Празднично оформлены города и села, на улицах и площадях звучат песни военного времени, которые знают практически все. А еще мы отмечаем праздник Великой Победы по-домашнему, по-семейному, передавая эту традицию молодежи.
Связь поколений
Примером сохранения традиций служит проект «Память поколений», цель которого – объединить школьников, их родителей, дедов и прадедов.
Идея организовать конкурс детских стихов и рисунков о войне родилась в прошлом году. Проект к 70-летию Победы поддержали Владимир Жуков и Владимир Нелюбин, депутаты Законодательного собрания Пермского края, Сергей Захаров, депутат Пермской городской думы, и Игорь Сапко, глава города Перми.
Конкурс стартовал в ноябре 2014 г. Вскоре к нему присоединилась администрация Индустриального района, предложив объединить лучшие стихи и рисунки детей в книгу.
«Для нас было важно сделать мероприятие именно для школьников, потому что сейчас самое главное – это связь поколений. Нужно, чтобы молодежь помнила о подвигах и славном прошлом наших предков. И этот проект как раз связывает старших и младших, – говорит Владимир Жуков. – Когда дети стали писать стихи и создавать рисунки на военную тему, они невольно окунулись в историю: почитали рассказы, поговорили с родственниками, узнали, как тяжело было людям в те годы. Нашей стране есть чем гордиться, и отрадно, что ребята это понимают. Общими усилиями, при поддержке депутатов, глав города и района нам удалось завершить конкурс как раз накануне Дня Победы».
К слову, патриотическое воспитание и просвещение подрастающего поколения – одни из важных направлений деятельности депутата Владимира Жукова. К примеру, недавно по его инициативе в ЗС провели деловую игру, посвященную 100-летию парламентаризма в России, для учеников лицея № 4. Ежегодно проводятся парламентские уроки, на которых побывали представители почти всех школ Индустриального района.
Маленькие творцы с восторгом и трепетом восприняли проект «Память поколений». В нем участвовали около 300 ребят из 10 школ района. Откликнулись все – от мала до велика. Самые младшие участники – ученики второго класса, а самые старшие – десятиклассники.
«Мы хотели, чтобы родители рассказали своим сыновьям и дочерям о подвигах дедов, об истории той войны. С этими задачами справились все, – рассказывает Сергей Захаров. – Написать стихи – непростая задача. Поэтому изначально мы и не предполагали, что в этой номинации будут участвовать ученики начальной школы. Но неожиданно получили много детских стихов. К примеру, из начальной школы «Детский сад № 5» – 19 работ. 15 из них вошли в книгу, вышедшую по итогам конкурса. А всего в издании – около 90 стихотворений. Мы благодарны всем участникам конкурса».
Частичка души
Любопытно, что большинство из этих ребятишек никогда не писали стихи. Но с помощью родителей и педагогов им удалось сочинить очень искренние, душевные, теплые стихотворные строчки. Каждая из них – частичка детской души. Среди работ есть удивительные, очень личные истории – про дедов, которые были узниками концлагерей, бабушек – блокадниц Ленинграда, прадедов, сражавшихся на фронте. Одна девочка написала: «Прошла война, влюбленные семью создали» (ее дедушка с бабушкой познакомились на фронте). Дети рассказывали и про военную Пермь, которая была кузницей Победы в тылу, и про исторические места в нашем городе, связанные с войной.
Девятилетний Михаил Казакевич, ученик третьего класса начальной школы № 5, занял первое место среди самых юных участников конкурса. Его стихотворение наполнено образами.
«Я сравнил нашу Родину с матушкой, фашистов – с вороном, а нашу армию – с соколом», – рассказывает Миша.
Писать стихотворение о войне мальчику, конечно же, помогали родители.
«Мы подсказали ему некоторые факты, о которых он не знал. К примеру, что Великая Отечественная длилась 1418 дней. Но все остальное сын придумал сам, – рассказывает Наталья, мама Миши. – Считаю, что такие конкурсы очень важны для детей».
«Подобные проекты приобщают ребят к истории страны, пробуждают у них интерес к тому времени. Это очень важно – знать свои корни, понимать, какой подвиг совершили прадеды и деды. У ребят развивается чувство патриотизма, крепнет сила духа», – добавляет Сергей, папа Михаила.
В семье Казакевич День Победы – самый любимый праздник. Они каждый год ходят на парад, поют военные песни. Миша занимается в хоровой капелле мальчиков, а потому знает многие музыкальные произведения тех лет наизусть.
Общими силами
Активное участие в конкурсе принимали и учителя. На уроках они рассказывали детям о Великой Отечественной войне, помогали ребятам с рисунками.
«В нашей школе стихи писали ученики второго, третьего и четвертого классов, а первоклассники участвовали в конкурсе рисунков. Дети очень трепетно отнеслись к созданию работ. В начальной школе в программе не так много информации о Великой Отечественной войне. Мы стараемся доступно рассказать детям об этом очень трудном для нашей страны времени. В том числе – на примере стихов, рассказов. Главное – донести до детей, что это было относительно недавно, что война затронула каждую семью, в том числе и их. Важно, чтобы дети чаще общались со своими бабушками и дедушками», – говорит Ольга Мугатарова, учитель начальных классов начальной школы «Детский сад № 5».
А саму книгу «Память поколений» в школе впервые увидели, когда ее принесла в класс одна из бабушек учеников. Ей вручили ее вместе с юбилейной медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Книгу подарили всем ветеранам Индустриального района. Они восприняли ее очень тепло. Для них сборник детских стихов и рассказов – это своего рода спасибо за Победу.
На церемонии чествования участников конкурса, состоявшейся в администрации Индустриального района, наградили девять лауреатов. Каждый ребенок получил диплом, книгу «Память поколений» и благодарственное письмо для родителей. Наградили и учителей, которые были наставниками ребят во время создания их произведений. С завершением проекта всех поздравил Александр Иванов, глава Индустриального района:
«Очень рад, что у депутатов нашего района возникла идея провести такой замечательный конкурс! Мы выражаем глубокое уважение нашим ветеранам, благодарим их за мужество и героизм. Спасибо всем, кто участвовал в проекте. Общими силами мы сделали доброе дело!»