Примерное время чтения: 9 минут
550

Живут в страхе. Почему свидетели травли в школе страдают не меньше жертвы

Пермякам рассказали, как бороться с буллингом.
Пермякам рассказали, как бороться с буллингом. / Татьяна Титова / АиФ

Пермь посетила команда федерального проекта «Папы против травли». Пермяки узнали, что делать, чтобы не допустить буллинга в классе и как помочь ребёнку, если он уже столкнулся с издевательствами.

Что такое буллинг? Чем он отличается от конфликта? Как страдают дети, которые становятся свидетелями травли в классе? Ответы на эти и другие вопросы – в материале perm.aif.ru.

Травля не равно конфликт

Травлю, запугивание или издевательство одних людей над другими называют буллингом. Он может проявляться по-разному: от злых шуток до избиений. Но стоит отличать это явление от обычного конфликта.

«Главное отличие – это неравенство сил: если в конфликте силы сторон плюс-минус равны, то в случае травли жертва всегда слабее агрессора. Кроме того, конфликт – это короткий эпизод (поссорились-помирились), а травля – это длительная история, которая воспроизводится неделями, месяцами и годами (изо дня в день). Также конфликт обычно происходит между двумя людьми, а травля – это болезнь целого коллектива», – объясняет эксперт проекта «Папы против травли», директор и создатель концепции Центра толерантности, кандидат психологических наук Анна Макарчук.

Травля – это болезнь всего коллектива.

Например, если два ребёнка делят игрушку, то это конфликт. Это эпизодическая ситуация, где силы равны, а результат непредсказуем (ведь нельзя сразу сказать, кто в итоге получит игрушку).

Если же группа школьников нападает на одного, то речь идёт о травле, так как силы участников не равны, жертва всегда проиграет, а ситуация с большой вероятностью повториться вновь и вновь.

Как понять, что ребёнок подвергается травле?
Маркеры буллинга в классе. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Жертва и агрессор – оба пострадавшие

Чтобы разрешить конфликт часто достаточным оказывается воздействие на личностей, которые непосредственно в нём участвуют. Травлю же таким образом не остановить, надо работать не с конкретными людьми, а со всем коллективом.

«Жертва и агрессор – это всего лишь два пострадавших, выполняющих свои роли в месте, где сложилась такая система норм и ценностей, в которых такое поведение оказалось допустимым. Класс, в котором установлены гуманистические ценности, никогда не столкнётся с буллингом», – рассказывает Анна Макарчук.

Класс, где есть гуманистические ценности, никогда не столкнётся с буллингом.

К безопасному классу (коллективу) ведут ценности, связанные с гармоничными взаимоотношениями между людьми – принятие, уважение, духовность, толерантность. В сторону травли ведут ценности, связанные с конкуренцией, лидерством и властью. Например, благосостояние, статус и популярность.

Ценности формируются в течение всей жизни. Влияет на них буквально всё (окружение, жизненные ситуации, книги), но колоссальный базис всё равно формируется в семье, перебить его чем-то сложно. Поэтому участники встречи «Папы против травли» советуют всем родителям задуматься, какие ценности они прививают детям.

Пермяк Сергей Сливко на встрече «Папы против травли».
Пермяк Сергей Сливко на встрече «Папы против травли». Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«У семьи агрессора должно быть понимание, что проблема не в ребёнке. Ребёнок – это зеркало, которое отображает проблемы семьи. И если они свои проблемы решать не будут, то ребёнок сам по себе не поменяется. Если дома всем своим поведением родители будут показывать, что агрессия – это норма. Если папа в случае спорной ситуации на дороге проявляет агрессию, а потом садится и говорит сыну так не делать, то не поможет ему ни смена локации, ни новые друзья, ни наказания, никакие «пряники»», – делится мыслями пермяк, отец двоих детей, участник встречи «Папы против травли» Сергей Сливко.

Травля задевает каждого свидетеля

Многие родители стараются не лезть в ситуацию, если травят не его ребёнка. Но психологи напоминают: в классе, где есть буллинг, плохо всем. Ситуация травмирует даже тех, кто просто за ней наблюдает.

«Какую бы роль ни занимал ребёнок в коллективе, он будет всегда видеть и чувствовать травлю, потому что она рядом. И даже если она не касается напрямую ребёнка, он находится в страхе и постоянной тревоге от самой ситуации. Ведь в любой момент он сам может оказаться в эпицентре, – объясняет юрист-психолог, руководитель общественной организации «ПравДа вместе» Ирина Чернова.

В классе, где существует буллинг, плохо всем, а не только жертве.

По словам специалиста, дети-свидетели часто закрываются, живут в страхе, не хотят возвращаться в класс, с трудом включаются в учебный процесс, находятся не в безопасности. Поэтому родителям этих детей не стоит оставаться в стороне.

Родители свидетелей – главный ресурс

Именно родители детей-свидетелей становятся главным ресурсом в борьбе с травлей в классе. Почему?

«Потому что родители детей-агрессоров чаще всего занимают защитно-оборонительную позицию, либо самоустраняются (не приходят на собрания, не идут на контакт), а родители ребёнка-жертвы оказываются оглушены переживаниями за ребёнка, и ведут себя не очень конструктивно. А вот родители свидетелей – это те люди, которые могут повлиять на ситуацию. К тому же, свидетелей просто больше», – объясняет Анна Макарчук.

Некоторые пермяки признались, что впервые задумались над влиянием буллинга на ребёнка-свидетеля.
Некоторые пермяки признались, что впервые задумались о влиянии буллинга на ребёнка-свидетеля. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Наверное, первое желание родителя, который узнал о буллинге в классе своего ребёнка – это сразу идти разбираться или учить ребёнка давать сдачу. Но психологи говорят, что ни к чему хорошему это не приведёт. Даже если ребёнок-жертва или свидетель научится давать сдачу, то проблема не решится. Обидчики просто найдут новую жертву. И негативный сценарий повториться вновь.

Что делать?

Во-первых, эксперты советуют успокоиться, а не действовать сгоряча (например, писать заявление в полицию, не разобравшись в ситуации). Во-вторых, надо поговорить с ребёнком.

«Самое важное – срочно найти время и спокойно сесть и поговорить с собственным ребёнком. При этом нельзя никого обвинять. Надо собрать фактическую информацию. Обязательно поддержать собственного ребёнка и проговорить, что он правильно сделал, что рассказал вам, что он – молодец! Такая поддержка придаст вашему ребёнку уверенность, что взрослые помогут и будут рядом», – поясняет Ирина Чернова.

Самое важное – спокойно сесть и поговорить с собственным ребёнком.

Следующий этап – это разговор с классным руководителем, говорят психологи. Здесь важно быть аккуратными и при встрече договориться о конфиденциальности, ведь зачастую дети боятся рассказывать о буллинге из-за того, что не хотят показаться «стукачами».

«Если учитель отрицает и не готов действовать, то стоит обратиться к другому педагогу или напрямую директору. В общем, найти в школе того, кто готов помочь в решении проблемы внутри класса», – заметила Ирина Чернова.

Затем родителям и педагогу нужно действовать вместе.

«Нельзя ждать и думать, что всё пройдёт, что это подростковый возраст и дети переживут. Это неверное представление. Детям важно помочь выйти из ситуации травли», – говорит Ирина Чернова.

Пять шагов на пути к здоровому классу
Пять шагов на пути к здоровому классу Фото: АиФ/ Татьяна Титова

По словам экспертов проекта «Папы против травли» знания о работе с травлей в классе не дают в педуниверситетах, не всегда этому учат даже психологов и социальных педагогов.

Пусть проблема требует комплексного решения, но бороться с буллингом можно уже сегодня и начинать нужно с семьи. Важно повышать свои родительские компетенций и делиться знаниями с другими. 

Кстати
На сайте проекта «Буллинг» родители и дети могут прослушать короткие видеолекции по теме, пройти тесты и интерактивные игры, чтобы научиться чётко распознавать травлю и защищаться от неё. Для более глубокой проработки проблемы школьники и их родители могут позвонить на телефон горячей линии 8 (800) 500-43-62 и бесплатно получить консультацию психолога.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах