Работа — это не только про задачи и зарплату, но и про отношения в коллективе. К сожалению, иногда они становятся главным источником стресса. Как отличить просто странного сотрудника от токсичного? Что делать, если весь офис настроен против вас? И как уволиться, не сжигая мостов? На эти и другие острые вопросы отвечает психолог Мария Ощепкова.
Дискомфорт для всех
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Как понять, что коллега токсичный, а не просто странный? (Может, это я душный?)
— Токсичный коллега — это человек, который своим поведением создает дискомфорт и напряжение для всего окружающего его коллектива. Он может манипулировать, может быть резким, циничным и очень негативным. Его негатив может выражаться прямо — в виде конфликта, унижений, оскорблений или пассивной агрессии. Есть семь типов токсичных коллег: газлайтер, жертва, сплетник, пассивный агрессор, нарцисс, меркантильный, соперник. После общения с таким человеком вы чувствуете себя опустошённым и злым, он нарушает ваши границы и вам хочется защищаться.
— Почему в одних коллективах все дружат, а в других — сплетничают за спиной?
— Есть несколько главных причин:
1. Стиль руководства. Менеджеры или управляющие, которые создают открытую и прозрачную атмосферу, формируют позитивный климат в коллективе. Руководители, допускающие сплетни и не уделяющие внимание коммуникации, только усугубляют ситуацию.
2. Культура компании. В компаниях с высокой конкурентной средой и отсутствием доверия сплетни более распространены.
3. Особенности личности самих сотрудников. Сплетничать может человек с низкой самооценкой, чтобы почувствовать себя увереннее, привлечь внимание или манипулировать другими.

— После работы с токсичными людьми чувствуешь себя как выжатый лимон, из-за чего?
— Главной ловушкой являются чувства злости и вины за то, что мы не можем защитить себя. Не можем выстроить границы и боимся плохих отношений. Мы пытаемся выйти из этого замкнутого круга, но снова наталкиваемся на новые барьеры. Тогда наступает опустошённость, тяжесть и чувство уныния.
— Правда ли, что в крупных компаниях токсичности больше?
— Нельзя однозначно сказать. Токсичность на рабочем месте во многом зависит от культуры и руководства, а не от размера.
— Если коллега постоянно перекладывает на вас свою работу, как сказать ему «нет» без конфликта?
— С таким коллегой важно быть вежливым, но твёрдым. Объясните, что у вас достаточно нагрузки, предложите найти другое решение проблемы. Только избегайте извинений и оправданий, они могут быть восприняты как слабость. Если проблема не решается, попросите помощи у начальства.
— Можно ли «отшить» сплетника, который лезет с «а ты знаешь, что о тебе говорят»?
— Основная цель этого типа токсичных коллег — создать коалиции и манипулировать информацией. Такого человека лучше игнорировать или спрашивать открыто, всем ли он так говорит или только вам.
Главной ловушкой являются чувства злости и вины за то, что мы не можем защитить себя. Не можем выстроить границы и боимся плохих отношений. Мы пытаемся выйти из этого замкнутого круга, но снова наталкиваемся на новые барьеры.
— Как реагировать на пассивную агрессию в рабочих чатах?
— Реагировать нужно спокойно! Не отвечайте агрессией, не поддавайтесь на провокации. По возможности, предложите обсудить проблему лично. Если проблема не решается, установите границы. Ни в коем случае не вините себя! Помните, пассивная агрессия — это проблема того, кто её проявляет.
— Что делать с коллегой, который вечно ноет, но ничего не меняет?
— Это тип токсичных коллег «вечная жертва». Попробуйте перенаправлять разговор к решению проблемы, предложите помощь, но если проблема системная, то лучше выстроить жёсткие границы.
— Как быть, если начальник играет в любимчиков, а я не в их числе?
— Если вы не входите в число фаворитов для руководителя, важно не опускать руки и сохранять профессионализм. Для начала проанализируйте ситуацию, может это только ваше субъективное восприятие. Попробуйте поговорить с начальником наедине и объяснить свои чувства. Если вы ощущаете, что игра в любимчиков негативно влияет на вашу работу, обратитесь к вышестоящему руководству или в отдел кадров. Попросите помощи в решении проблемы. Попробуйте сосредоточится на себе, развивайте свои профессиональные навыки. Также избегайте бурных эмоций и личных оценок.
— А если в коллективе есть «офисный пиарщик», который выставляет себя героем за ваш счёт?
— Прежде всего, сохраняйте спокойствие и установите чёткие границы. Попробуйте поговорить с коллегой наедине, выясните причину такого поведения и объясните, что вам неприятно. Обозначьте, что это для вас неприемлемо. Если ситуация повторяется, попробуйте вести записи ваших достижений, которые коллега присваивает себе. Обратитесь к вашему руководителю, объясните ситуацию и предоставьте доказательства.
Личные границы
— Как не срываться на коллег, когда сил уже нет?
— В моменте, когда вы на грани срыва, попробуйте остановиться, сделать паузу, глубоко дышать, возможно отойти в уборную и умыться холодной водой. Поговорите с близким для вас коллегой, объясните свои чувства, попросите помощи. Также важно комплексно работать над причинами усталости и стресса (внешними и внутренними). Если проблема длится долгое время, обратитесь за помощью к специалисту, не доводите себя до выгорания.
— А если коллега провоцирует на эмоции?
— Можно ли троллить токсичного коллегу в ответ?
— Такой способ, скорее, не решит проблему, но сделает вас таким же в глазах других. Троллинг может спровоцировать ответную негативную реакцию, сделает вас частью этой токсичной среды, может негативно сказаться на вашем имидже. Придерживайтесь более конструктивных стратегий, таких как игнорирование, обозначение своих границ или обратитесь к руководству. Помните, изменить другого человека невозможно, лучше сосредоточьте внимание на своём поведении и реакциях.
— Как не тащить офисные конфликты домой?
— Учитесь разграничивать рабочее и личное время. Завершайте конфликты на работе, чтобы нерешённые проблемы не нести домой. Развивайте навыки управления стрессом: глубокое дыхание, медитации, физические нагрузки. Дома ни в коем случае не обсуждайте работу.
— Нормально ли врать про «срочные дела», чтобы избежать корпоратива?
— Отказ от корпоратива — это право, а не обязанность! Чтобы не создавать впечатления избегания, лучше тактично, вежливо и честно объяснить причину. Вместо того, чтобы придумывать причину, лучше просто напишите, что не сможете прийти.
Учитесь разграничивать рабочее и личное время. Завершайте конфликты на работе, чтобы нерешённые проблемы не нести домой.
— Если я не хочу «дружить семьями» с коллегами, как не чувствовать себя виноватым?
— Чувство вины — оно, как правило, нам кем-то навязано. Если оно возникает, значит есть убеждение, что «дружить семьями» нужно, важно, обязательно. Откуда эта идея? Из семьи, прошлого опыта работы, из школы, университета? Вы имеете право не хотеть дружить с коллегами, примите своё желание, не опираясь на жизни и советы других. Учитесь ставить границы и сохранять нормальные отношения только в рамках работы.
Когда пора увольняться
— Если весь офис токсичный — это я попал(а) в ад или мне кажется?
— Так бывает, что весь офис живет в токсичной атмосфере. Но токсичность на работе не является нормой, стоит принять меры — поговорить с руководством, попробовать поменять отношение или задуматься об уходе.
— Когда пора увольняться, если работа превратилась в токсичные разборки?
— Прежде чем принять окончательное решение об увольнении, важно с холодной головой оценить обстановку, насколько всё-таки среда токсичная. Подумать, есть ли другие варианты, кроме увольнения. Вот несколько признаков, когда увольнение неизбежно:
1. Если ваше здоровье находится под угрозой.
2. Если вы не видите перспектив для профессионального роста.
3. Если вы попробовали все методы изменить ситуацию или отношение к ней, но ничего не меняется, увольнение может быть единственным выходом.
Важно настроить себя на то, что увольнение — это не провал, а вариант начать сначала на новой работе, которая будет приносить больше удовольствия.
— Как объяснить на собеседовании, что ушёл(а) с прошлой работы из-за склочного коллектива?
— Важно избегать негативных высказываний в адрес бывших коллег и руководства. Сделайте акцент на желании найти более благоприятную рабочую среду, которая поможет профессиональному росту и эффективной командной работе.
Совладать с ураганом внутри. Зачем подростки ранят себя и как это остановить
Берём с собой кота? Как побороть страх переезда
Миссия — достать из телефона. Чем чревато злоупотребление гаджетами
Начальник — не мама. Как побороть страх на первой работе
Избавиться от синдрома Золушки. Как перестать быть послушным