Бывшая учительница школы № 114 в Перми обратилась в департамент образования с жалобой на действия директора, которая, по её словам, не только склоняет педагогический состав занижать оценки ученикам с ОВЗ, но и годами покрывает действия своей дочери — учительницы начальных классов, которую уже уличали в том, что она завязывала первоклассникам рукава и заклеивала рот ребёнку скотчем. Подробнее о ситуации, годами продолжающейся в инклюзивной школе, — в материале сайта perm.aif.ru.
Дело семейное
В редакцию perm.aif.ru обратилась мама одной из учениц школы № 114. Женщина рассказала о проблемах в учебном заведении: по её словам, администрация школы оказывает давление не только на учеников, но и на педагогов, которые защищают детей.
Perm.aif.ru ознакомился с некоторыми свидетельствами, которыми родители школьников делились в закрытых чатах, а также с текстом обращения в департамент образования, написанным бывшей сотрудницей СОШ № 114 — учитель не только описывает ситуацию, сложившуюся в коллективе на момент своего увольнения, но и перечисляет конкретные случаи нарушения профессиональной этики, которые якобы на протяжении нескольких лет допускала директор школы Валентина Федотова и её дочь Василиса Чистова, работающая в учреждении учительницей начальных классов.
Кроме того, perm.aif.ru изучил текст решения суда, связанный со случаями побоев в отношении учеников начальной школы, а также материалы пермской общественной активистки Людмилы Ёлтышевой, которая ещё в 2021 году била тревогу из-за происходящего в учебном заведении.
Как следует из упомянутых судебных документов, первые проблемы в отношениях Василисы Чистовой с учениками начались в 2017 году — в первый же год её работы в школе № 114.
Инклюзия и абьюз
65-летняя Валентина Федотова возглавляет СОШ № 114 уже 15 лет — с июня 2009 года. В 2017 году работать в школу устроилась и её дочь, Василиса Чистова. В тот же год учреждение стало победителем конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
В 2022 году в интервью изданию «Такие дела» Валентина Федотова рассказывала, что региональных доплат, которые школа получает за учеников с ОВЗ, не хватает для полноценного обеспечения учреждения необходимыми специалистами. Учителям и дополнительным специалистам приходится повышать нагрузку, чтобы сохранить зарплату на достойном уровне.
«Как я себя чувствую психологически, честно? — говорила Федотова в интервью. — Когда я в системе, очень многие вещи не могу говорить. Как только меня из этой системы вышибут, я, наверное, буду правозащитником. Я тогда многое смогу сказать буквально, по-русски, как думаю».
Пока в школе изъясняется «по-русски» дочь директора Василиса Чистова. Как следует из обсуждений в родительском чате и заявления в департамент образования от одного из бывших педагогов, в ноябре 2024 года у сына Василисы Чистовой возник конфликт с одним из одноклассников (мальчик, как и другие внуки Валентины Федотовой, учится в школе № 114) — тот прилюдно унизил восьмиклассника. В результате дети подрались. Когда Василиса Чистова узнала о произошедшем, она в присутствии детей и коллег накинулась на обидчика сына, назвала его «крысой», нецензурно выругалась в его адрес, а также, как утверждают очевидцы, попыталась физически напасть на ученика, но её сдержал оказавшийся свидетелем ситуации учитель физкультуры.
В октябре 2022 года учительница схватила за руку третьеклассника, велела ему «закрыть рот» (это следует из жалобы его мамы директору, с текстом которой ознакомился perm.aif.ru) и через всю школу протащила вырывающегося мальчика в кабинет Валентины Федотовой. Когда после воспитательной беседы школьника отпустили на урок, там он залез под парту и начал реветь, его увела учительница. Как утверждает бывший сотрудник школы, в результате этого инцидента извиняться пришлось не педагогу, а маме мальчика — перед Василисой Чистовой.
Многочисленные свидетельства о грубых высказываниях учительницы начальных классов («мне насрать», «закрой рот») при детях, выражениях «проститутки» и «стриптизёрши» в адрес одетых не по форме школьниц, а также физическом воздействии к детям (к примеру, во время экскурсии она якобы ударила восьмиклассника по руке, в которой он держал телефон) содержатся в заявлении бывшей сотрудницы в адрес депобра, а также в многочисленных комментариях в соцсетях от родителей школьников и самих бывших учеников Чистовой. Впрочем, аудио- или видеозаписей редакции perm.aif.ru собеседники не предоставили (по их словам, директор скрывает видео публичных инцидентов). Тем не менее некоторые из фактов физического насилия к детям сумели подтвердить в полиции.
Побои забылись за давностью лет
Речь идёт о нескольких эпизодах, произошедших в первый год работы Василисы Чистовой в школе. Родители учеников младших классов пожаловались на грубое отношение к детям со стороны молодой учительницы, бранные выражения, а также — самое главное — на то, что она связывала младшеклассникам рукава рубашек, чтобы зафиксировать им руки, а одному мальчику заклеила скотчем рот.
Эпизод с заклеиванием рта не отрицала и сама учительница (записанный на диктофон разговор Василисы Чистовой с мамой мальчика в кабинете директора с упоминанием этого инцидента публиковала Людмила Ёлтышева) — правда, она назвала его шуткой, которую, по её словам, прекрасно поняли все ученики.
Впрочем, в полиции ситуацию восприняли вполне всерьёз — правда, лишь в 2021 году, когда родители уже закончивших начальную школу учеников решили предать ситуацию огласке. Серию постов о ситуации в школе опубликовала тогда Людмила Ёлтышева, обвинив Василису Чистову в систематических издевательствах над школьниками. Та, в свою очередь, обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Суд встал на сторону Ёлтышевой. Тогда учительница подала апелляцию, но и Пермский краевой суд решил, что оснований для иска нет. Из решения апелляционной инстанции perm.aif.ru и стало известно, что в полиции провели проверку информации об оскорблениях в адрес учеников и завязывании одному из них рукавов рубашки за спиной. В действиях Василисы Чистовой нашли состав административного нарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 КоАП РФ — «Побои». Административной ответственности она избежала: сроки давности давно истекли.
Впоследствии общественница даже добилась компенсации судебных расходов: суд взыскал в её пользу с Василисы Чистовой 25 тысяч рублей.
Дети с ОВЗ и профильная физика
«Федотова В.В. совершает должностное преступление, покрывая непрофессиональные поступки дочери, несущие риск для учащихся и угрожающие психическому и физическому здоровью детей», — пишет в своём заявлении бывшая сотрудница школы.
Однако претензии к директору касаются не только поступков её дочери. Сразу несколько родителей, в частности, утверждают, что сталкивались с давлением из-за того, что их дети решили перевестись с профильной программы по физике на базовую — занятия на «профиле» при этом ведёт сама Валентина Федотова.
К примеру, когда родители одного из школьников пришли к директору писать заявление о переводе сына на базовую программу, их попытались переубедить: «вы ведётесь на его уговоры», «он у вас слабак». Взрослые утверждают, что после того, как они всё же настояли на переводе, отношение к их ребёнку в школе изменилось: оставшиеся на профильной физике одноклассники рассказали ему, что директор негативно отзывается о нём и его родителях.
О спорных высказываниях директора в адрес учеников упоминает и бывшая сотрудница школы. По её словам, говоря о детях с ОВЗ, руководящая инклюзивной школой Валентина Федотова может употребить термины «умственно-отсталая». Кроме того, на педагогических советах директор якобы настаивает на том, чтобы конкретным ученикам с ОВЗ занижали оценки — их родители объясняют это возможной попыткой «выдавить» отстающих учеников в другую школу.
В телефонном разговоре с корреспондентом perm.aif.ru Валентина Федотова отметила, что во время её отпуска сотрудники школы подготовили для департамента образования ответ на вопросы об обращении бывшей сотрудницы. «"Не подтверждено", "не соответствует ситуации", "случай описан искажённо"», — перечислила она комментарии к указанным в обращении эпизодам.
«У нас всё нормально, школа функционирует, уроки ведутся, классные руководители все назначены, родительские собрания прошли, родители довольные и счастливые, никаких нет поползновений, всё у нас нормально, — заверила директор школы № 114. — Дети будут подготовлены, дети довольные и счастливые».
В департаменте образования perm.aif.ru подтвердили, что в 2021 году поступали обращения по поводу действий Василисы Чистовой. По части материалов полиция не нашла в действиях учителя состава преступления, по другой части — действительно вынесла определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности. По итогам проверки директора школы привлекли к дисциплинарной ответственности.
Обращение же от бывшего педагога, поступившее в ноябре 2024 года, всё ещё находится на рассмотрении, идёт комплексная проверка.
«В случае, если факты, изложенные в обращении, подтвердятся, будут приняты необходимые меры», — заверили perm.aif.ru в департаменте образования администрации Перми.
Мнение эксперта
За комментарием об этой и подобных ситуациях perm.aif.ru обратился к специалисту по медиации — профессору кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ и одной из создателей проекта «Школа доброжелательных отношений» Татьяне Марголиной. Редакция не просила эксперта разобрать проблемы конкретной школы, но предложила дать совет о том, как вообще нужно решать такого рода конфликты.
«Главная беда — когда для решения проблем в школе привлечены неспециалисты, — отметила Татьяна Марголина. — Нужно ведь не просто разрешить спор, а восстановить отношения. Для этого надо проанализировать проблему, размотать всю цепочку недопониманий. И важно, чтобы и учителя, и родители, и ребёнок участвовали на равных, нельзя воспринимать родителей как какую-то помеху извне, родитель — это тоже субъект образовательного процесса».
По словам эксперта, пока немногие школы имеют в своём распоряжении собственных специалистов-миротворцев, занимающихся улаживанием конфликтных ситуаций или выявление конфликтогенов (факторов, вызывающих такие ситуации) на ранней стадии. Однако в Перми есть, к примеру, «Центр психолого-педагогической помощи», в котором такие специалисты есть — и их можно привлекать как нейтральную сторону при решении спорных ситуаций.
«Если родители обращаются к директору или в департамент, важно, чтобы они просили при этом привлечь к ситуации специалистов-медиаторов, — советует Татьяна Марголина. — Родители должны настойчиво предлагать руководству школы, чтобы в штате были психологи, которые умеют работать именно так. И работу эту нужно начинать, когда противоречия ещё не переросли в конфликт. Вовремя выявить конфликтогенную ситуацию всегда лучше, чем писать жалобы о её последствиях».