aif.ru counter
15.11.2018 15:43
120

Смертельное напряжение. Почему подростков притягивают опасные объекты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 14/11/2018
Валерий Христофоров / АиФ

Что же ими движет? Как уберечь подрастающее поколение от роковых ошибок?

Предостеречь от ошибки

Ответственность за то, чтобы дети не пострадали на опасных объектах, зачастую лежит на их собственниках. Чтобы не допустить ЧП, многие предприятия разрабатывают серьёзные программы по предотвращению несчастных случаев среди детей и подростков. Вот как это делают в филиале ОАО «МРСК Урала»-«Пермэнерго»

«Мы воплощаем в жизнь целый комплекс мероприятий по профилактике электротравматизма среди населения. Наши специалисты рассказывают в детских садах, школах, летних лагерях о правилах поведения вблизи энергообъектов, разъясняют значение размещённых на электрооборудовании предупреждающих знаков и плакатов безопасности, демонстрируют приёмы оказания первой помощи пострадавшему от воздействия электрическим током. С начала 2018 г. провели более 500 таких занятий для 14 тысяч человек, – рассказывает заместитель главного инженера по производственной безопасности и производственному контролю «Пермэнерго» Алексей Голдырев. – Помимо масштабной просветительской работы, выполняем мероприятия по повышению технической защищённости наших объектов».

Энергетики устанавливают стационарные замки, сигнализацию на открывание дверей, размещают знаки безопасности. Также выносят воздушные линии и трансформаторные подстанции за территорию школ, детских площадок и заменяют на воздушных линиях неизолированный провод на самонесущий изолированный провод (СИП).

Специалисты регулярно осматривают трансформаторные подстанции, электроустановки, ЛЭП. При необходимости тут же устраняют дефекты. Работает специальная телефонная линия. Позвонив по номеру 8-800-25-01-220, можно сообщить о какой-то неисправности.

«Практика показывает, – говорит Алексей Голдырев, – что усилий одних только энергетиков недостаточно. Нужно повышенное внимание родителей к этой острой теме. Но пап и мам нужно вооружить знаниями о том, почему дети и подростки стремятся совершать экстремальные поступки».

Причина – невнимание

В психологии такое поведение называется рискованным. Причины его, по словам экспертов, чаще всего не в том, чтобы похвастаться перед сверстниками своим бесстрашием. Корень проблемы стоит искать в семье.

«Рискованное поведение – это последняя точка, которая говорит о том, что ребёнок пытается привлечь внимание родителей. У него явно есть проблемы, которые могут быть связаны с учёбой, отношениями со сверстниками, неразделённой любовью и т. д. Внешне их можно не увидеть, но внутри ребёнок переживает какую-то травматическую ситуацию, – считает детский психолог Наталия Першина. – Ещё одна причина такого поведения – месть родителям. Такое часто бывает, к примеру, после развода, когда один из родителей вновь вступает в брак и начинает меньше времени и внимания уделять ребёнку. Когда дети начинают подвергать себя риску, можно быть уверенным: это их крик о помощи. Так они пытаются сказать: «Я существую! У меня есть проблемы, интересы. Обратите на меня внимание!»

Есть тип детей, которые по натуре «воины»: им надо показать себя, защитить слабого, проявить физическую силу и силу воли, сделать что-то на слабо. Нервная система в подростковом возрасте достаточно подвижная. Эксперты считают, что в таких ситуациях важную роль играет окружение ребёнка – его друзья, знакомые, родственники. В первую очередь атмосфера взаимопонимания, дружественности и любви должна царить в семье.

Влияет на подростков и информационное поле – телевидение, компьютерные игры, сообщения в СМИ. Зачастую через эти каналы транслируется слишком много негатива.

«Это так называемые информационные вирусы, с которыми надо бороться, – продолжает разговор Наталия Першина. – Чаще всего я советую в этом случае меньше смотреть телевизор и родителям, и детям. Обычно этого достаточно для того, чтобы у ребёнка нормализовалось психологическое состояние. Сегодня должна быть культура потребления информации».

Прививка от риска

Чтобы избежать опасной реакции детей на сложности жизни, следует обратить внимание на их поведение в Интернете. Каждый родитель должен представлять, на какие страницы заходит его чадо и чем интересуется. По словам психолога, даже по тому, какие картинки выкладывает ребёнок на своей странице, уже можно понять, всё ли у него в порядке.

«Важно также общаться с друзьями ребёнка, их родителями, знать, чем он увлекается и занимается после школы, как складываются отношения с учениками и учителями, – говорит психолог. – Хорошо, если у ребёнка есть возможность какого-то эмоционального выхода – занятия спортом или творчеством. Если же он сосредоточен только на уроках, то психологически зажимается, и его чувства могут найти некон­структивный выход. Продолжая тему рискованного поведения: просто так дети никогда не будут себе вредить. Это критическая стадия состояния ребёнка. И корень проблемы, на мой взгляд, часто лежит в системе образования. Из неё совсем ушёл воспитательный процесс. Знания и оценки – это хорошо. Но если при этом страдает психика ребёнка, с этим надо срочно что-то делать. Почему-то никто не диагностирует уровень стресса ребёнка, а ведь накопленное нервное напряжение может привести к экстремальным поступкам».

Лучший способ не допустить рискованного поведения – учить ребёнка не причинять боль, любить себя и окружающих, принимать себя и других такими, какие они есть на самом деле. Важно также общение со школьными психологами, завучами по воспитательной работе, классными руководителями. В идеале надо привлекать их не когда дело дошло до кризисной ситуации, а постоянно.

Кстати

Если ребёнка тянет к экстремальным занятиям, лучше направить его энергию в мирное русло: отдать в спортивную секцию. Оптимальный вариант – восточные единоборства, где есть не только физическая составляющая, но и нравственная.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество