Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 8 минут
71

Видеть прекрасное. Кому стоит поступать на биолога

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 37. АиФ-Прикамье 10/09/2025
У студентов есть возможность пройти практику в ботаническом саду
У студентов есть возможность пройти практику в ботаническом саду Ботанический сад ПГНИУ

В Перми множество вузов, где молодые пермяки могут получить практически любую профессию. В числе востребованных сегодня, по словам специалистов от мира науки, – биологи. Они нужны на агропредприятиях, в структурах власти, вузах, школах, селекционных лабораториях, фармацевтических компаниях и т. д. Кому подойдут связанные с биологией профессии? Нужно ли обладать особым складом ума? Какие качества эта стезя развивает в человеке? Об этом «АиФ-Прикамье» рассказал директор Ботанического сада им. А. Г. Генкеля ПГНИУ, председатель Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Сергей Шумихин.

Спрос есть

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Насколько биофак сегодня востребован у абитуриентов?

Сергей Шумихин: Если судить по количеству ежегодно поступающих от абитуриентов заявлений на бюджетные места, то все специальности факультета достаточно востребованы. К примеру, на специальность «биология» конкурс в 2025 г. составил 6,2 человека на место, по направлению «Экология и природопользование» он был ещё больше. Проходной балл в зависимости от специальности колебался от 157 до 183.

— Чем привлекает ребят биология?

— Прежде всего возможностью познакомиться с миром растений, с различными сторонами жизни представителей флоры. Плюс развитие биотехнологий (технологические процессы, которые реализуются с использованием биологических систем: живых организмов и компонентов живой клетки. – Авт.) – сегодня это одно из приоритетных направлений в стране. Многие эксперты считают, что за ними будущее. Это история о получении особых штаммов микроорганизмов не только для фармацевтических целей, но и, к примеру, для борьбы с нефтяными загрязнениями. Наука может открывать множество возможностей. Но, чтобы разрабатывать биотехнологии, необходимо обладать фундаментальными знаниями, которые можно получить только в вузе. Также в стране взят курс на импортозамещение, в том числе – в плане производства сельскохозяйственной продукции. От этого зависит, насколько наше население будет обеспечено продовольствием, сможем ли мы экспортировать часть урожая за границу, что важно для развития экономики России. Активно ведётся селекционная работа — выводятся улучшенные сорта самых разных растений. Одна из площадок, к примеру, — Ботанический сад им. А. Г. Генкеля ПГНИУ. Помимо прочего, учёба на биолога предполагает изучение биоразнообразия (животных, растений) и почв.

— Многие выпускники называют лучшими моментами жизни практику «в полях»… Почему они так считают?

— У нас не так много факультетов, которые имеют полевые учебные практики. А студенты-биологи путешествуют почти по всей стране. Уже на этом этапе они заключают договоры с предприятиями, заповедниками, а потом, после обучения, устраиваются в те же места, где проходили практику, поскольку работодатель уже знает, что перед ним хороший специалист.

— Знание биологии бывает необходимо и в повседневной жизни?

— Безусловно. У биолога всегда богатый урожай на дачном участке, здоровые домашние растения. Он понимает, как устроена природа, что необходимо живым организмам, как создать условия, которые комфортны одновременно и для человека, и для представителей флоры, знает механизм действия лекарств, которые производят из натуральных ингредиентов.

. У биолога всегда богатый урожай на дачном участке, здоровые домашние растения
. У биолога всегда богатый урожай на дачном участке, здоровые домашние растения, он понимает, как устроена природа Фото: Ботанический сад ПГНИУ

— Почему студенты-биологи с такой легкостью находят занятие в других сферах?

Базовое классическое образование позволяет сделать свою жизнь комфортной, даже если человек решил посвятить себя другой профессии. Университет учит широко мыслить, видеть взаимосвязь между явлениями, анализировать разные процессы, обучаться самостоятельно, находить выход из самых сложных ситуаций.

Быть увлечённым человеком

—Какими качествами должен обладать молодой человек для того, чтобы стать хорошим биологом или экологом? Как понять, что это его призвание?

—Прежде всего, нужно искренне интересоваться живыми организмами, быть увлечённым человеком. Большое значение имеет посыл, который идёт в детстве от родителей. Именно они прививают ребёнку интерес к окружающему миру, его обитателям, закономерностям, знакомят с садоводством. Это очень хорошая основа для дальнейшего становления человека как полноценной личности, развития у него уважения к природе.

—Когда мы устаём, то отправляемся за город. Считается, что чистый воздух, красивые пейзажи и тишина успокаивают. А что происходит с человеком, когда общение с природой —это его работа? У него суперкрепкая психика, которой нипочём любой стресс?

— Такая работа, безусловно, даёт душевное успокоение, привносит в жизнь гармонию. Также она воспитывает ответственность и чуткость, поскольку растения в отличие от животных, способных проявлять эмоции, не могут показать человеку недовольство или сообщить, что им плохо. Поэтому необходимо уметь анализировать любые изменения в их состоянии, помогать им, правильно подбирая подкормки, условия выращивания, инсектициды. Помимо прочего обучение на биологическом факультете способствует развитию чувства вкуса, учит видеть прекрасное даже в кажущихся неприглядными вещах.

—Чем интересна работа биолога?

—Студентам, которые проходят практику в Ботаническом саду, очень нравится изучать наш коллекционный фонд (а он — один из самых крупных в России), участвовать в селекционной работе —выводить сорта, которых больше нигде нет. Таким образом молодой учёный может войти в историю как автор важного открытия. Ведь результаты успешной селекции остаются на века и всегда востребованы.

Студентам, которые проходят практику в Ботаническом саду, очень нравится изучать коллекционный фонд
Студентам, которые проходят практику в Ботаническом саду, очень нравится изучать коллекционный фонд Фото: Ботанический сад ПГНИУ

—А есть примеры успешной карьеры после окончания биофака?

—Среди только моих выпускников четыре кандидата наук. Это очень приятно. Они проходили практику в Ботаническом саду им. А. Г. Генкеля, окончили биологический факультет, затем продолжили обучение в аспирантуре в разных институтах. Получили учёные степени. С одной из моих аспиранток, кандидатом биологических наук Мариной Чертковой, мы являемся авторами пяти сортов гладиолуса и трёх сортов флокса. Сейчас она работает заместителем директора по научной работе Ботанического сада. Все новые сорта запатентованы. Названия, как правило, связаны с университетом. Это, например, гладиолусы: «Профессор Александр Генкель» (основатель Ботсада), «Селенит», «Седой Урал», «Уралочка», «Пермский Сувенир». Также запатентованы три новых сорта флокса: «Полосатик», «Наталья Полякова», «Профессор Демьянова». Начиная с 2003 г., мы собираем коллекцию растений, занесённых в Красную книгу Пермского края. С 2008 г. эта деятельность проводится благодаря финансированию регионального Минприроды. Мы переносим редкие растения из среды произрастания в Ботанический сад для изучения и размножения. Затем они возвращаются в природу. Так нам удалось восстановить популяции некоторых видов.

— Сложно поступить на биолога?

—Нужно иметь соответствующие знания. До внедрения ЕГЭ, мне кажется, поступить в вуз было сложнее. Но педагоги могли ещё во время вступительных экзаменов пообщаться с абитуриентом, понять, на- сколько он заинтересован в обучении, годится ли для выбран- ной им специальности, умеет ли размышлять. А сейчас дети проходят тесты, и мы с ними знакомимся только на первом курсе. Конечно, и у ЕГЭ есть свои плюсы. Главное —чтобы молодой человек искренне интересовался природой.

— В каких сферах работают молодые биологи?

— Наши выпускники трудятся не только в школах, заповедниках и специализированных организациях, но также уходят в юриспруденцию, экономику, банковское дело. Ребята могут проявить себя где угодно. Если они дополнительно получают педагогическое образование, то работают в школах, колледжах. Кто-то ведёт научную деятельность, поступая в аспирантуру, а затем находит вакансию в одном из научных институтов и устраивается туда. Без работы не остаётся никто.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах