Какие проблемы сегодня стоят на первом месте в агропроме региона? Как власти могут помочь руководителям хозяйств?
На эти и другие вопросы отвечает депутат Законодательного собрания Пермского края, руководитель рабочей группы по развитию законодательства в сфере агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий Николай Благов.
Кризисный опыт
Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: На что в первую очередь планируете обратить внимание в округе в ближайшее время?
Николай Благов: Многолетний опыт работы в различных областях, в том числе на руководящих должностях, научил меня быть кризисным управляющим. Поэтому есть способность находить выходы из трудных ситуаций. Это позволяет отвечать на вопросы жителей и решать их проблемы. Этим и буду вплотную заниматься в ближайшее время.
Каждая территория индивидуальна, везде есть свои нюансы. Не могу пообещать, что смогу разобраться со всеми вопросами. Но выходы из сложных ситуаций точно подскажу. Если мы с моей командой сможем помочь десяткам, сотням людей, то это уже будет исполнением моего долга и обязательств как депутата.
– Какие из проблем сегодня особенно волнуют население?
– Основная – это недостаточное финансирование агропромышленного сектора из регионального бюджета. У соседних территорий (Екатеринбурга, Тюмени, Кирова) субсидии и дотации для сельхозпредприятий гораздо выше, чем у нас. Нам нужно менять ситуацию. На рабочей группе мы уже проблему обсуждали, но будем возвращаться к этому вопросу. Думаю, в ближайшее время это будет главной темой. Руководитель региона и его команда – люди профессиональные. Они уже показали конкретные дела – к примеру, ремонт и строительство дорог. Есть заметные подвижки, высокая планка, желание работать и понимание, куда двигаться дальше. Считаю, что при нынешнем главе региона у нас будет увеличиваться казна. А дотации могут замереть.
Поэтому думаю, что на агропром нужно регулярно тратить 3% от консолидированного бюджета. Если в крае всё станет плохо, то и в сельском хозяйстве тоже. А если хорошо (будет расти промышленный кластер и количество налогов), то и в агропроме всё станет спокойно. Такой принцип фиксированного финансирования отрасли работает в некоторых регионах России и за рубежом. При таком раскладе не надо каждый раз спорить, сколько именно денег выделять. И министерство, и аграрии будут точно знать, на какую сумму можно рассчитывать.
При этом в зависимости от уровня экономики можно варьировать цифру (прибавлять или убавлять), но она должна оставаться фиксированной. Но так как я уверен, что денег в бюджете региона будет больше, то эти 3% сильно бы обнадёжили всех сельхозпроизводителей. Это хороший выход и для правительства, и для законодателей. Сразу отпадут лишние второстепенные вопросы, на которые парламентарии тратят время.
Ещё один момент касается транспортного налога. Все средства идут на строительство и ремонт дорог в крае. Результаты очевидны: состояние дорожного полотна за последнее время значительно улучшилось.
Многих аграриев волнуют изменения в законодательстве, которые касаются транспортных налогов. Считаю, что необходимо выработать механизм компенсации дополнительного налогового бремени через предоставление дополнительных субсидий и иных вариантов помощи сельхозпроизводителям, для которых повышение транспортного налога будет ощутимо. Будем искать законные методы для того, чтобы сохранить устойчивое положение в сельском хозяйстве.
За чем будущее?
– Какая сейчас ситуация с производством сельхозпродукции в крае и какой вы видите её в будущем?
– Известно, что Пермский край считается зоной рискованного земледелия. У нас очень сложно заниматься высокотехнологичными культурами, требующими больших затрат. Среди причин – климат, скудность почв, отсутствие квалифицированных кадров, а также упадок научной составляющей отрасли (нет своих хороших семеноводческих хозяйств, институтов).
Но у каждой медали две стороны. У нас есть свои плюсы – в Прикамье достаточно влаги для выращивания корнеплодов. Был, к примеру, колхоз Верхнемуллинский, где росли прекрасные овощи. Сегодня есть тенденция к возрождению. К примеру, в Осинском районе одно из тепличных хозяйств уже не первый год выращивает цветы.
Но ещё нам надо перепрофилироваться. Средняя урожайность по краю – 14-15 ц зерновых с гектара. Для сравнения: в Краснодарском крае – 70 ц с га. Чтобы вырастить столько в нашем регионе, нужно много трудозатрат – техника минимум восемь раз должна зайти в поле. А ведь топливо очень подорожало.
Моё предложение – заниматься многолетними травами. При этом не призываю отказываться от других направлений. Но выращивание кормовых бобовых растений может стать новым брендом региона. Все условия у нас для этого есть.
К примеру, козлятник растёт на одном месте 15-20 лет. Даёт два урожая в год. К тому же насыщает землю азотом и борется с сорняками, то есть после него можно смело сажать другие культуры. Предлагаю не только выращивать, но и перерабатывать траву в гранулированные корма. Заводы будут стоить относительно дёшево. Желающих купить такую продукцию уже сейчас много.
Конечно, пока это только идея. Но в Министерстве сельского хозяйства понимают, что это один из реальных вариантов развития сельхозотрасли. Предстоит ещё всё посчитать, изучить площади, оформить проект. Пока есть мысли поставить первый завод по производству гранулированных кормов в Лобаново. Стоимость – около 20-30 млн руб. Для производства это небольшие деньги. Подумывает о таком предприятии также один из аграриев в Оханском районе. Чтобы получилось воплотить идею в жизнь, нужно хорошо всё продумать и создать необходимые условия.
Обещания – в силе
– А как обстоят дела с проведением газа в населённые пункты? Этот вопрос волнует многих жителей.
– Все обещания, данные жителям округа по газификации территории, остаются в силе. В этом году прошло технологическое перевооружение (закольцовка), запустили газопровод среднего давления к компании «Чернушкастройкерамика».
В Чернушке также пустили распределительный газопровод среднего давления для подведения голубого топлива к земельным участкам, выделенным многодетным семьям.
С начала 2018 г. газ пришёл в 330 домов, ещё точнее – в 176 дворов в Куединском районе, в 112 – в Чернушинском и в 42 дома в Уинском районе. Количество подключений выросло в 2,5 раза во многом из-за решения губернатора о предоставлении субсидий на подключение некоторым категориям граждан.
Кстати
Надоевший борщевик
Депутат уверен: с ядовитым сорняком аграрии могут бороться сами. Он вместе со своей командой изучил опыт «войны» с борщевиком в других регионах. Оказалось, что даже там, где применяли химические вещества, избавиться от проблемы не удалось: лишь зря потратили деньги, нанеся вред экологии. Парламентарий по своему опыту знает: борщевик полностью уходит с земли за четыре-пять лет. Нужно только вовремя скашивать его (пока не появились зонтики с семенами). Ещё один способ – интенсивное земледелие. К слову, тот самый козлятник, который депутат предлагает выращивать в Прикамье в промышленных масштабах, отлично борется с борщевиком. Можно прогнать вредное растение и с земли, пролегающей вдоль дорог. К примеру, обязать подрядчиков следить не только за состоянием асфальтового полотна, но и за расчисткой от борщевика.
Коснутся ли налоги аграриев?
Недавно депутаты Заксобрания в окончательном чтении приняли проект закона о новых правилах начисления транспортного налога в регионе.
Изменения коснутся закона «О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае». Корректировкам подверглись ставки транспортного налога и параметры их установления.
Налоговая ставка будет зависеть от возраста и мощности легковых автомобилей. Для машин старше пяти лет ставка будет снижена. Понизят ставки для автомобилей до 100 л. с. (с увеличением возраста автотранспорта), а также для автомобилей с мощностью от 150 до 200 л. с. Владельцев транспортных средств мощностью более 200 л. с. ждёт рост платежей.
Как пояснили в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, повышение транспортного налога коснётся только личного транспорта или дорожной техники сельхозтоваропроизводителей. У них есть налоговая льгота, поэтому, по ст. 357 Налогового кодекса РФ они не платят транспортный налог за тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, автомобили для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), которые зарегистрированы на сельхозтоваропроизводителей и используются при сельхозработах и для производства сельхозпродукции.
Что выгодно в нашем регионе?
Министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Александр Козюков:
«Финансирование сельского хозяйства происходит по государственной программе. По поручению губернатора работают фиксированные ставки на один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, на один гектар посевных площадей, на содержание маточного поголовья скота. Размер господдержки АПК будет зависеть от количества и стоимости воплощённых в жизнь инвестиционных проектов.
Действительно, на территории края перспективно заниматься производством грубых и сочных кормов, поскольку климатические условия и запас влаги позволяют хорошо расти многолетним и однолетним травам. Впрочем, в нашем регионе выгодно корма не только выращивать, но и перерабатывать. Но прежде чем строить завод по переработке травы в гранулированные корма, нужно оценить рынок и подготовить инфраструктуру.
В основном борщевик Сосновского растёт по обочинам дорог, на окраине лесов и полей. Он заселяет необрабатываемые сельхозугодья, земли общего пользования, а также территории населённых пунктов. Сейчас по поручению главы региона краевой Минсельхозпрод разрабатывает комплексную программу по борьбе с растением. На наш взгляд, должно быть разграничение зоны ответственности между собственниками земельных участков по уборке борщевика независимо от вида собственности».
Как живут в районах?
Глава Чернушинского района Михаил Шестаков:
«Сельское хозяйство в районе специализируется на молочно-мясном направлении. В 2018 г. предприятия посеяли 100% яровых зерновых и зернобобовых культур. Посевная площадь больше прошлого года на 359 га. Заготовили 24,7 ц кормовых единиц на условную голову скота. Собранный урожай – 15,5 тыс. т зерна, что на 1,5 тыс. т больше прошлого года. Валовый надой молока тоже больше показателей 2017 г.
Несмотря на повышение производственных показателей, финансы остаются на уровне прошлого года, поскольку закупочная цена молока не изменилась, а цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ), запчасти и прочее выросла. Среди главных проблем – нехватка кадров (недостаточно специалистов), старая техника (особенно зерноуборочные комбайны), низкая зарплата в отрасли, высокие цены на ГСМ, низкие закупочные цены на продукцию и высокие цены на удобрения.
Что касается проблемы борьбы с борщевиком, то это очень серьёзная работа. За один-два года растение не искоренить. Здесь нужна специальная программа по борьбе с данной культурой на четыре-пять лет с материально-техническим обеспечением. Борщевиком заросли невостребованные паевые земли, которые не обрабатываются и не скашиваются. В Чернушинском районе их 4,5 тыс. га.
Считаю, что для улучшения ситуации в сельском хозяйстве в районе нужно сохранить и приумножить потенциал сельскохозяйственных предприятий».