Ученики пермской школы № 64 активно занимаются экопросвещением, предлагая необычные форматы донесения важной информации. Они научились говорить о сложном просто – к примеру, создали подкаст «Ил Кирилл за микрофоном». За забавным названием стоит большая исследовательская работа. О чём их проект?
От комикса до подкаста
Команда школы № 64 Перми несколько лет участвует в конкурсе экопроектов «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Два года назад ребята узнали, что для очистки воды на предприятии используют активный ил. Эта информация заинтересовала школьников. Они решили узнать подробнее об этом методе очистки и рассказать о важности микроорганизмов сверстникам. Способ выбрали оригинальный – создали комикс «Ил Кирилл спешит на помощь». В процессе работы над проектом команда тщательно изучила тему, обратившись за помощью к учёным Пермского политеха. В результате их проект перерос в научную работу, с которой ребята начали побеждать на различных региональных и российских конкурсах и конференциях.

В 2024 году ученики школы № 64 Перми вновь предложили креативный способ развития проекта – решили создать аудиоподкаст «Ил Кирилл за микрофоном». Нефтеперерабатывающий завод поддержал их идею.
«Подкасты становятся всё более популярным форматом медиа. Их легко слушать в любое удобное время в разных местах: в дороге, за домашними делами или во время прогулки. Это делает информацию доступной для широкой аудитории. Кроме того, многие подкасты позволяют взаимодействовать со слушателями через комментарии, вопросы и обсуждения. Это помогает вовлечь аудиторию и сделать процесс экопросвещения более интересным», – считает десятиклассник Арсений Шестаков, которому досталась роль Ила Кирилла в подкасте.
Подкасты становятся всё более популярным форматом медиа.
Ил Кирилл и искатели
Суть подкаста незамысловатая – это беседы, в которых Ил Кирилл отвечает на вопросы так называемых искателей.
«В нашем подкасте главный герой Ил Кирилл рассказывает ученикам (искателям) о биологической очистке воды. Всего запланировано 10 выпусков (может, получится больше), каждый из которых посвящён какой-то мини-теме: допустим, как происходит очистка воды в отстойниках, какие сложности возникают в процессе, какие условия влияют на работу микроорганизмов. Таким образом, в формате диалога искатели разберутся во всех этапах процесса очистки воды», – рассказала наставник команды, учитель биологии школы № 64 Перми Ольга Трегубова.
Чтобы в своей творческой работе не исказить факты, юные экологи консультировались с кафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ. Они получили одобрение учёных и сейчас занимаются записью диалогов.

«Перед записью подкастов мы писали сценарии и согласовывали их со специалистами в области очистки воды. Надо сказать, что это достаточно трудоёмкий процесс, – призналась Ольга Трегубова. – В команде проекта восемь человек – это ученики с 8 по 11 класс. Школьникам нужно было изучить информацию о процессах, которые они не могут наблюдать каждый день, и прочитать статьи, которые написаны достаточно сложным для них языком, чтобы пересказать всё в доступной форме, с использованием понятных сравнений и метафор».
Работая над проектом, школьники не только расширили свои экологические знания, но и получили навыки, которые помогут им в повседневной жизни.

«Я узнал больше об экологии, современных проблемах окружающей среды и способах их решениях. Получил углублённые знания о деятельности “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза”, в частности, узнал про методы отчисти сточных вод на самом заводе, – поделился Арсений Шестаков. – А ещё получил опыт работы в новом коллективе, взаимодействия с другими участниками проекта, распределения задач и ответственности».
«Наше ноу-хау»
Но не всё далось команде легко. Для записи подкаста нужно было выстроить работу почти целого медиацентра (пусть и небольшого). У школьников возникли технические сложности. Чтобы устранить их, они обращались за советами к специалистам. На помощь пришёл и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», предоставив ребятам возможность записывать диалоги в заводской радиорубке.

«Сейчас мы на финишной прямой – занимаемся записью выпусков и ждём не дождёмся, когда сможем их опубликовать. Надеемся, что “Ил Кирилл за микрофоном” станет последователем нашего предыдущего проекта – ”Ил Кирилл спешит на помощь”: ребята заявили о себе на весь край и Россию, получив около десяти грамот, и все призового уровня. Мы будем дальше продвигать наш продукт, расти и расти. Потому считаем, что он уникален. Ил Кирилл встречается только в наших работах, а подобного подкаста ещё не существует. Это ноу-хау для России», – подытожила Ольга Трегубова.
Команда собирается дальше продвигать свой проект, надеясь, что он будет не менее успешен, чем «Ил Кирилл спешит на помощь».
Все выпуски подкаста команда собирается опубликовать в открытой группе «МАОУ “СОШ № 64” г. Перми» в соцети ВКонтакте. Послушать его может любой желающий по ссылке. Кстати, ребята планируют запустить викторину, чтобы поощрить самых активных слушателей.