После банкротства таких региональных сетей, как «Добрыня» и «Виват», ещё большую роль на розничном рынке Прикамья стали играть федеральные игроки. Как говорится, супермаркетное место пусто не бывает. И порой создаётся впечатление, что сегодня крупные федеральные ретейлеры открывают свои магазины на каждом углу.
Закон не нарушили
Вот и от глав муниципалитетов края нередко поступают жалобы в Пермское УФАС о том, что продуктовые сети в их территориях нарушают закон о торговле: размещают слишком много своих точек, превышая допустимое количество. По статье 14 Закона о торговле сеть, объём реализованной продукции которой превышает 25% в муниципалитете, не имеет права приобретать или арендовать в этой территории дополнительную площадь для своих торговых объектов.
Пермские антимонопольщики провели ежегодную проверку самых крупных торговых федеральных и региональных сетей в Прикамье («Пятёрочка», «Магнит», «Монетка», «Семья» и др.). Они подсчитали их долю от общего объёма реализуемой продовольственной продукции в 2017 году. После мониторинга сетей Пермское УФАС пришло к выводу, что закон они не нарушают.
В среднем по краю самый высокий процент от общей продажи продуктов у ЗАО «Торговый дом «Перекрёсток», которому принадлежат магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель». На их долю приходится более 12% от всего объёма реализованных в регионе продуктов. Второе место по этому показателю – у сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер») – около 10%. На долю региональной сети «Семья» (включая в том числе дискаунтер «Спутник») приходится 6,63%, «Монетки» (ООО «Элемент Трейд») – 4%.
Кстати, в Перми квартет лидеров по этому показателю выглядит так: «Торговый дом «Перекрёсток» (10,59%), «Семья» (9,26%), «Тандер» (7,9%) и «Элемент Трейд» (2,51%).
Где превысили порог?
Однако в некоторых муниципалитетах продажи торговых сетей превышают этот порог в 25%. Например, в Кизеловском и Усольском районах лидирует «Магнит» (на его долю приходится соответственно 27,12% и 25,12%). В том же Усольском районе и ЗАТО Звёздном правит бал «Пятёрочка» (25,32% и 31,62%). Эксперты объясняют это тем, что в небольших территориях располагается всего один сетевой магазин, и большинство жителей предпочитают приобретать товары именно в нём.
«Если бы эти торговые сети, доля которых превышает 25% от объёма всех проданных товаров, приобрели или арендовали дополнительную площадь, тогда мы имели бы право обратиться в суд. В иске мы бы потребовали применить последствия недействительности такой сделки, потому что она нарушает ч. 1 ст. 14 Закона о торговле. Но в данных случаях нарушений нет», – поясняет нач. отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации Пермского УФАС Алла Лебедева.
Кстати
В Прикамье в последние три года растёт количество объектов торговли. По словам министра промышленности, предпринимательства и торговли края Алексея Чибисова, ежегодно их число увеличивается на 7%.
«Рост происходит прежде всего за счёт развития стационарных торговых объектов», – поясняет Алексей Чибисов.
По данным на 1 января 2018 года, фактическая обеспеченность жителей торговыми площадями по разным категориям объектов в нашем регионе превышает значение нормативов минимальной обеспеченности, утверждённых правительством края. Например, минимальная площадь стационарных торговых объектов должна быть 431,4 кв. м. на тысячу человек. Сейчас в Прикамье этот показатель – 816,3 кв. м. на тысячу жителей. Единственное исключение из этой радужной картинки – нестационарные торговые объекты, продающие печатную продукцию.
На 10 тысяч жителей края приходится всего 1,2 таких НТО. Это как раз соответствует минимальному нормативу.