ЧП были и раньше
Заметьте, представители компании-перевозчика сразу стали уверять: претензии к состоянию самолёта со стороны надзорных органов и технических экспертов отсутствовали. Пилоты тоже вне подозрений - и по выучке, и по опыту, и по здоровью. Представители Росгидромета заявили, что метеоусловия в Казани в момент падения «Боинга» были «лучше не придумаешь».
Между тем начали всплывать факты, свидетельствующие об ином. Лайнеру 23 года. И где он только не эксплуатировался. Так, с 1995 по 2000 г. летал в Уганде и других странах тропической Африки. 17 декабря 2001 г. был серьёзно повреждён при приземлении в аэропорту Белу-Оризонти (Бразилия). Тогда всё обошлось разрушением основной стойки шасси. Подремонтировав, основательно поэксплуатировали на Балканах. Затем, слегка подновив, перегнали в Россию. Здесь тоже не обошлось без ЧП. 26 октября прошлого года у злополучного «Боинга» через 20 минут после взлёта сработали аварийные датчики. Тогда никто из 78 находившихся на борту человек не пострадал. Посему понадеялись: авось и впредь обойдётся. Увы, металл, как и люди, имеет свойство уставать. За 500 м до взлётно-посадочной полосы экипаж сообщил о неготовности техники к посадке.
Крылатый секонд-хэнд
Пермский «Боинг» тоже, образно говоря, из секонд-хэнда, и подлежал скорому списанию.
И здесь, и там катастрофы произошли при заходе на второй круг. Топливо дорогое, заливают его всегда строго по расчётным нормам. Подчас приходится садиться с почти сухими баками. А значит, рисковать.
В обоих случаях - человеческий фактор, психологическая несостыковка с чужеземной техникой.
- Сейчас совсем другие требования к опытности пилотов, - говорит Галина Смагина, преподаватель Пермского авиационного техникума им. Швецова, пилот 1 класса. - Им нужно как минимум 5 тыс. часов налёта. Но где же тренироваться? У учебных заведений и авиакомпаний не хватает средств на соответствующее тренажёрное оборудование. Это целый узел проблем, который завязался давно. Пока они есть, трагедии будут случаться, и лётчиков в них будут выставлять крайними. Пока мы не станем выпускать свои качественные самолёты, которые построены в соответствии с психологией российских лётчиков, к сожалению, такие трагедии будут повторяться вновь и вновь.
Комментарий
Олег Попов, начальник ГУ МЧС РФ по Пермскому краю:
– Будь необходимость, я и мои подчинённые тотчас бы отправились в Казань. Тем более что имеем опыт ликвидации последствий подобной авиакатастрофы, случившейся 14 сентября 2008 г.
С самого начала мониторим поступающую оттуда информацию. Коллеги из Татарстана, в своё время изучавшие этот опыт, задействовали его по полной. В первую очередь применительно к тушению возникшего на месте падения самолёта пожара, обеспечению безопасности окружающих объектов и людей, сбору останков погибших, психологической поддержке их родных.