Российское правительство передало эти функции бизнесу, надеясь, что он обновит систему и отрегулирует процессы обслуживания жилья и деятельности коммунальных предприятий.
Но красивой картинки не получилось. Система ЖКХ завязла в куче проблем. И вдруг несколько лет назад вновь заговорили о создании муниципальных компаний, как о спасительной мере. Возвращаемся к прошлому?
Брошенные
У пермячки Фаины Ральниковой потек на кухне кран. Перекрыть вентиль на водопроводной трубе, входящей в квартиру, она не смогла. Пошла искать слесаря. На двери в подвал красовался замок. Запертой оказалась и дверь в помещении, где находилась управляющая компания. Зато на двери висело объявление, что УК с такого-то числа прекращает работу. Ни номеров аварийных служб, ни какой-то другой информации о том, куда обращаться жителям по возникающим вопросам, нигде не было. Только через несколько часов звонков по всем возможным и невозможным телефонам жители дома смогли выйти на одну из аварийных служб города и вызвать слесаря, который смог перекрыть воду. Рядовая кухонная поломка выросла в ЧП масштаба всего подъезда.
Подобные случаи стали часты не только в Перми, но и в других городах региона. В последние два года управляющие организации в массовом порядке начали отказываться от обслуживания ветхих и непригодных для проживания домов, мотивируя нерентабельностью работы.
Особенно острая ситуация сложилась в прошлом году в Кунгуре, где старых домов более половины. В июле этого года после долгих дебатов муниципальную УК в этом городе все же создали. Но справится ли она с ситуацией – сказать трудно. Нет у нее пока ни производственной базы, ни кадров. Новая УК уговорила обслуживать брошенные дома… прежние компании. Как ни странно, на этот раз от выполнения своих функций они не отказались. Говорят, администрация города на них просто надавила, и они вынуждены были снова взять тех, кого бросили. Но от формального решения вопроса денег на латание дыр вряд ли прибавится.
Завязли в спорах
В Перми же о создании муниципальной УК только идут разговоры. Оказалось, что осуществить эту идею не так-то просто. Есть немало правовых ограничений, не позволяющих муниципалитету осуществлять функции управления жильем. После консультаций с антимонопольным комитетом, прокуратурой, различными экспертами, в том числе и из других городов, в администрации города остановились на выборе в качестве МУК муниципального предприятия «Моторостроитель».
Но как должна работать МУК? Дмитрий Самойлов, глава администрации Перми, еще в начале нынешнего лета заявил, что муниципальная компания будет коммерческой организацией. Даже прозвучала цифра: к осени она будет обслуживать 250 тыс. кв. м жилья и уже к февралю 2015 г. получит прибыль – около 4 млн руб. Но осень наступила, а о создании МУК пока лишь идут споры.
Эксперты не понимают, как к муниципальной компании перейдет такое количество домов – это же целый микрорайон. А конкурсные процедуры, как известно, могут затягиваться на годы. К тому же встает вопрос: на чем будет зарабатывать муниципальная УК, ведь речь идет о ветхих и аварийных домах? А прокуратура вообще интересуется: как будут распределять предполагаемую прибыль, ведь из муниципального предприятия нельзя взять ни копейки, поскольку это городское имущество.
В сентябре на общероссийском форуме ЖКХ, проходившем в Перми, Игорь Сапко, мэр города, сказал, что МУК будет не коммерческой организацией, а лишь гарантирующей сохранность и поддержание жилого фонда. Муниципальной управляющей компании будут передавать дома, оставшиеся без обслуживания, на время, пока какая-либо УК не заберет их к себе по конкурсу.
Но и в этом случае у МУК остаются свои риски. Эксперты от ЖКХ считают: чтобы получать прибыль при управлении домами при неплатежах в 5-6% (а они таковы при среднестатистических показателях по стране), нужно чего-то не делать из того, что положено. Большинство компаний так и зарабатывает деньги. Если делать все, что необходимо, то прибыль в ЖКХ составит не более 3,2%. Таким образом, при неплатежах получается еще и убыток. Разницу в доходах добросовестные компании покрывают за счет коммерческих услуг. Муниципальная же компания, обслуживая ветхие дома, рискует остаться в минусе. Это может привести к ее разорению. В таком случае создатели МУК могут понести ответственность по статье «Умышленное доведение до банкротства».
Мэрия отправила свои предложения по доработке законодательства, касающегося создания муниципальной управляющей организации, в Госдуму. На пермском форуме и другие регионы, столкнувшиеся с этой проблемой, рассказывали о подобных обращениях.
Подводные камни
В ноябре по всей стране начнется процесс лицензирования компаний. Многие жители многоквартирных домов ждут этого с надеждой на очищение рынка обслуживания жилья. Но не подозревают, что в этой процедуре скрыты подводные камни. Скажем, какую-то из УК лишат лицензии. К кому перейдет обслуживание домов, которыми она управляла? По закону она должна еще какое-то время продолжать свою деятельность. Но по логике – какой смысл ей дальше вкладывать средства, собираемые с жителей, в эти дома? Не проще ли их освоить другим способом?
В этом случае очень кстати оказалось бы наличие муниципальной компании, которая на время взяла бы в управление бесхозные дома. Но МУК в нашем городе застряла в затяжных родах. И есть подозрение, что в этом случае дитя будет мертворожденным.
Комментарии
Станислав Шестаков, юрист Пермского фонда содействия ТСЖ:
- На мой взгляд, действующее законодательство созданию муниципальной УК совершенно не мешает. Существуют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности муниципальных предприятий. Например, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г., в котором прописаны все необходимые нормы.
Не думаю, что создание муниципальной управляющей компании в Перми сознательно тормозится. Возможно, имеются какие-то организационные проблемы при отсутствии на данный момент острого запроса на ее создание.
Разумеется, муниципальная управляющая компания должна и может зарабатывать средства. Существующие опасения относительно финансовой состоятельности МУК несколько преувеличены. С одной стороны, ей в управление будут доставаться проблемные многоквартирные дома. Однако ничто не мешает ей заключать договоры управления и с благополучными домами.
Считаю, что введение процедуры лицензирования управляющих компаний и, соответственно, возможное удаление с рынка ряда недобросовестных игроков станут стимулами для создания муниципальной УК. Что касается лицензирования самой МУК, то она будет проходить все те же необходимые процедуры на общих основаниях, что и остальные организации.
Наталья Киприянова, зам. начальника департамента ЖКХ администрации Перми:
- Для создания муниципальной управляющей компании (МУК) сейчас готовятся организационные и правовые документы. Для обслуживания жилья под эгидой муниципалитета выбран МУП «Моторостроитель». Работу МУК планируется начать до конца 2014 г. Она должна будет пройти лицензирование в установленном законом порядке через Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края.
Задача муниципальной управляющей компании – сформировать определенный стандарт управления жилищным фондом, продемонстрировать полную открытость. В частности, платежи она будет проводить через краевой расчетный центр. Муниципальная управляющая компания должна стать тем поставщиком услуг, который будет всегда рядом с собственниками и нанимателями жилья, чтобы жителей не оставить без внимания даже в тех случаях, когда другие УК отказались от управления их домом.