Примерное время чтения: 10 минут
220

Как в Формуле-1. Пермские студенты вытачивали уникальные детали для авто

Александр Черепанов / Из личного архивa

Пермская земля богата на мастеров. Промышленный край внёс немалую лепту в развитие страны в разных отраслях. В преддверии 300-летия Перми директор Пермского автомобильного музея «Ретро-Гараж» Александр Черепанов рассказал о том, какой вклад внесли пермские оборонные предприятия в развитие отечественного автопрома и автоспорта.

Студенческое конструкторское бюро

Свой путь в автоспорт Александр Черепанов начал ещё будучи студентом первого курса  «Политеха». «Загоревшись» автомобилями после просмотра советского фильма «Гонщики», в 1981 году он поступил на специальность «автомобили» автодорожного факультета пермского политехнического института, чтобы навсегда связать свою жизнь с машинами и автоспортом.

«Я был уверен, что в институте должна быть секция автоспорта и начал её искать. Пошёл к заведующему кафедрой «Автомобили» Борису Александровичу Балашову. На мой вопрос о гонщиках, он сказал: «Только этого мне не хватало. Тебе в главный корпус на кафедру «Станки», – улыбаясь, вспоминает Александр Черепанов.

Александр Черепанов.
Александр Черепанов. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Секция базировалась на кафедре «Станки» не случайно, без станочного парка в автоспорте делать было нечего. Детали для спортивных машин во многом уникальные и требуют специальных технологий обработки, такие не купишь в магазине. Так будущий автогонщик, победитель гонок «Уральский ухаб 2002», победитель Этапа Кубка России по ралли (ралли «Ермак-2005»), участник Rally Masters Show в Москве попал в СКБ-студенческое конструкторское бюро «Станки». В бюро студенты изучали техническую документацию отечественных и зарубежных изделий, которую по тем временам сложно было где-то найти, разрабатывали чертежи, а затем изготавливали уникальные детали, и, конечно же, устанавливали их на спортивные машины для проведения форсированных испытаний.

«Я разрабатывал не какую-то там виртуальную автомобильную деталь, а вполне конкретную для использования в гоночном автомобиле. Учёба шла значительно интереснее, а часть курсовых работ мы выполняли в рамках своей деятельности в СКБ «Станки». Надо было слышать рёв трибун, когда наши политеховские машины с нашими деталями сражались наравне с машинами автозаводских команд», - делится воспоминаниями Александр Черепанов.

Уникальный автомобильный завод в Ижевске

В конце шестидесятых годов в Ижевске начали выпускать машины. Уникальность ижевских Москвичей заключалась в том, что детали для автомобиля разрабатывали, изготавливали и поставляли не предприятия Минавтопрома СССР, а оборонные предприятия страны. Несмотря на то, что для оборонных предприятий производство автодеталей было не главной задачей, автомобили выпускались надёжные и ремонтнопригодные. Перед использованием военных технологий в гражданской автопромышленности, изделия должны были пройти испытания в автоспорте, а уже после внедряться в массовое производство.

Москвич в ретро-гараже имеет свой технический паспорт и может участвовать в любой европейской гонке ретротехники.
"Москвич" в ретро-гараже имеет свой технический паспорт и может участвовать в любой европейской гонке ретротехники. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Так появились уникальные разработки, например, кузов автомобиля «Комби», грузопассажирский автомобиль Иж-2715 и др.

Сегодня в музее «Ижмаша» можно увидеть несколько десятков экспериментальных автомобилей. Ижевский автозавод единственный в стране имел отдельное специальное конструкторское бюро ЦКБ-36, которое занималось исключительно гоночными машинами и их подготовкой. В ЦКБ были свои водители-испытатели, инженеры, конструкторы и свой станочный парк. Там брали стандартные машины с конвейера и в соответствии с техническим регламентом превращали их в гоночные болиды для сборной Советского Союза.

Помощь пермяков

Пермское СКБ «Станки» тесно взаимодействовало с ЦКБ-36. ЦКБ предоставляло техническую документацию на узлы и детали спортивного «ИЖ-ралли», а в Перми практически реализовывали конструкторские идеи, занимались изготовлением. Это дифференциалы повышенного трения, шестерни коробки передач, детали двигателя. 

Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Пермские заводы оказывали существенную техническую поддержку в термообработке спецсталей и легких сплавов.

В Перми работали с редкими материалами. Слева направо: никелевая губка, титановый войлок и медная губка.
В Перми работали с редкими материалами. Слева направо: никелевая губка, титановый войлок и медная губка. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Вся пермская промышленность как одна дружная команда помогала производить комплектующие для автомобилей.

Например, на заводе имени М.И. Калинина делали детали для карбюраторов, а пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова делали титановые детали, уникальные клапанные пружины и ремкомплекты для двигателей «Москвич-412».

«Известная мировая фирма по производству клапанных пружин для спортивных двигателей, немецкая фирма SCHRIK, выпускает изделия с очень жестким допуском на разброс характеристик. Когда в Москве на стенде проводили замеры по разбросу жёсткости у пружин с пермского завода им. Я. М. Свердлова все просто обалдели: все пружины имели абсолютно одинаковые параметры», - рассказал корреспонденту perm.aif.ru Александр Черепанов.

Завод имени Октябрьской Революции» (позднее ПО «Велта») выпускал переднюю подвеску в сборе и рулевое управление. Также на «Велте» производили пружины с измененными характеристиками для передней подвески грузовых «Москвичей», а навивали их на Мотовилихинских заводах. Пермский завод «Машиностроитель» выпускал легковой туристический прицеп «Скиф» к автомобилям ВАЗ, Москвич, ИЖ и Волга.

Пермские разработки отправлялись на целевые заводы и учитывались при производстве гражданского серийного выпуска автомобилей. Например, всё, что связано с мотором, попало в Уфу, так как двигатели производил уфимский завод автомобильных моторов. В пермском СКБ «Станки» для создания уникальных деталей был задействован даже авиапром - там были изготовлены очень легкие и жаропрочные впускные клапаны двигателя из уникального материала альфа-титан. Этот материал применяется в космических кораблях. Сегодня многие подобные технологии используются в автомобилях Формулы-1.

Поршни для автомобиля Москвич. Справа из альфа-титана, а слева из специальной стали.
Гильзы двигателя УЗАМ-1600 для автомобиля Москвич. Справа - спортивная с поршнем, а слева - стандарт. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Активно участвовали в производстве комплектующих и предприятия Пермского края. Так Соликамский магниевый завод производил много лет лёгкие и прочные диски для колёс, а Чусовской металлургический завод выпускал малолистовые рессоры для спортивного грузовика команды «КАМАЗ-мастер».

Ижевчане часто организовывали автопробеги через автозаводы, которые поставляли им комплектующие, в том числе и на спортивных машинах. Автомобили ехали сначала в Уфу, потом по Уралу и обязательно заезжали в Пермь. Машины выстраивались около проходных заводов, а конструкторы, которые на этих машинах приезжали, встречались с заводчанами и обсуждали, какие доработки нужны автомобилям.

Фото: Из личного архивa/ Александр Черепанов

Пермская скорость

Пермские автогонщики участвовали в гонках в разных городах, но больше всего им и спортсменам страны нравился пермский республиканский ипподром.

Пермский ипподром входил в пятёрку лучших в Советском Союзе. Длина его трека была 1600 метров, ни в Казани, ни в Свердловске, ни в Ижевске не было такого. В Перми гонщики могли разогнаться до большой скорости и больших оборотов двигателей. Одни из первых в соревнованиях на ипподроме участвовали таксисты на «Волгах», затем постепенно на трассе появились спортсмены на «Москвичах» и «Жигулях».

Фото: Из личного архивa/ Александр Черепанов

В конце семидесятых годов на пермском республиканский ипподроме стали ежегодно проводить чемпионат Советского Союза или чемпионат России. На них собирался весь свет автоспорта и представители всех автозаводов. За неделю до соревнований в Перми проходила гонка на приз газеты «Вечерняя Пермь».

«За первое место в гонке «Вечерней Перми» был приз - цветной телевизор. По результатам гонки обычно все телевизоры уезжали в Ижевск», - смеясь, рассказывает Александр Черепанов.

На соревнования приезжали команды из Ижевска, Тольятти, Нижнего Новгорода и др. городов, но пилоты участвовали даже не ради победы, а чтобы «пристреляться» к ипподрому, настроить моторы, проверить машины и потренироваться перед Чемпионатом Советского Союза.

Сегодня богатую коллекцию автомобилей можно увидеть в коллекции музея «Ретро-Гараж» (ул. Дружбы, 34). Здесь же познакомят с историей машин и расскажут многое об их создании.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах