Примерное время чтения: 8 минут
1063

Коммунальные похождения УК-должников. Как остановить горе-управленцев?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ - Город для жизни 28/08/2017
Когда платежи идут через управляющую компанию, добросовестные потребители становятся заложниками тех, кто накапливает задолженность - их долги ложатся на бюджет дома.
Когда платежи идут через управляющую компанию, добросовестные потребители становятся заложниками тех, кто накапливает задолженность - их долги ложатся на бюджет дома. / Софья Штин / АиФ

Виной всему – многомиллионные долги некоторых управляющих компаний города, которые заводят в тупик всю теплоснабжающую цепочку.

Причём собирают средства с населения они исправно, а переводят тепловикам всего 60-70%. Поэтому администрация города совместно с энергетиками предложила жителям простой выход: перейти на прямые платежи за услуги отопления и горячего водоснабжения.

Группа риска

В Перми в преддверии завершения подготовительных мероприятий к отопительному сезону 2017-2018 гг. надзорные органы усилили контроль за деятельностью управляющих компаний. Особое внимание уделяют группе УК, в адрес которых поступает много обращений от жителей. Для контроля качества обслуживания жилого фонда и готовности домов к зиме инспекция государственного жилищного надзора Пермского края проводит выездные проверки. Надзорные мероприятия прошли в отношении УК «ЖИЛСЕРВИС» (обслуживает 62 дома), УК «Закамская управляющая компания» (обслуживает 107 домов), УК «ГАРАНТ» (обслуживает 94 дома), ООО «УК «Моторостроитель» (обслуживает 69 домов).

Во время проверок специалисты Инспекции ГЖН выявили многочисленные нарушения в деятельности указанных компаний. В отношении УК «ЖИЛСЕРВИС» надзорный орган уже составил 25 протоколов об административных правонарушениях, а также обязал устранить все недочёты. Как поясняют в Инспекции, УК до сих пор не получила ни одного акта готовности к зиме и не провела основные мероприятия – промывку и продувку сетей домов. Общая сумма наложенных взысканий – 6,25 млн рублей. Если управляющая компания своевременно не оплатит штрафы, судебные приставы наложат арест на расчётный счёт организации.

Деньги за тепло – отдельно

Помимо выявленных нарушений, УК «ЖИЛСЕРВИС» должна ресурсоснабжающей организации ООО «ПСК» за тепловую энергию 84,5 млн рублей. Только за прошедший отопительный сезон задолженность УК выросла на 23 млн рублей.

Нарушения платёжной дисциплины привели к тому, что энергетики «Т Плюс» и «ПСК» с 1 августа 2017 года расторгли договор на энергоснабжение с УК «ЖИЛСЕРВИС». Такой шаг предусматривает законодательство. Он обусловлен имеющимися непогашенными долгами за тепловую энергию в течение трёх месяцев, что подтверждают акты сверки.

До момента заключения договора с новой управляющей компанией жители домов, обслуживаемых УК, будут рассчитываться с энергетиками посредством прямых платежей. Квитанции гражданам от имени поставщика тепловой энергии будет выставлять расчётный центр ОАО «КРЦ-Прикамье», учредителем которого является Правительство Пермского края, выступающее гарантом прямых расчётов.

Тут важно подчеркнуть, что УК «ЖИЛСЕРВИС» намеренно затягивала процесс по урегулированию задолженности, что и привело к расторжению договора на энергоснабжение. Аналогичные меры предприняты в отношении ещё трёх УК Перми в связи с наличием долгов за тепло. Это уже знакомые нам УК «Закамская управляющая компания», задолжавшая 131 млн руб. (прирост с начала отопительного сезона 2016-2017 гг. – 47 млн рублей), а также УК «Моторостроитель» и УК «ГАРАНТ» с долгами 152 и 151 млн рублей соответственно. Прирост долга у компаний – 41 и 59 млн рублей. Средний процент сбора денежных средств по этим УК не превышает 70%. При этом платёжная дисциплина жителей остаётся высокой – в пределах 95% и выше.

Несвоевременная и частичная оплата коммунальных ресурсов со стороны УК-посредников осложняет подготовку энергообъектов к зиме. Поэтому власти города и края, а также представители ресурсоснабжающих организаций ведут системную работу по переходу на прямые платежи за тепло (как это уже делается за газ, свет или Интернет).

По словам директора Пермского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Круглякова, для жителей переход на прямые расчёты за теплоресурсы – единственная мера, которая обезопасит собственников помещений в многоквартирных домах от злоупотреблений со стороны недобросовестных управляющих компаний.

«Система прозрачных расчётов за отопление и горячую воду – это мировая практика, которую с успехом применяют и в России. Например, она уже несколько лет существует в Березниках, её применяют некоторые добросовестные УК Перми, – говорит он. –  Результаты показывают, что в домах, где жители перешли на прямые платежи, увеличивается собираемость и снижается уровень социальной напряжённости. Как след­ствие, доверие пермяков к прямым платежам постоянно растёт».

На чьей стороне Правда?

Сейчас в отношении руководства УК «ЖИЛСЕРВИС» правоохранители расследуют  уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 165 УК РФ: причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием, совершённое группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

По версии следствия, управляющая компания, обслуживая дома, за которые ранее отвечала структура с похожим названием ООО УК «Жилсервис» (клон ООО «Управляющая компания «Жилсервис»), собирала денежные средства с населения в счёт оплаты потреблённых тепловых ресурсов, но не перечисляла их в адрес энергетиков в полном объёме. Разницу между собранными и перечисленными средствами использовала в своих целях. Примечательно, что самую первую УК – ООО «Управляющая компания «Жилсервис» – в 2004-2011 гг. возглавлял Олег Брагин. В этом году он был приговорен к реальному сроку наказания за аналогичные действия, сопряжённые с хищением неперечисленных в адрес энергетиков денежных средств. Сейчас он отбывает срок в одной из исправительно-трудовых колоний в Пермском крае.

Однако это не единственное уголовное дело, которое было возбуждено в отношении горе-управленцев. Соответствующие органы сейчас проверяют мошеннические схемы УК по более чем 20 уголовным делам. Разумеется, бенефициары управляющих компаний просто так не сдаются и запускают дезинформацию, чтобы скомпрометировать прозрачную схему платежей, невыгодную нечистым на руку управленцам.

Вот одна из главных «страшилок», наскоро придуманных УК-должниками: управляющая компания, видите ли, полностью лишится средств, необходимых для обслуживания дома. Как следствие, УК будто бы не смогут делать в зданиях ремонт, благоустраивать дворы и ремонтировать внутридомовые сети.

Этот миф не имеет никакого отношения к действительности. По закону деятельность УК и ТСЖ строго регламентирована законом, согласно которому организации, обслуживающие жилфонд, имеют на это установленный тариф, который включается в платёжки. И перечень предоставляемых непосредственных услуг строго регламентирован: в отдельных сроках значится вывоз мусора, ремонт подъездов, содержание лифтов и т.д. Оплата же услуг отопления и горячего водоснабжения сейчас проходит, по сути, транзитом. И не оказывает на деятельность УК абсолютно никакого влияния.

Схема прямых платежей как раз предполагает, что деньги за отопление и ГВС будут поступать напрямую энергетикам. Согласие вести деятельность по таким принципам означает готовность управляющей компании зарабатывать исключительно на своих статьях, не заходя в сферу интересов ресурсников.

Кто выигрывает?

За переход на прямые платежи ратуют и участники рынка ЖКХ. Сергей Шалабот, руководитель УК «ЭксКом», которая одна из первых в Перми перешла на прямые платежи, уверен, что выигрывают в первую очередь жители.

«Когда управляющая компания переходит на прямые платежи, у неё появляется возможность сосредоточиться на своих непосредственных обязанностях по обслуживанию жилого фонда, – считает он. – Кроме того, когда платежи идут через УК, добросовестные потребители становятся заложниками тех, кто накапливает задолженность – их долги ложатся на бюджет дома. В случае с прямыми платежами каждый житель сам отвечает за свою финансовую дисциплину. И даже при переходе на прямые платежи УК не снимает с себя ответственность за проверку начислений, разъяснение и информационную поддержку жильцов. Поэтому беспокойство безосновательно».

Кстати

Начиная с сентября, жителям домов, которые обслуживают УК «ЖИЛСЕРВИС» и другие УК-должники, необходимо внимательно изучать реквизиты в платежных документах. Легитимными квитанциями будут платёжки, выставленные энергетиками ПСК.

По всем вопросам относительно расчётов за теплоресурсы можно обращаться в клиентский отдел Пермского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» по тел. 243-67-20 или по тел. 8-800-700-1846 (бесплатно).

По вопросам выставления квитанций - в КРЦ-Прикамье по тел. 241-00-28.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах