(обновлено )
Примерное время чтения: 9 минут
681

«Ценовой демпинг». Эксперт Зорина объяснила закрытие книжных в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Прикамье 12/03/2025
Светлана Зорина
Светлана Зорина Личный архив

Когда-то самой читающей страной в мире называли СССР. Но времена изменились. Книжные магазины всё чаще закрываются.

Президент Ассоциации книгораспространителей и главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина рассказала «АиФ-Прикамье» о тенденциях книжного рынка.

Досье
Светлана Зорина. В книжной отрасли с 1998 г. 1998–1999 гг. – пресс-атташе издательства «Просвещение». 1999–2001 гг. – руководитель рекламного отдела «ИТАР-ТАСС». 2002–2008 гг. – главный редактор «Книготорговой газеты». С 2008 г. – главный редактор журнала «Книжная индустрия». С 2023 г. – президент Ассоциации книгораспространителей. Руководитель Комитета по поддержке и развитию книгораспространения, Российского книжного союза, член правления Ассоциации книгоиздателей России.

О драйверах роста

Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Светлана Юрьевна, можете привести статистику по открытию/закрытию книжных магазинов в России?

Светлана Зорина: По данным проведённого АСКР мониторинга, в России за 2024 г. закрыто 220 книжных магазинов, а открыто 94. Динамика закрытий выросла в 2,5 раза по сравнению с 2023 г.

– Самая читающая в стране – Казань. По обеспеченности книжными магазинами в пятёрке также Самара, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа. Ещё год назад в списке лидеров была Пермь, сейчас она опустилась с пятого на седьмое место.

– Это объясняется тем, что в Перми в 2024 г. закрылись два магазина. Сейчас, по нашим данным, насчитывается 32 книжных магазина.

– Один магазин на 25 тыс. жителей как в Казани или один магазин на 32 тыс. человек как в Перми. Это много или мало для городов-миллионников? Если сравнивать, к примеру, с другими странами?

– В России один книжный магазин приходится на 39 тыс. жителей (это средний показатель обеспеченности по городам-миллионникам). Сравним эти цифры с европейскими. В Турции один магазин приходится на 10 тыс. жителей, во Франции – на 13 тыс., в Германии – на 14 тыс., в Швейцарии – на 20 тыс. жителей. Цифры говорят сами за себя.

Фото: Ассоциация книгораспространителей

– Какие основные тенденции наблюдаются на книжном рынке страны сегодня?

– Драйверы роста книжного рынка в последние годы – это продажи бумажных книг на маркетплейсах, а также продажи электронных и аудиокниг. Только за 2024 г. продажи в интернет-канале выросли на 17,2 %, а продажи электронных и аудиокниг на 30,3 %. Одновременно с этим продажи книжных магазинов ежегодно снижаются, покупательские потоки перераспределяются и уходят в онлайн-канал.

– Много ли книг выпускается в стране?

– По статистическим данным комплекса «Российская книжная палата» РГБ, совокупный выпуск книг и брошюр за 2024 г. составил 103 277 названий, что на 7,2 % выше данного показателя за 2023 г. (96 344 названия). Совокупный тираж печатных изданий составил 369,5 млн экземпляров, это на 10,3 % выше данного показателя за 2023 г. (335,0 млн экземпляров).

– Помните замечательный фильм «Вам письмо»? Крупный книжный гигант вытеснил маленький независимый магазинчик. Теперь маркетплейсы выдавливают и гигантов.

– Ценовой демпинг со стороны маркетплейсов негативно влияет на всю книжную отрасль. Конкуренция должна являться стимулом для развития рынка, а не обрушать канал розницы. Восстановление цивилизованной конкуренции, соблюдение ФЗ «О защите конкуренции» – основные задачи для всего книжного рынка.

– А как сказывается цифровизация?

– Активный рост цифрового канала продаж начался после пандемии, какая-то часть покупателей бумажных книг действительно стала чаще читать в электронном формате и слушать аудиокниги. Однако после прочтения понравившиеся книги в Сети покупатели всё равно приобретают в бумажном формате для домашней библиотеки.

Сегодня приоритетной становится мультиформатная модель потребления книжного контента, когда пользователь одновременно может читать и слушать книги в нескольких форматах: на бумаге, в электронном виде и аудио.

Всё выше и выше

– Какова динамика цен? Как она влияет на спрос?

– С 2021 г. средняя цена реализации книги в магазине выросла на существенные 35,2 % – с 373,96 до 505,44 руб. Рост цен и демпинг со стороны маркетплейсов вынуждают покупателей вcё чаще переходить в онлайн. Только за прошедший год посещаемость книжных магазинов сократилась на 11 %. При этом выросли продажи на маркетплейсах (на 17,2 % по сравнению с 2023 г.), а также наблюдается рост продаж электронных и аудиокниг (на 30,3 % по сравнению с 2023 г.).

Судя по проведённому нами опросу издательств, отпускные цены на книги в 2025 г. могут увеличиться на 15-20 %.

Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

– Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить традиционный книжный рынок?

– Сохранение книжных магазинов – важнейшая общеотраслевая задача. Это позволит обеспечить комплексное и сбалансированное развитие всего книжного рынка России.

Самая острая проблема для книжных магазинов – ценовой демпинг на маркетплейсах. Скидки в период «чёрных пятниц» могут достигать 50-70 %, это подрывает рыночные механизмы развития и дискредитирует книжные магазины в глазах покупателей. Нужно восстановить цивилизованную конкуренцию на книжном рынке с соблюдением норм российского законодательства.

Необходимо обязать маркетплейсы соблюдать ФЗ «О защите конкуренции». Сегодня они имеют льготу как IT-компания, которая позволяет уходить от проверок ФАС и в одностороннем порядке снижать стоимость товара, продавать книги ниже издательской цены. Нужно остановить ценовой демпинг, который разрушает рыночные механизмы развития, и возобновить антимонопольный контроль за ценами.

Фото: freepik.com

Ассоциация книгораспространителей предлагает также ввести целевые гранты на проведение социокультурных мероприятий на территории книжных магазинов. Ведь книжный – это больше, чем магазин. Это интеллектуальный центр города. Важно регулярное проведение лекций, мастер-классов, книжных клубов. Особенно в регионах.

Необходимо сократить налоговую нагрузку на книжные предприятия. С 2025 г. компании с годовым оборотом выше 60 млн руб. становятся плательщиками НДС, это усугубит объём издержек для книжной торговли.

Детская литература

– О будущем. Читают ли дети? Может ли детская литература быть/стать двигателем продаж? Ведь на ней люди вряд ли экономят? И маленький потребитель ещё не переходит на цифровые форматы.

– Продажи детских книг в книжных магазинах по итогам 2024 г. показали отрицательную динамику. Оборот в денежном выражении сократился на 2,9 %, доля детских книг по итогам прошедшего года составила 21,7 % (в 2023 г. – 22,0 %). В целом по рынку ситуация аналогичная, за прошедший год продажи детской литературы сократились примерно на 4 %. Одной из причин этого эксперты отрасли называют демографическую яму, возникшую в результате низкой рождаемости. На продажи детских книг также влияет цена. С ростом затрат на издание красивой детской книги она становится недешёвым удовольствием. В результате зачастую в семьях читают книги, оставшиеся от старших детей. Или берут их в библиотеках.

За прошедший год продажи детской литературы сократились примерно на 4 %. Одной из причин этого эксперты отрасли называют демографическую яму, возникшую в результате низкой рождаемости.

– Как живёт рынок детской книги в России?

– Здесь существуют такие же проблемы, как и во всей книжной отрасли: растут затраты на типографские услуги, что делает детскую книгу с каждым годом значительно дороже, зачастую не хватает необходимой бумаги или сложно найти типографию на книги нестандартного формата. По прогнозам издателей, в 2025 г. детская книга снова подорожает (до 10-20 %), что сделает её ещё менее доступной для покупателей. Рынку необходима поддержка в популяризации чтения, различные программы поддержки детского и семейного чтения.

– Почему молодёжная литература – young adult – сегодня так популярна?

– В книгах young adult поднимаются важные для молодёжи темы – любви и дружбы, становления личности, проблем взросления. Нынешняя молодёжь чаще всего читает бумажные книги. Они рассказывают о прочитанном в соцсетях, встречаются и активно обсуждают произведения в книжных клубах, приходят на встречи с любимыми авторами. Молодёжи важна визуальная составляющая, именно поэтому издатели делают особый акцент на оформлении книг young adult. Всего за несколько лет книги young adult стали неотъемлемой частью литературы, отдельным тематическим жанром. Издатели видят в этой литературе большие перспективы роста, а книжные магазины организуют специальные выкладки и проводят встречи с авторами молодёжной литературы.

– Может, не всё потеряно, раз дети и молодёжь читают книги?

– С детьми и подростками необходимо работать в вопросе приобщения к чтению, ведь они – наше будущее. Нужно прививать культуру чтения в семье, дети должны воспринимать его как интересный и полезный досуг, возможность узнать что-то новое о себе и окружающем их мире, возможность фантазировать и развивать свои навыки. Необходимо широко говорить о книгах на государственном уровне – на радио и телевидении, в соцсетях и СМИ, в детских садах и школах. Только так мы сможем повысить читательскую грамотность молодого поколения россиян.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах