составные части кухни нашего края – в том числе и вязовские пряники, которые уже стали узнаваемым брендом. Правообладатели марки связались с нами очень оперативно, пояснили ситуацию, поэтому мы на следующий же день перепечатали меню. Блюдо теперь у нас называется «кунгурский пряник», и на это название мы вполне имеем право».
Торговые знаки препинания
Сайт perm.aif.ru попросил специалистов прокомментировать сложившуюся ситуацию. По словам юриста Анастасии Шардаковой, основной вопрос здесь – наличие зарегистрированного товарного знака. Пряники семьи Вязовых зарегистрированы под знаком «Вязовский чудо-пряник», и использование названия «Вязовский пряник» ввело бы потребителей в заблуждение.
«Эти два названия схожи до степени смешения, было бы невозможно отличить товар одного производителя от товара другого производителя. Различия между рецептурой двух производителей не имело бы в данном случае значения. Если бы торговая марка не была зарегистрирована, название «Вязовский пряник» можно было бы использовать. Это не нарушала бы ничьи права по причине отсутствия правообладателя», – рассказывает юрист.
По мнению специалиста, вариант названия «кунгурский пряник» или «пряник из Кунгура» никакой путаницы с товарным знаком не создаёт.
«При этом производитель продукта с указанием географического наименования (в данном случае «Кунгур») не обязан производить свой товар именно в указанной местности», – подчёркивает юрист.
Сходное мнение высказывает и юрист Пермской торгово-промышленной палаты Владимир Халдеев: «В названии блюд могут использоваться географические обозначения. При этом такие блюда не обязательно должны завозиться из того географического региона, название которого использовано в их названии. Например, баварские колбаски вовсе не обязательно должны быть сделаны в Баварии. Однако надо понимать, чем обусловлена необходимость использования географического обозначения и насколько конкретное географическое обозначение вызывает у рядового потребителя ассоциацию с конкретным производителем».
Вопрос с товарными знаками лежит не только в юридической плоскости, но и в плоскости маркетинга. Старший преподаватель НИУ ВШЭ в Перми, академический руководитель программы «Smart-маркетинг» Александра Сажина прокомментировала для perm.aif.ru сложившуюся ситуацию:
«С точки зрения маркетинга мы видим несколько классических проблем. Существует множество историй, как молодой бизнес пытается скопировать идеи, цветовые решения или логитипы лидеров рынка. Здесь интереснее скорее то, что заведение краевой столицы взяло решение, придуманное в провинции.
Для ресторана Belka будет выгодней, если они остановятся на названии «пряники из Кунгура» или «кунгурские пряники». Для жителей Пермского края и приезжих бренд Кунгура более знаком и понятен, он вызывает больше ассоциаций. И проблем с тем, что пряники производятся не в Кунгуре, здесь не может быть в принципе: «Сибирские пельмени» совершенно необязательно производить в Сибири, а водка «Столичная» производится далеко не только в Москве».
Как держать марку?
Потребители узнают компанию по её продукту, который должен иметь название. Как можно проверить, является ли название зарегистрированным товарным знаком и как зарегистрировать свой товарный знак?
Старший преподаватель НИУ ВШЭ Александра Сажина и perm.aif.ru подготовили небольшую справку для всех, кому актуальна или интересна тема товарных знаков.
Регистрацией товарных знаков сейчас занимается Роспатент, федеральная служба по интеллектуальной собственности. На сайте ведомства перечислены оказываемые им услуги, в числе которых есть «Государственная регистрация товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака». На портале выложены все необходимые документы – любой может ознакомиться с актами, которые регулируют процедуру регистрации и использования товарных знаков.
Проверить какой-либо товарный знак или посмотреть, какие знаки уже зарегистрированы во избежание путаницы с авторскими правами, можно на портале Znakoved. Здесь, как и в других базах, происходит проверка словесных элементов товарных знаков – то есть, например, «вязовский», «столичная», «баварское» и других. Важный момент – обратить внимание на то, какие словесные элементы знака являются охраняемыми, а какие – нет. Первые использовать нельзя, а вторые – можно.
Как зарегистрировать товарный знак?
Подать заявку на регистрацию товарного знака можно онлайн – через портал «Госуслуги» или же через сайт ФИПС – Федерального института промышленной собственности, организации, подведомственной Роспатенту. Для этого нужно подготовить список необходимых документов, правила составления которых и требования к которым также перечислены на сайте.
Затем нужно оплатить пошлину за формальную экспертизу товарного знака и экспертизу товарного знака по существу. На сайте Роспатента можно рассчитать патентную пошлину, ознакомиться с видами юридически значимых действий и размеров пошлин, а также найти необходимый платёж.
В целом формальная экспертиза обойдётся в 3500 рублей плюс по тысяче рублей за каждый из классов товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация. Экспертиза же по существу выйдет дороже – 11500 рублей плюс по 2,5 тысячи рублей за каждый класс товаров и услуг.
Собрав документы и оплатив экспертизу, можно подать заявку на регистрацию. Максимальный срок регистрации заявки – три дня, проверять уплату пошлин могут максимально 2 недели, формальная экспертиза может длиться до месяца в случае достаточности данных и 3 месяца в случае их нехватки; экспертиза по существу может длиться до года. Это не означает, что все, желающие зарегистрировать товарный знак, ждут решения по полтора года; это именно максимальный срок, предусматриваемый законодательством.
Если обе экспертизы прошли удачно, то для завершения процесса снова нужно будет оплатить пошлины. За регистрацию товарного знака пошлина составляет 16 000 рублей, плюс тысяча рублей за каждый из классов товара, плюс 2 тысячи рублей за выдачу свидетельства на товарный знак.
Процесс завершается получением свидетельства на товарный знак.