Примерное время чтения: 7 минут
2023

Реформа на колёсах. Какие изменения в работе транспорта ждут пермяков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Прикамье 24/03/2021
Сейчас пассажиропоток в Перми на 10-15 % ниже, чем был до пандемии.
Сейчас пассажиропоток в Перми на 10-15 % ниже, чем был до пандемии. / Елена Болотова / АиФ

В последнее время в работе общественного транспорта Перми очень многое изменилось – перекроили маршруты, отредактировали правила бесплатной пересадки… Только успевай запоминать и приспосабливаться! А теперь могут исчезнуть кондуктора.

Какие ещё нововведения впереди? Будет ли реакция на жалобы пермяков? На эти вопросы ответил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин

Не всё гладко

Оправдала ли себя транспортная реформа в Перми?

«Пермь – один из первых городов, где так серьёзно изменили работу общественного транспорта. Опередила нас только Тверь. При этом сейчас все города так или иначе должны выбрать, каким путём развивать городской транспорт. Что у нас получилось хорошо, а что не очень? Из положительных моментов – у нас серьёзно обновился парк транспорта: сейчас средний возраст автобуса – три года (год назад был 12 лет). Обновляются и автобусы, и трамваи. Появилась возможность оплачивать проезд удобным  способом (при помощи банковской или транспортной карт, мобильника), бесплатно пересаживаться с одного автобуса на другой. В районах, где раньше была нехватка транспорта (жители Кировского и Орджоникидзевского районов жаловались, что автобусы приходится брать штурмом), сейчас ситуация иная. Но есть и отрицательные стороны. Наверное, 90 % всех негативных отзывов связано с изменением маршрутной сети. В основном обращения поступают от жителей центральной части города. Потому что в отдалённых районах мы увеличили количество транспорта, а в центре закрыли дублирующие маршруты».

Поднялась ли транспортная отрасль после пандемии?

«Пандемия стала одним из непредвиденных факторов, который сильно осложнил проведение реформы. Пассажиропоток и доходы транспортной отрасли сильно просели. Это затрудняет дальнейшее развитие. Например, за 2020 г. пассажиропоток снизился относительно 2019 г. на 34 %. Сейчас ситуация несколько лучше. Мы выбрались из ямы. До прошлогодних значений (когда ещё не было пандемии) нам не хватает 10-15 %. Первостепенная задача – решить экономическую проблему. Нужно понять, какие объёмы перевозок сейчас, и выстроить экономику отрасли, в том числе – попытаться решить проблемы, которые есть. Хочется верить, что у нас не будет больше потрясений. Тогда во втором-третьем квартале мы выйдем на стабильные показатели и начнём двигаться вперёд в части развития».

Почему на транспортную карту не сразу приходят деньги? Её нельзя заблокировать через приложение, если украли. Как здесь будете работать?

«У нас работает единая краевая система. Её заказывало Министерство информационного развития Пермского края. И здесь совместно с ним нужно работать над её совершенствованием. Уже есть планы, понятно, куда двигаться. Что касается утери карты. Мы запустили тарифное меню, чтобы человек мог выбрать, как ему удобнее оплачивать проезд, где у него меньше рисков. Есть формат банковской карты, которая блокируется по звонку в банк. Есть формат транспортной карты, куда можно положить, например, 100 рублей, чтобы не бояться потерять большую сумму денег».

Почему багаж нельзя оплатить транспортной картой? Сумка на колёсиках считается багажом? 

«Бесплатно по федеральному законодательству можно перевозить багаж, совокупные размеры которого не превышают 120 см. Грубо говоря, это кубик 40х40х40 см. Действительно, багаж транспортной картой оплатить нельзя. Можно оплатить либо банковской картой, либо наличными. При этом плата взимается, когда размер багажа достаточно серьёзный. Рулеткой никто его не вымеряет».

Прощай, кондуктор?

Как продвигается внедрение устройств для оплаты проезда без кондукторов?

«Сейчас почти 80 % транспорта оснащено стационарными валидаторами, работают они на трёх маршрутах. По итогам эксперимента (завершится он к апрелю) мы решим, включаем ли устройства повсеместно, будут ли они работать с сохранением кондукторов. Или же перейдём на работу без последних. В трамваях тоже появятся стационарные валидаторы. Даже в том случае, если останутся кондуктора. Пассажиры маршрутов, на которых проходит тестирование, говорят, что это удобно. Не надо ждать кондуктора, не надо копаться с мелочью. Зашёл, приложил карту – и проезд оплачен. Наши контракты обязывают перевозчика устанавливать такое оборудование и при наличии кондукторов». 

Изменится ли система оплаты в маршрутках? 

«Федеральное законодательство говорит, что существует два вида перевозок: по регулируемым (это весь новый транспорт) и нерегулируемым тарифам (когда перевозчик самостоятельно определяет цену поездки, сюда относятся маршрутки). Со временем весь общественный транспорт в Перми (неважно, маленькие это автобусы или большие) должен перейти на регулируемые тарифы. Сейчас маршрутки дорабатывают по тем свидетельствам, которые им выданы ранее. С конца 2022 г. – начала 2023 г. их либо переведут на регулируемые тарифы, либо (если маршрут менее востребован жителями) закроют».

О бескондукторной оплате: когда автобус забит, неудобно подходить к водителю для оплаты проезда. А валидатор пишет: «Обслуживание невозможно». Ехать «зайцем»?

«Эксперимент идёт не столь идеально. Для чего его запустили? Чтобы выявить все проблемы на нескольких маршрутах. Если б такую систему запустили одновременно во всём городе, был бы социальный взрыв. Действительно, есть некоторые технические проблемы. Как правило, они связаны с картами отдельных банков, некоторыми моделями валидаторов, установленными в транспорте. Сейчас есть понимание, как отработать и устранить недочёты».

Что будет с кондукторами, если вы решите их убрать? Им помогут с трудоустройством? 

«Мы окажем максимально возможную помощь в переквалификации и трудоустройстве кондукторов. Часть из них может стать контролёрами. У самих перевозчиков есть потребность в кадрах. Это водители (есть примеры, когда кондуктор учился на водителя), диспетчерский персонал. Также через службу занятости организуем обучение кондукторов тем специальностям, которые им близки: кассиры, продавцы… Это будет бесплатно. По линии социальной поддержки есть возможность обучиться другой специальности». 

В связи с запретом высаживать детей жалуются ли перевозчики на безбилетный проезд?

«Перевозчики, как правило, не жалуются, потому что сейчас получают плату за объём работы: чем больше автобус проехал километров, тем больше заработал перевозчик. Контроль за оплатой проезда – это уже обязанность администрации. Всплеска безбилетного проезда со стороны детей пока не зафиксировали. Мы ожидали, что будет больше «зайцев» после введения бескондукторной оплаты, но основная часть пассажиров – это добросовестные, порядочные люди, которые покупают билеты». 

Трамвайный вопрос

Когда начнётся строительство трамвайных путей в Кондратово, до аэропорта, нового зоопарка?

«Пока преждевременно говорить о строительстве трамвайных путей в Кондратово и до аэропорта – это планы на будущее. Сейчас в работе проект по строительству линии в микрорайон Парковый. Она предусмотрена генеральным планом. Линия пойдёт от площади Гайдара через улицу Углеуральскую и проспект Парковый до улицы Куфонина. Сейчас решается, будет проект реализован только за счёт бюджета или с участием частного партнёра. Следующим шагом может стать строительство путей в сторону Садового».

Когда все трамваи заменят на новые?

«У трамвая есть срок службы – примерно 15 лет. Хочется верить, что весь парк обновится достаточно скоро. Сейчас 24 трамвая – это «Львята» и «Львы», ещё 40 – низкопольные вагоны, которые приобретали около десяти лет назад. В бюджете запланированы средства на продолжение закупок. Мы постараемся в ближайшее время увеличить парк новых вагонов».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах