Примерное время чтения: 8 минут
685

Объединяй и царствуй. Кому в Перми нужно массовое слияние школ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Прикамье 18/09/2019
В апреле родители и учителя собрались на митинг против оптимизации школ № 48 и № 49.
В апреле родители и учителя собрались на митинг против оптимизации школ № 48 и № 49. / Алёна Овчинникова / АиФ

В Перми идёт процесс объединения образовательных учреждений. Городские власти настаивают: это поможет школам сэкономить деньги. Многие родители и педагоги против слияния. Насколько прозрачна процедура объединения? И нужно ли оно вообще?

Беспощадная экономия

Информация об очередной волне оптимизации в сфере образования вызвала шквал недовольства у пермяков. Люди высказывались против объединения школ в соцсетях, на родительских собраниях. И даже выходили на митинг. Однако на решение городских властей мнение пермяков не повлияло. Замглавы Перми Людмила Гаджиева убеждает: слияние принесёт пользу. Вот только эту пользу упорно видят только чиновники. И на минусы они будто не хотят обращать внимания.

На прошедшем 27 августа пленарном заседании депутаты задавали много вопросов Людмиле Гаджиевой. Они также просили её предоставить обоснование объединения школ. Замглавы города уверена, что оптимизация позволит сэкономить деньги для образовательных учреждений. По её словам, высвободившиеся средства – около 176 млн рублей – пойдут на повышение зарплат учителям.

На первый взгляд – сумма внушительная. Вот только школ и педагогов много. И в реальности прибавка составит всего 1000-1500 рублей. Стоит ли перепахивать систему образования ради такой маленькой доплаты? При этом из-за сокращения административного персонала на сотрудников школ лягут дополнительные нагрузки: людей станет меньше, а дел больше.

Не смущает городские власти и то, что процесс объединения довёл родителей одной из школ (№ 48) до суда. Уже прошло два заседания по иску Анастасии Мальцевой (она мама одной из учениц). Вместе с другими родителями пермячка выступает против объединения с соседней школой № 49. Негативные плоды слияния уже налицо: из 48-й школы уволились восемь учителей.

В департаменте образования отрицают, что причиной ухода педагогов стала оптимизация.

«В летний период педагоги увольнялись по собственному желанию в связи личными обстоятельствами: некоторые педагоги (среди них были совместители) решили продолжить трудовую деятельность в школах ближе к месту жительства – в мкр. Гайва, Молодёжный, Запруд, ещё четверо учителей уволились в связи с достижением пенсионного возраста. Сейчас  педагогический штат укомплектован», – уверили в департаменте в ответ на запрос нашей газеты.

Больно бросать детей

Родители и ушедшие из школы № 48 педагоги утверждают, что не всё так гладко. Некоторые из уволившихся учителей пообщались с корреспондентом нашего издания на условиях анонимности: они боятся недовольства начальства, так как остались работать в системе образования.

«Весь период слияния мы работали в стрессовой ситуации. Я чувствовала себя зёрнышком, которое перемалывают между жерновами. С приходом новой административной команды поняла, что не смогу остаться в таких условиях. В этом коллективе невозможно работать», – признаётся одна из педагогов.

Она перешла в образовательное учреждение, которое ближе к дому. Но не это стало причиной смены места работы. Учителя утверждают: местонахождение школы не имело значения. Многие ездили на работу из других районов, но даже не думали уходить.

«Если бы не весь этот процесс слияния, если бы не образование «Траектории» (название объединённого учреждения. – Ред.), никогда бы не ушла. Я готова была остаться, если бы сохранились прежние условия. Мне было больно бросать детей, – рассказывает учительница. – Может быть, каким-то школам и поможет объединение, но не нашей. Мы знали каждого ученика, каждую семью. Сейчас в учреждении вместо 600 ребят 1800. Как усмотреть за всеми? Оставшиеся в школе учителя готовы бежать: им некомфортно работать в новых условиях, при новой команде. Задача нового директора – объединить два коллектива, сделать цельное звено. А педагогов школы № 48 всё время ставят ниже остальных».

Ещё одна бывшая сотрудница входила в администрацию школы. Ей обещали сохранить должность в объединённом образовательном учреждении, однако на деле предложили совсем другую.

«Новый директор привёл за собой и новую административную команду. Мне там места не нашлось», – объяснила она.

По её словам, объединение не принесёт хороших плодов: серьёзно пострадает качество образования детей.

«В этом году в школу пришла молодая учительница. На неё повесили преподавание русского и литературы в нескольких параллелях, надомников, классное руководство и обязанности педагога-организатора. Не знаю, как она будет справляться с такими нагрузками. Даже проверять тетради будет некогда».

Изменения обеспокоили и детей: останутся ли они в своём здании, кто из учителей будет у них преподавать. Зачем школьников, которые и так переживают из-за тестов и экзаменов, заставлять лишний раз испытывать стресс?

Бороться до конца

«Нас убеждали, что от объединения все выиграют. Уверяли, что у нашей школы плохие показатели, обещали построить стадион к 15 сентября, – рассказывает Анастасия Мальцева. – Что мы в итоге имеем? Любимые педагоги ушли, нас переименовали в «Траекторию». На стадион и намёка нет. У нас была уникальная школа – семейная, с сильным сложившимся коллективом, традициями. Сейчас её нет. Такое чувство, что власти создают птицефабрику, а не образовательное учреждение для детей».

Анастасия и другие родители борются против действий пермской администрации в суде (первое заседание состоялось 28 августа). Причины есть – к моменту слияния не было социально-экономического обоснования объединения, у новоиспечённой «Траектории» не было лицензии, образовательной программы и учебного плана. Власти обещали представить все недостающие документы на следующем заседании – 19 сентября.

29 августа редакция «АиФ-Прикамье» сделала запрос в городскую администрацию по поводу объединения. Ответ пришёл 5 сентября: «Слияние юридических лиц школ №№ 48 и 49 завершено. Создана новая образовательная организация «Траектория». В соответствии с федеральным законом права и обязанности школ перешли к вновь возникшему юридическому лицу: школа «Траектория» имеет право на ведение образовательной деятельности. Занятия в этой школе, как и везде, начались 2 сентября в соответствии с учебным планом по утверждённой школой образовательной программе».

При этом на вопросы о том, есть ли экономическое обоснование объединения двух школ и получила ли «Траектория» лицензию, власти промолчали. На повторный запрос ответ пришёл 13 сентября. К этому моменту «Траектория» уже получила лицензию, о чём сообщили в письме («получена 4 сентября»). Об обосновании слияния промолчали. Получается, что объединение произошло до того, как доказали, что оно выгодно во всех аспектах?

«За текущий год в результате 15 законченных процессов реорганизации под сокращение попал лишь один человек. Департамент образования заинтересован в сохранении кадрового потенциала отрасли», – прибавили в конце ответа чиновники.

Глядя на случившееся в школе № 48, в такую радужную картину верится слабо. А ведь оптимизация школ продолжается. К примеру, объединить планируют школы №№ 127 и 50, №№ 3 и 100, №№ 72 и 25.

Родители детей из школы № 48 готовы бороться до конца. И в случае неудачи в районном и краевом судах пойдут в конституционный. Кстати, в соседнем Ижевске власти отказались объединять школы №№ 30 и 40 после того, как идея слияния вызвала протесты со стороны родителей.

Почему же наша администрация не хочет прислушаться к пермякам? У многих жителей уже давно есть версия, что затея с объединением школ – лишь очередной карьерный ход Людмилы Гаджиевой, которая метит на должность выше. Оптимизация и экономия – вещи правильные, но в разумных пределах. И они не всегда работают, когда речь идёт о людях. И  тем более – о детях.

Зачем оптимизация?

Начальник департамента образования Перми Людмила Серикова:

«Юридические процессы реорганизации, в результате которых изменяется система образования, повышается качество и совершенствуется управленческий аппарат, происходили и ранее. Например, объединение шестигруппового детского сада № 385 (сейчас – «Совушка») с гимназией № 31 позволило обеспечить преемственность образования, между работниками гимназии и детского сада появились общие педагогические и методические задачи, коллектив стал единым. Объединение учебных заведений не преследует цели сократить имущественный комплекс образовательной сети. Решения о таких изменениях принимаются по результатам качества экзаменов, после анализа развития материально-технической базы, по наличию общих социальных партнёров. Каждый вариант глубоко анализируется, обсуждается с административными командами школ, с педагогической, родительской и научной общественностью. Речи о закрытии учебных заведений не идёт. Объединение позволяет переструктурировать сеть под эффективное и результативное использование».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах