В Перми завершился финал окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Музеи и предприниматели из двенадцати регионов России соревновались в умении воплотить образ местности в своей продукции.
О том, какие экспонаты были представлены на конкурсе и зачем гости приехали в Пермь - в материале «АиФ-Прикамье».
От кружева до калача
Почти 500 видов сувениров представили участники. Были здесь калачи и пряники, кружева и вышивка, открытки и путеводители, игрушки и миниатюрные скульптуры. Соревновались в разных ценовых категориях (от 200 руб. до 3 тыс. руб.). Номинаций было достаточно, чтобы представить местность и её туристические объекты со всех сторон: этнографический сувенир, гастрономический (еда и напитки), сувениры города и региона, события, музея и маршрута. Участники старались соответствовать требованиям организаторов и делать сувениры действительно туристическими, то есть несущими какую-то информацию о местности, которую они представляют.
Показать историческое и национальное своеобразие местности участники старались и в своих костюмах. В пермской делегации, к примеру, был экскурсовод в образе основателя Перми Василия Татищева.
Что показал Пермский край?
Пермяки представили сувениры с известными уже многим россиянам экспонатами: памятником «Пермяк – солёные уши», арт-объектом «Счастье не за горами» и др. Были здесь и яркие сувениры из разных уголков Пермского края. Например, художник-камнерез Елена Пихтовникова из Ординского района привезла на выставку традиционный символ края – медведя, выточенного из камня.
Супруги Елена и Алексей Пихтовниковы - народные художники Прикамья. Оба они окончили Кунгурское камнерезное училище и вот уже 25 лет создают изумительные изделия из камня. Семья живёт в с. Красный Ясыл. Рядом с селом расположен карьер по добыче камня гипсовых пород. Сырьё там очень богатой палитры – есть жёлтые, белые, серые, коричневые породы. Поэтому изделия получаются разные по цвету и настроению.
Для Пихтовниковых, как и для многих других участников, этот конкурс – шанс заявить о себе миру, привлечь туристов, найти покупателей на свою продукцию в других регионах.
«В конкурсе «Туристический сувенир» мы участвуем впервые. На выставке многие к нам подходят, говорят, что продукция нравится, а медведя уже хотят купить. Мы попали в финал и считаем, что уже выиграли, ведь именно этого мы и хотели – чтобы о нас узнали,» - рассказывает Елена Пихтовникова.
Свою выставочную экспозицию супруги Пихтовниковы назвали «Жизнь в камне». Они и в самом деле посвятили камню всю свою жизнь.
Осинский городской округ представляли сотрудники местной библиотеки.
«Мы привезли сувенирную продукцию, сделанную по мотивам осинского деревянного зодчества конца 19 века. В 2021 г. мы создали проект, посвящённый проблеме исчезновения деревянной архитектуры. Наш город - один из немногих, где ещё можно увидеть деревянные дома, которым 130-140 лет,» - рассказывает директор Осинской межпоселенческой центральной библиотеки Надежда Копылова.
По мотивам деревянного зодчества в Осинской библиотеке сделали целую линейку сувениров – часы, фоторамки, магниты в форме окон с наличниками, «резные» замшевые сумки. Участие в выставке стало поводом рассказать о своём городе и пригласить в гости новых знакомых.
«Нашему городу исполнилось 430 лет. Туризм в Осинском округе сейчас активно развивается. В Осе есть прекрасный музей-диорама, где расскажут о взятии крепости Оса Пугачевым, есть Музей природы. В интерактивной зоне Осинской библиотеки мы рассказываем об истории купечества и разрешаем примерить костюмы купеческой эпохи. А в педучилище, расположенном в здании женской гимназии, есть свой туристический маршрут – «Один день в женской гимназии», - рассказала Надежда Копылова.
Руководитель Дома культуры в с. Гамицы Осинского района Светлана Чистова во время конкурса приглашала всех присутствующих на ежегодный праздник «Калач Гамицкий». Его селяне проводят каждый год в июне.
«На празднике мы проводим мастер-классы по выпеканию калачей по старинному рецепту. Вы сможете сами приготовить калач, испечь и попробовать. На празднике напьётесь и топлёного молока, и иван-чая, поучаствуете в конкурсе по поеданию калача. А мастер-классы мы готовы устроить и в любой день года, если будет группа желающих,»- говорит Светлана Чистова.
На конкурсе Светлана представляла сувенирную бумажную упаковку для калачей с аппетитным изображением продукта. Одновременно продукт получил специальный приз другого конкурса – «Пора путешествовать по России».
«Мы участвуем везде, где нас приглашают. Во-первых, даём знать людям, что существуем, что у нас проходят интересные праздники, что мы готовы достойно встретить гостей. Во-вторых, заводим знакомства, узнаём о новой сувенирной продукции, которую раньше и не видели. Берём визитки, обмениваемся рецептами. Вот, например, наш сосед по экспозиции привёз удивительный напиток из чайного гриба, иван-чая и мёда. Обязательно попробую его сварить,» - говорит Светлана.
Чем удивили гости?
Сарапульский музей-заповедник представил конфеты в сувенирной обёртке, разработанной дизайнером музея, коллекцию открыток с видами города и путеводитель «С Пушкиным по Сарапулу», где иллюстрации к сказкам Пушкина, сделанные знаменитым сарапульским художником Дмитрием Мощевитиным, перемежаются с видами города.
«На конкурсе много людей, много контактов. Возникают новые межпоселенческие, межрегиональные проекты. Рождаются новые связи – Сарапула с Кировом, с Пермью. Здесь нам легче общаться и находить точки соприкосновения, обсуждать и туристические маршруты, и сувенирную продукцию. Узнавая, что производят другие, мы уже не станем повторяться, а сделаем сувениры самобытными, отражающими именно нашу местность. Такие мероприятия подстёгивают, поднимают уровень самих сувениров. Мы смотрим друг на друга и стараемся повышать качество изделий,» - говорит руководитель туристско-информационного центра Сарапульского музея-заповедника Ирина Третьякова.
Музей чак-чака из Татарстана представил линейку сувениров «Татарское зрение» с шуточной таблицей для проверки зрения, составленной из букв татарского алфавита. Музей не в первый раз участвует в конкурсе и уже имеет награды.
Директор по развитию креативных проектов Музея чак-чака Ольга Савельева говорит, что туристы, посещающие музей, всегда с интересом разглядывают награды и с радостью покупают сувениры, победившие на конкурсах. Специалист уверена, что для Перми принимать конкурс у себя – большая удача.
Представитель Татарстана считает, что всем конкурсантам состязание позволяет сделать большой рывок в совершенствовании своих продуктов и в понимании критериев успешности сувениров. А по дороге на конкурс можно реально оценить качество упаковки – в каком виде доедут товары, не разочаруется ли турист, когда привезёт сувенир домой.
«Без таких сувениров трудно представить развитие туризма в любом регионе. Всегда хочется забрать с собой частичку увиденного, чтобы остались не просто фотографии, а чтобы что-то грело и передавало эти впечатления. Важность сувениров - колоссальная,» - говорит Ольга Савельева.